Семейное образование. Программа "Классические Беседы". Православные, будьте внимательны!
Процесс обученияС первого года обучения моего ребёнка в сообществе КБ, некоторые практические моменты меня не только удивляли, но и заставляли задумываться. Прошло пять лет. Сегодня, у меня появились вопросы, а так же переживание за будущее моих детей.Данная статья адресована православным участникам сообщества «Классические Беседы» и является неким подведением итога пятилетнего присутствия в сообществе КБ, где я поделюсь своими впечатлениями и рассуждениями, которые отражены в нескольких моментах.Всё написанное ниже, можно не принять и пройти мимо. Прошу не принимать эту статью как неким "ударом в спину" или очередной критикой "Классических бесед". Всё что написано ниже, это не отрицание важности образования наших детей и я предлагаю отнестись к данной статье без предвзятости. Я буду искренне рад, если данная статья станет для кого то понятной и принятой во внимание.
Знакомство и приход в сообщество.
Мысль о переходе на семейное образование зародилась у меня, но супруга не сразу поддержала её, появилось много вопросов и опасений, на которые мне пришлось искать ответы. Поиск соответствующей информации взял соответственно на себя. Информации о семейном образовании на тот момент времени, было очень мало, но я сразу же обратил внимание на молодое сообщество «Классические беседы». Данная программа была заявлена как христианская, но меня сразу же смутило, что она основана протестанским сообществом Америки. Услышав про российскую адаптацию программы и тем более после просмотра передачи с отцом Димитрием Смирновым, я больше не задумывался и не переживал. Для ознакомления, мы посетили мероприятие действующего сообщества в Новокосино, а так же съездили в Москву, на один из первых семинаров (или практикум, не помню точно), познакомились с российским разработчиком программы, американскими гостями основателями, привезли оттуда информационную литературу. Решение присоединиться к КБ, было принято быстро. Сегодня, мой старший ребёнок занимается в сообществе уже шестой год, в этом году подключили младшего.
Первый момент. Опасная дорожка.
Первоначальным удивлением для меня стала практика работы в сообществе с текстами Священного Писания, их частое толкование и разбор «на косточки» на учебном блоке «Грамматики русского языка». Цитаты вставляются часто, где нужно и не нужно, эта практика стала обыденной, порой «режет ухо». На днях дома увидел небольшую книжечку, которую привезла супруга с первой встречи, её название «Классическое христианское образование. В доступной форме». Пять лет назад я не читал данную книгу толком, так что решил восполнить этот пробел сегодня. Я был смущён, увидев в этой книге толкование некоторых текстов Священного Писания, которые не совпадают с тем, что мы можем видеть в православных источниках:
* Малахия 4:6 «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».
Про воспитание и обучение ребёнка трактует книга, а православный писатель-богослов А.П. Лопухин говорит о деятельности пророка перед пришествием Мессии, который будет призывать к примирению старого и молодого поколения иудеев между собой. Источник
* Притчи 24:3-4 «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом».
В книге, данная притча истолковывается как устроение души ребёнка, путём вкладывания в него разнообразных знаний и интеллектуальных инструментов, приводящих к цели классического христианского образования - обретения мудрости. Это описано в виде строительства фундамента дома, его стен и крыши.
Святитель Иоанн Златоуст толкует её по другому: «Премудростью, разумом и знанием называет Соломон Христа, а домом - Церковь Его, которую Он основал, и хранилища наполнил всяким честным и добрым богатством. Хранилища - сердца уверовавших во Христа, живущих по примеру Его, исполненные добрых мыслей, слов и дел, потому что через это удостаиваются вечных благ». Источник
Из какого источника взяты эти толкования, что я отвечу, если ребёнок задаст мне подобный вопрос? Или это по принципу «Писание изъясняет само себя»? Но это путь опасен и чужд православию, он прививается моим детям вне нашей церкви, мы привыкаем к этому.
На эту тему писал замечательный богослов XIX века святитель Игнатий Брянчанинов: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, произнесший через пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие, и толкование его - дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь!
Я участвовал в крайнем летнем практикуме по теме соли, где у меня в самом начале мероприятия появился вопрос, а не кощунство ли это? Да, соль очень хороший и интересный для познания минерал, который можно и нужно прорабатывать классическим методом, но сама Евангельская притча о соли с её духовным смыслом и какая то голограмма (или схема) по ней, были как то не уместны в начале мероприятия.
Ведь с как благоговением мы слушаем в храмах чтение Святого Евангелия, смиренно стоим и внимаем в тишине Слову Божиему с приклоненными головами. Опасное «семя сеем», когда так «приземляем» и «обмирщаем» Слово Божие, приучая к этой практике наших детей. На примере множества еретических христианских течений, мы можем видеть плачевный результат подобной деятельности.
