Брак перестал быть святыней ...
У меня все получится!!!Все чаще мы слышим слова: «Умирает семья в России». Не хотелось бы сгущать краски, но ведь мы прекрасно знаем, что страдает сегодня не только семья ...

Все рушится, когда человек забывает о Боге: здоровье, нравственность; начинаются скорби, испытания … Как будто Сам Господь показывает нам, что брак созидается Богом, и супруги должны жить по законам духовным. Ведь семья, какой мы ее знаем, появилась после воплощения Спасителя. Конечно, были семьи и до Христа, но они были другими. Семья новозаветная, освященная таинством венчания, живет в Православной Церкви, соблюдает ее устав, несет в себе благодать Святого Духа. А что представляет из себя человек, лишенный духовных ценностей?
Вспомним притчу о блудном сыне. Юноша жил в отчем доме, все у него было, все его любили, но он не захотел быть в послушании у отца. Господь никого не держит. Уходи. Поживи вне отчего дома. И что дальше? Сын уходит, растрачивает свое имение, постепенно теряет все дары, которые дал ему Господь: и здоровье, и разум, и нравственную жизнь, и целомудрие. Он пытается утолить свой духовный голод разного рода развлечениями: пьянством, блудной жизнью… И каков итог? Наследство растрачено юноша нанимается на работу, но даже рожков, которыми кормят свиней, ему не дают поесть досыта. И только теперь, когда все потеряно, к нему приходит раскаяние и желание вернуться к отцу, чтобы попросить прощения.
Душа наша по природе христианка, она богоподобна и не может питаться суррогатами. Те самые рожки, которые он просил и которыми не мог насытиться, — конец его вольной жизни и символ того, что происходит сейчас с нашим обществом. Люди хотят построить свое счастье сами, вне Церкви. Лишившись Святого Причастия, которое есть истинная Пища и истинное Питие, они силятся наполнить душу разного рода заменителями и заболевают. Душа не бывает здоровой, если ее не лечат, а лечить душу можно только в храме, потому что храм — это духовная больница.
Грех царствует в мире, поэтому разрушается личность, распадаются семьи; низвергнутой оказывается нравственность. Ведь где нет благодати, там нет ничего светлого и радостного, где отход от Церкви — там разруха и деградация. Люди, которые созидают свои семьи в лоне Церкви — счастливы, потому что «Господь с ними». У каждого из нас должна быть твердая уверенность в том, что Бог дает все, в том числе и семейное счастье: только приходи и бери. Брак никогда не распадется, если супруги относятся к ному как к святыне, дарованной Господом, которую нужно бережно хранить.Христианская семья, освященная таинством венчания, — это самая большая Человеческая ценность, это путь спасения для большинства из нас, который благословил Сам Господь, Совершив свое первое чудо на брачном пире в Кане Галилейской. Святые отцы писали, что «царским» Путем спасения является жизнь либо в семье (семейное общежитие), либо в монастыре (монашеское общежитие). Жизнь в общежитии всегда понималась как самое лучшее и безопасное состояние, в котором человек может духовно совершенствоваться. Недаром даже в монашеской жизни был строгий закон, который запрещал подвижнику уходить в затвор, если не был пройден путь послушания и труда на благо «братии во Христе».
Церковь часто сравнивают с кораблем, на котором верующие переплывают бушующий океан земной жизни. Семья — тоже своего рода корабль, пристанище, где человек может укрыться от бурь, переждать непогоду, отдохнуть в тепле домашнего очага, собраться с силами, утешиться, — и снова начать нелегкий путь восхождения к вечной Любви. И если мы избираем путь спасения в семье, то важно оберегать ее, свою малую Церковь.
«И будут два одною плотью»
После таинства венчания муж и жена становятся как бы единым организмом, глава которого, по подобию Церкви, Сам Христос. С этого момента жизнь молодых супругов должна стать их общим делом. Вот почему так важно для сохранения семьи жить вместе. Известны случаи, когда в поисках работы муж уезжал «за тридевять земель» на год или больше, а когда возвращался, то понимал, что семьи как таковой уже нет.
