На конференции по теме «Отмена ЕГЭ — первый шаг на пути к возрождению образования», прошедшей 5 декабря 2013 года в Москве, были сформулированы предложения по возрождению отечественного образования. Об этом сообщает пресс-служба общественного движения «Суть времени».
Видео здесь:
(посмотрите, оно того стоит!)
Несмотря на серьезность и важность темы, обсуждение прошло в очень непринужденной обстановке. Докладчики выступали по очереди и делились «наболевшим» — проблемами работы со студентами, пострадавших от «подготовки к ЕГЭ».
На конференции выяснилось, что механизмы, запущенные введением системы ЕГЭ, являются в действительности устрашающе разрушительными. Сейчас ЕГЭ одновременно выступает и в качестве государственной итоговой аттестации, и в качестве вступительных испытаний в вузы. На деле же можно с уверенностью сказать, что выпускные экзамены в школе по факту просто отменены, ведь оценка за ЕГЭ никоим образом не влияет на оценку в аттестате, для получения которого достаточно «не двойки» по математике.
Система школьного образования также приспосабливается к требованиям ЕГЭ. Теперь учеников для сдачи ЕГЭ по определенному предмету готовят по одной из стратегий: «получить все, что угодно, лишь бы не двойку» и «получить максимальный балл». Знание и понимание предмета здесь, очевидно, неважно. Так как в одном классе одновременно учатся представители обеих стратегий поведения, учитель попросту не может выработать оптимальный режим учебы и идет по пути наименьшего сопротивления – «натаскивания» на ЕГЭ.
Уровень образования в вузах также сильно страдает из-за введения ЕГЭ, так как студентам необходимо подтягивать свой уровень знаний хотя бы до уровня школьной программы. Вузы сейчас фактически создали альтернативную систему вступительных экзаменов, которые проводят в форме олимпиад. Показательным является и то, что «флагман» введения ЕГЭ — Высшая школа экономики – сама проводит олимпиады, но всячески старается ограничить в этой деятельности другие вузы.
Введение ЕГЭ привело к появлению целого нового рынка услуг онлайн-поддержки учеников репетиторами на ЕГЭ. С появлением и распространением смартфонов и прочих гаджетов реализовать такую услугу проще простого. Каков результат? Коррупция, с которой должна была бороться система ЕГЭ, вышла на новый уровень своего «развития».
2013 год был ознаменован многочисленными скандалами о «сливе» ответов на ЕГЭ и их распространении в сети Интернет. По свидетельству чиновников факт «слива» не повлиял на качество и строгость проведения ЕГЭ, хотя на деле именно в 2013 году количество работ, набравших 100 баллов по некоторым предметам, увеличилось почти в 10 раз.
Сейчас чиновники ломают голову над тем, как сделать систему ЕГЭ прозрачной и некоррупционной, не пытаясь при этом менять ни сам принцип его проведения, ни исполнителей, виновных в этом преступлении: имеются доказательства того, что никаких пресловутых хакерских атак на сервера материалов ЕГЭ совершено не было.
Ученым и преподавателям очевидно, что система ЕГЭ несостоятельна и не решает ни одну из задач, под которые она создавалась. Ситуацию, которая сложилась в системе среднего образования, можно уверенно назвать кризисной. Для того, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию участники конференции предложили следующее:
- Вернуть выпускные школьные экзамены. Наиболее эффективной формой проведения таких экзаменов является устная форма.
- Отменить системы ЕГЭ и ГИА.
- Систему вузовских олимпиад перевести в систему досрочных школьных экзаменов.
- Для достижения прозрачности и общедоступности осуществить внедрение электронной системы зачисления в вузы.
По итогам конференции с докладом выступил С.Е.Кургинян. Он сообщил о том, что проблема введения ЕГЭ является, безусловно, очень важной, и движение «Суть времени» обязательно присоединится к борьбе с системой ЕГЭ. Однако, для развития российского образования этой меры недостаточно. Проблемы российского образования лежат гораздо глубже, и для их преодоления необходимо полностью изменить систему образования, основываясь на лучшем из опыта советской школы и современных эффективных образовательных методик. Для достижения поставленных целей будет создан сектор из деятелей образования и науки для разработки новой образовательной программы.