Второй момент. Интеллектуальное или духовное?
Иногда, вспоминаю рассказ Ирины, не дословно конечно сейчас передам его, но смысл в том, что некий профессор или учёный, ознакомившись с программой КБ, спросил - Кого Вы хотите сделать (или вырастить) из своих детей? Подобный вопрос я тоже часто задаю себе, добавляя - Для чего или Кого я воспитываю своих детей, для мира или Бога?
* Интеллектуальное тщеславие - это отклонение характерно для тех, кто живет в мире фантазий, жизнью мозга и интересами воображения.
Это умаление Христа до уровня холодного, книжного знания, которое есть лишь тщеславный самообман заносчивого ума, «плотского мудрования», напыщенной претенциозности тех, кто может говорить обо всем, но при этом ничего не знает и ничем не живет. И такое «Православие» губительно, ибо оно убивает Дух, создавая основанные на фантазиях «философии» и, следовательно, не являясь настоящим Православием.
Протоиерей Андрей Филлипс
Я буду очень сожалеть и винить себя за то, если из моих детей вырастут «интеллектуалы-спорщики», подкованные разнообразными логическими инструментами и аргументированно доказывающие свою точку зрения, где нужно и не нужно. Смогут ли они соблюсти ту тонкую грань, когда их точка зрения (мнение) не станет категоричной и «железобетонной», смогут ли они при всей своей «правоте» смиренно отступить вовремя в сторону? В этой ситуации, поможет только духовная интуиция, но если таковой нет, в связи с отсутствием практики развития этого чувства, тогда человек окажется на краю смертельно-опасной пропасти.
Боже упаси, что бы моя выросшая дочь, начала отстаивать своё мнение в новой молодой семье, пригвоздив усвоенными интеллектуальными инструментами мужа к стене, как Лютер свои тезисы к двери.
* Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они - утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на котором обыкновенно восседает Святый Дух, разрушают то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Полезны ли будут моим детям способность и умение завоевания аудитории при помощи сладкоголосых слов-убеждений, какую пользу это принесёт их душам в наше время? Станут ли они хотя бы на шаг ближе к своему спасению? Нет, это не тот путь. Не будем льстить себе, упоминая имена Иоанна Дамаскина или Василия Великого (вместе с его бабушкой и родителями, о благочестивой ревности которых мне можно только мечтать). Если мы уже говорим о них, то давайте будем писать в первую очередь об высоте их духовной жизни, о том, что они были выдающимися подвижниками-аскетами.
* «Сколько бы мы не учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. И мы, монахи, учимся в законе Господнем день и ночь, но далеко не все познали Бога, хотя и веруют.
Иное дело веровать, что есть Бог, и иное - знать Бога.»
Прп. Силуан Афонский
Меня мало волнует невыученная детьми штудия, не подготовленный доклад или эссе. В первую очередь меня заботит сердечная (духовная) чистота моих детей, а не развитие их повреждённого грехопадением рассудка.
* «Должно очиститься сердце, чтобы в нем почивала Благодать Божия. «Сердце чисто созижди во мне Боже» (Пс. 50:12), - не так ли говорится в псалме? Когда сердце мужское или женское очистится, в нем обитает Христос.»
Прп. Паисий Святогорец
* «Христос познается в нас через чистоту, ибо Он чист и обитает в чистых.»
Прп. авва Исаия
* «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце: на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского»
Праведный Иоанн Кронштадтский
Высшие функции духа человеческого, такие как - вера в Бога и любовь к Нему, осуществляются сердцем. А что имею сегодня в своём сердце лично я и мои дети? Я искренне признаю, что не могу изменить себя, не могу побороть свои греховные привычки и страсти, которые вьются у меня в сердце как шипящие змеи в своём логове. Что будет со мной ТАМ, если я не проснусь в четверг? Что будет с моим ребёнком, если его не станет завтра? Я не боюсь таких вопросов и размышлений, они полезны для православного человека.
* Смерть никого не оставляет, и чем дольше живем, тем ближе она к нам. Этот предел Божий как неизвестен нам, так и весьма страшен, Неизвестен, поскольку смерть похищает без разбора старых и молодых, младенцев и юношей, готовых и неготовых, праведных и грешных. Страшен, поскольку отсюда начинается нескончаемая, непрестающая, всегда пребывающая вечность. Отсюда мы отходим или в вечное блаженство, или в вечную муку; 'или в место радости, или в место плача. Отсюда мы начинаем или вечно жить, или вечно умирать; или вечно царствовать на Небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать в аду с сатаной и ангелами его.