Второе важное условие существования семьи — это ограничение родительского влияния на молодых супругов. Современные родители слишком активно вмешиваются в жизнь детей, поэтому хочется пожелать молодым начинать семейную жизнь отдельно. Но читатель может спросить: «А как же при этом не нарушить заповедь о почитании родителей? Ведь молодые забудут отца и мать, если отделятся с самого начала!». Обычно этот вопрос задают родители. Их можно успокоить такими словами: Сам Господь сказал, что «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей; и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5). Оставление родителей для создания новой семьи — это порядок, установленный на земле Богом. Родителям надо смириться и вспомнить начало своей жизни. Как раньше, так и теперь все молодые семьи мечтают о собственном доме. Родители не будут забыты, просто они займут новое место в жизни своих детей. Молодые не обойдутся без родительской помощи, когда у них появятся собственные дети. Отцу с матерью надо почаще вспоминать о том, что детей дает Бог, и на них нельзя претендовать как ни на собственность.
Молодая семья похожа на хрупкий росток. Для его жизни необходимы свет и тепло, которые бываюттак сложно сохранить! Сближение молодых людей, притирка характеров, поиск взаимопонимания в трудных жизненных ситуациях и множество других вещей — все это составные части того цементирующего семью раствора, который должен создаваться без «помощи» посторонних. Жена, как правило, спокойно смиряется с особенностями характера мужа, которые кажутся ужасными ее маме. Взрослым семейным людям можно давать советы только тогда, когда они сами об этом попросят. Самая большая помощь родителей — это их молитва о детях и правильное воспитание.
Мы, конечно, не говорим о тех случаях, когда невозможно приобрести отдельное жилье. Купить квартиру сейчас мало кому под силу, снимать ее — дорого, это всем известно”, и когда у людей нет такой возможности, их, конечно, никто не осудит. Но когда мужчина хорошо зарабатывает, то создание необходимых условий жизни — это то, во что он должен вложить капитал в первую очередь. Можно подыскать недорогое жилье. Пусть оно будет не слишком комфортным, неудобно расположенным, на первые годы жизни — съемным, но это тот главный вопрос устройства быта, который надо решать прежде остальных. Можно попросить отца с матерью разменять квартиру для молодых. Правда, иногда родители прилепляются к своему жилищу или считают, что все должны жить вместе. Поэтому порой они не хотят разменивать даже очень большую жилплощадь. Совместное проживание всегда было уделом деревенских жителей или владельцев особняков. Мы по своему опыту знаем, что, когда многочисленная родня собирается на даче, где есть физический труд, свежий воздух и много места, конфликтные ситуации возникают гораздо реже, чем в замкнутом пространстве городской квартиры.
Молодым не надо бояться материальных трудностей самостоятельной жизни. Лучшее недоесть и похуже рдеться, чем все время ссориться со своими близкими. В браке совершается духовная тайна. Муж и жена соединяются в таинстве венчания и становятся единым целым, поэтому родители, как бы дороги они ни были, уже не могут иметь для них прежнего значения. Для женатого на первом месте — жена, для замужней — муж, и только потом мама и папа. Грустно видеть мужчину, который пытается одинаково любить жену и маму; ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. Жена хорошо чувствует, что она — не первая, мама ревнует сына к жене, и конфликты вырастают из ничего. Поэтому, когда дети принимают решение устроить свою жизнь, они должны найти смелость объяснить папе с мамой, что, венчаясь, берут на себя ответственность за сохранение своей семьи, у которой должен быть собственный дом. А родителям надо найти в себе силы смириться и ждать, когда дети позовут и попросят их помощи.
Трудно ли быть одним целым?
Итак, семья — это единый организм. Когда она создана, все труды должны быть направлены на ее укрепление. Вместе надо жить, вместе трудиться, вместе есть, вместе посещать храм Божий, вместе решать трудные вопросы воспитания детей и устройства быта. Все должно стать общим: и радости, и трудности, и родители, и друзья, которых надо искать тоже среди женатых людей. На друзьях семьи хотелось бы остановиться чуть подробнее.
После свадьбы хорошо дружить семьями. Для общего дела теперь не полезны незамужние подруги и неженатые друзья. Но почему так? Почему не советуют дружить с теми, кто еще не устроил свою жизнь, разве они — плохие люди? Этот совет имеет простое объяснение. О чем говорит холостой человек? О свободной жизни, о том, что хорошо иногда побыть одному, можно куда-то сходить, съездить, можно отдохнуть, развлечься, — обремененный заботами семьянин может невольно соблазниться его речами. Нам нельзя забывать о том, как много искушений терпит православная семья от разговоров о «свободе» нецерковных людей. Для женщин, например, это может быть участие в обсуждении чужих мужей. Надо пытаться всеми силами уходить от опасности, потому что часто именно разговоры вносят разлад в отношения.
Конечно, не стоит впадать в крайность, отвергая хорошего друга, если он еще не нашел себе спутника жизни, просто не следует забывать о немощи человеческой природы. Ведь бывало, что в добрачный период даже верный друг проявлял повышенный интерес к девушке, на которой человек остановил свой выбор. Известны случаи, когда родная сестра отбивала жениха у невесты. Затаенная обида часто дает горькие плоды по прошествии времени. Но, даже если друг искренне желает тебе благополучия, нужно понимать, что он остается с теми ценностями, которые сильно отличаются от твоих. А если будет продолжено общение, то невольно семьянин расскажет о своих заботах, материальных трудностях, бессонных ночах, постоянном терпении своей «половины». А человек свободный захочет помочь «добрым советом», предложит «расслабиться», посоветует «отдохнуть от любимой супруги», напомнит о приятной холостяцкой жизни с ее радостями и удовольствиями, и здесь недалеко уже и до греха. Не надо избегать общения, просто оно не должно приносить вреда.
Молодым супругам полезно вместе посещать многодетные семьи, где дети одним своим видом дают силы и желание сделать семью большой! Многие православные пастыри не затворяют дверей своей домашней Церкви и позволяют духовным чадам приходить к себе в дом не столько для помощи по хозяйству и уходу за детьми, сколько для того, чтобы показать, как должна стремиться жить православная семья. От такого общения — и польза, и духовное назидание. Молодые православные супруги должны подходить к проблеме общения с окружающими с осторожностью и рассуждением.
Если дела, которые молодая семья делает вместе, укрепляют отношения, то любая разобщенность семейные узы расстраивает. Мы не будем подробно останавливаться на том, что такое «разобщенность» и как надо ее избегать, у каждого из нас есть свои особенности. Главное, — надо знать, что если супругам нравится порознь проводить свободное время, то, в конце концов, их взаимная связь сначала ослабнет, а потом и совсем прервется. В миру считают, что муж и жена должны отдыхать друг от друга, но мы, христиане, так рассуждать не должны. Господь подаст уставшему человеку и силы, и внутренний отдых. Кроме того, есть хорошее выражение, что «смена труда есть отдых». От чего же нам отдыхай на стороне? От любимых людей, от счастья, от настоящей жизни, от того, благодаря чему мы имеем возможность спастись? Нет, «отдых на стороне» — это времяпрепровождение не для православного человека.
Как часто мы замечаем, что муж и жена, прожившие вместе долгие годы, становятся похожими друг на друга. Мало того, они начинают одинаково мыслить, говорить. Как будто Господь показывает окружающим, как терпеливые люди могут уже при жизни стать плотью единой. Чтобы понять духовную основу семьи, нам надо почаще вспоминать, как устроен наш организм. Никакой член его не может существовать отдельно от целого. От внешнего разобщения происходит разобщение внутреннее. Поэтому важно поскорее научиться жить в семье, терпеть друг друга, и Господь обязательно даст почувствовать, что такое общая радость.
Семейную жизнь можно сравнить с монашеством. При постриге монахи дают обещание не выходить за пределы монастыря без благословения настоятеля. Монахи, которые прожили в монастыре, не выходя за его стены по двадцать-тридцать лет, являют в себе соцветие всех добродетелей. Это великий подвиг — пребывать в обители постоянно. Так же и в семье (мы, конечно, не говорим о работе и посещении храма), — любой выход за ее пределы должен предприииматься с благословения второй половины. Надо научиться отдаваться на волю своего спутника. Если каждый из супругов будет настраивать себя на семейную дисциплину, тогда все будет хорошо.
Мы знаем, как трудно жить в миру православным. Его манящий блеск можно сравнить с мерцанием огоньков на болоте. Поблескивают они в темноте своим призрачным светом, заманивая в трясину уставшего путника, а он, прельщенный, забирается в самую гущу, для того только, чтобы остаться в одиночестве посреди трясины и уже не знать совсем, как ему выбраться. Так же зовет мир: «Приходи, вкуси, насладись…». А «насладившись», человек бывает готов наложить на себя руки от горького осознания того, что не смог увидеть опасности. Душа наша богоподобна. Никакие развлечения не могут дать ей истинной Пищи. Конец у неправильного пути всегда один: человек приходит к жуткому состоянию опустошенности. Поэтому как раньше, так и теперь, нельзя идти на поводу у времени. Десять веков с момента Крещения Руси люди жили по законам христианства. Нам нет нужды учиться «общечеловеческим ценностям». Нам надо возрождать свои традиции, в том числе и семейные. Жизнь — это великая задача труда, терпения, рождения, и чем раньше человек поймет это, тем легче ему будет.