Свт. Тихон Задонский
Я ежедневно переживаю, видя всё более и более проявляющиеся в сердцах моих детей намеренную ложь и самооправдание, мне больно от их возрастающего самомнения и лицемерия, непослушания и своеволия, хвастовства и зависти, осуждения и прочее, прочее, прочее…
Слава Богу, что дети это не отрицают, не уходят от разговора со мной на эти темы.
* «Да́ждь ми́, сы́не, твое́ се́рдце...» Притч.23:26
Толкование свт. Феофана Затворника: «Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Господь. И отдадим его. Припомните притчу о десяти девах - Чего недоставало юродивым? Внутреннего делания. Внешне они были исправны,- девство соблюли, и постов не нарушали, и в храм Божий ходили, и прочее, уставом положенное, исполняли; а об устроении мыслей и чувств не попеклись. И было сердце их, вместо храма Богу,- дебрь, всякими дикими растениями заросшая, полная гадов и насекомых, или запустелое здание,- жилище филинов и нетопырей.»
* «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» (Матф.5:8)
Про самое важное и главное, что есть в человеке - сердце, можно почитать у Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), во второй главе книги «Дух, душа и тело», кстати, она рекомендована сообществом.
Хочется ещё сказать о том, что я не хотел бы видеть своих детей обычными воскресными прихожанами храмов, соблюдающими только внешние обряды и предписания церкви.
* «…Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.» Лука 10:41-42
Я желаю им вырасти истинными православными людьми, живущими по заповедям Христа, ведущими внутреннюю духовную жизнь и очищающими своё сердце.
* «Живу́ же не ктому́ а́зъ, но живе́тъ во мнѣ́ Христо́съ...» Гал: 2: 20-20
Добавлю об одном важном моменте наших семей, которые должны быть малой Христовой церковью.
* «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» 1 Кор. 11:2.
Традиционная иерархия, это Бог - муж - жена - ребенок. Муж подчинен Богу, жена подчинена мужу, ребенок - родителям. Я не знаю ни одной такой семьи, где бы соблюдалась семейная иерархия. В преобладающем большинстве семей, дети стоят на первом месте, всё крутится вокруг них, всё подчиняется им. Это неестественное состояние православной семьи, это какая-то другая религия, во главе которой созданный нами кумир. Более того, чрезмерное усердие в образовании или каком либо направлении развития ребёнка, доводит некоторых родителей до фанатизма. Кстати, такой же нездоровый подход слишком «православных» родителей можно наблюдать в процессе церковной жизни своих детей.
Кто глава в нашей семье, легко проверить на практике. Достаточно посчитать какой объём времени в течение дня наша умственная энергия обращена к Христу и сколько времени наш ум «плавает» в вопросах образования и развития детей. Моим словам можно возразить - Наша образовательная программа христианская, которая говорит о Боге и созданном Им мире, учит познавать Его. Говорить о Христе можно всю жизнь, даже очень и очень много знать о Нём, но на практике не познать, не встретить Его или уйти совершенно в другую сторону. Про подобные разговоры о Боге, я писал выше, а по теме пути Его познания поговорим далее.
Если я считаю себя православным христианином, то мне необходимо учиться в первую очередь христианской дисциплине и трезвению ума, приучать к этому своих детей.
* Дети воспитываются именно примером родителей своих. Всякое словесное поучение, всякое педагогическое искусство - ничто, пустота, по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
* «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8)
* «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк.13:37).
* "Разум невозделанный и долгим временем неочищенный есть разум неразумный, неправый и неистинный разум. В разуме бывает различие, как и во всех внешних вещах: бывает разум совершенный, духовный, бывает разум и весьма грубый, плотский. Кто не позаботится самолично пройти тесным путем евангельским и будет иметь небрежение об очищении ума, тот слеп душой, хотя и всю внешнюю мудрость изучил. Он держится только буквы убивающей, а оживляющего духа не принимает. Ум, будучи очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и внутреннее, ибо он духовен..."
Свт. Димитрий Ростовский
Третий момент. Пути богопознания.
Одной из целей программы нашего сообщества является подготовка ребёнка к познанию Бога. Существует два пути богопознания - естественное и сверхъестественное.
1.Естественный путь. Данный путь не очищает сердце человека.
Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. Источник
Согласно прп. Феодору Студиту, «Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и изыскание, естественными пользуясь способами и силами».
Существует несколько способов этого богопознания: через естественные Откровение в виде исследование природы, познание самого себя, исследование человеческой истории.
Следующей после естественного Откровения «ступенью» богопознания является познание через Священное Писание и творения св. Отцов. Место этого вида богопознания условно можно определить как промежуточное между богопознанием естественным и богопознанием сверхъестественным.
В обоих случаях приобретаемое знание будет отвлеченным знанием о Боге, но не опытным знанием Бога. Преп. Симеон Новый Богослов обличает тех, которые «говорят и думают, что знают Истину, Самого... Бога, из внешней мудрости и из писмен изучаемых, и что сими средствами они стяжавают познание сокровенных тайн Божиих, которые открываются только Духом»
В этот путь включена так же и богословская наука. Этой темы касается прп. Софроний (Сахаров):
* Есть фактически один путь воспитания в Церкви: через школы и богословскую науку. Но да будет позволено мне сказать, что этот путь все же не более чем паллиатив. Наше время особенно показывает «бестолковость» богословских наук. Через науку нельзя понять Бога экзистенциально и жить Им.
* Я хочу, чтобы вы были тверды действительно и не колебались, когда встретитесь с красноречием многих докторов богословия, которые доказывают все, что хотите, с великим искусством словесным. Теперь не помню, где и когда, я слышал об одном случае. Один профессор богословия в Академии перед своими слушателями-студентами гениально представил догмат о Святой Троице, но затем все погасил одной лишь фразой: «Кто хочет верить, тот пусть верует!» Этим он уничтожил свое слово.
Рекомендую ознакомиться с трудом святителя Григория Паламы, с первой частью «Трёх Триад», под названием «Для чего и до каких пор полезно заниматься словесными рассуждениями и науками».
2.Сверхъестественный путь. Новозаветный путь, к которому всех нас призывает Христос, ведущий к очищению человеческих сердец и соединению с Ним. Развитым интеллектом и логикой этот путь не постигается. Истина постигается только духовным разумом, а не приземлённым рассудком.
* Мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общение человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни...
...Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией.
Отрывок из беседы прп. Серафима Саровского с Мотовиловым
* «Собравшись все в себе и очистив ум - услышьте величие Таинства!»
Так восклицает божественный и святой Григорий Палама, уясняя учение о «трезвении» или об «умном делании». Поистине святоотеческое учение о «трезвении», об опытном Богопознании, есть величественное Таинство. И наука об этом Божественном предмете у св. Отцов стройна и преславна, достойна чести ума бесплотных Ангелов, потому и названа богомудрыми Отцами:
«наукой из наук» «художеством из художеств» и Таинством.
Об этом самом предмете и вел беседу Спаситель с мудрым еврейским богословом - Никодимом, не разумевшим сего таинства. Ибо внешнему, книжному богословию жизнь духа недоступна. Внешнее богословие о вещах внутренних, духовных, составляет и понятие внешнее. Речений Слова, словес Духа ученый разум, наученный от книги, не слышит и не разумеет. «Рацио» духовного знания не воспринимает.
Духовное знание дается духовному житию. В меру благодатного жития бывает и мера благодатного ведения.
«Душа видит истину Божию по силе жития». (св. Исаак Сирский, Слово 30).
Превратно понимали те, кои считали достаточным одного книжного богословского образования для духовной деятельности, для предстояния перед Престолом Божиим.
Это понимание не православное - протестантское, рационалистическое, заблужденное, пагубное для дела Божия, чуждое Духа Божия. В таком понимании скрывалось не только невежество духовное, но и скрытая, тайная враждебность к христианству, к Церкви Божией. Это понимание проводили в жизнь скрытые враги христианства.
Одно книжное Никодимовское богословие без жития по Божьему Слову - пустоцвет, тело без души, труп. И притом - труп, исполненный трупного яда и отравляющий всякого, кто прикасается к нему неосторожно.
Протоиерей Иоанн Журавский. «О внутреннем христианстве».
Завершение
Сегодня, моя жизнь похожа на имитацию Православия, в основе которой соблюдение нравственно-моральных устоев, внешнего делания, исполнения положенных церковью правил и обрядов. Чем я отличаюсь от неверующего человека, живущего по совести, а так же язычника или еретика? Ведь и среди них много достойных, добрых и отзывчивых людей, которые соблюдают нравственные законы, ведут моральный образ жизни, делают добрые дела. Многие из них тоже веруют во Христа, соблюдают предписания своих церквей и собраний, много читают и знают о Боге, даже цитируют наизусть Священное Писание.
Как я могу доказать своим детям отличие нашей Веры от других христианских конфессий, показать величие и духовную глубину Православия? На этот вопрос, пусть каждый ответит себе сам…
Дай Бог всем нам духовного зрения и здравия!
p.s. Если я доставил Вам какое либо неудобство или возмущение, разместив на вашем ресурсе ссылку на данную статью, то простите меня пожалуйста.
Тематическая статья: "Семейное образование в православной семье. Впечатления от пятилетнего опыта..."
"Православный папа" в ВК, присоединяйтесь! https://vk.com/pravoslpapa
#классическиебеседы #семейноеобразование