Излишнее знание правил мешает писать грамотно?

Лучший ответ

Просто на каждое правило есть пара сотен исключений, в этом-то и проблема.
12.05.2023
Anna Nicole, и это тоже...
12.05.2023
Пишу грамотно интуитивно, как и Вы. Просто знаю, как правильно, и все, а почему - не знаю. Правил половину не помню. Сейчас с сыном даже не пытаюсь их выучить, меня они только путают)
12.05.2023
Ольга, мне пришлось в началке этим заморочиться, потому как им часто требовалось писать слова на правила, которые ещё не изучали. В той же окружайке или ещё где. А писать их правильно без знания хоть каких-то правил, для моей было нереально. Если Люба ещё может запомнить, то Маша - нет. Только правило, логика и т.д. Выдохнула в 4-м, когда, наконец, и в школе правила нормальные пошли, и на курсах усиленный русский начался.
13.05.2023
Добрый день, я все же присоединяюсь к мнению, что правила должны объясняться по возрасту и возможностям понимания/применения. Специально спросила свою шестиклассницу, как им объяснили. Говорит, что "свиной" - исключение из слов с окончанием основы на "н". Туда же цвета, румяный, юный, тюлений... Возможно, первородность пригодится на этапе высшего образования, чтобы понимать закономерности языка, но в средней школе проще, на мой взгляд, тот вариант, который описала выше.
12.05.2023
Taira, я у своей спросила, она все эти слова им как первородные объясняла. Возможно, что ваше объяснение и проще, но суть дела не меняет. Его также можно забыть, подумав что свиной образован от существительного свинина. Тут главное, что не запоминается написание слов. А везде применяются правила и выстраиваются логические цепочки. Она мне вчера так и сказала: я не могу нормально написать, пока не выстрою логическое объяснение, почему тут надо одну или две н писать. А в русском языке столько исключений...Вот мне и кажется, что иногда правила только мешают нормально писать. А так по хорошему надо зрительную память развивать и запоминать, как слова пишутся...
12.05.2023
iren, от свинины было бы свининный)))
12.05.2023
Светик, не обязательно. Это ж русский язык, тут всё как Бог пошлёт. Иностранцам чудовищно сложно это понимать))
13.05.2023
ЯМайскиЙKot Жду весну!, так и нет такого слова. Но правило на него распространялось бы)))
13.05.2023
Светик, что-то я такого слова не знаю 🤣 Хотя по логике да, именно так. Но у меня с логикой бяда, а свиной на слуху.
13.05.2023
iren, я, когда общаюсь с ребенком, прямо по классике каждый раз говорю "нас не так учили" :) У детей на русском с первого класса не просто логические цепочки в голове, они пишут большинство упражнений с орфографическими полями: лист делится на три части, в 2/3 - текст с выделением всех орфограмм, а в 1/3 - краткое объяснение по каждой орфограмме, считай, указание правила, по которому слово написано. Посмотрим, насколько это будет эффективно, но пока вроде работает...
12.05.2023
Taira, честно, я не знаю, как мои пишут. И что пишут. В общем и целом грамотность за этот год возраста в разы, но вот такие ляпы бывают. И потом логические цепочки хорошо выстраивать тем, у кого с этим нет проблем (как у моих). А вот у меня проблемы с этим, я при всём желании их выстроить не могу 🤷 Ваша, видимо, тоже с логикой дружит.
13.05.2023
Я знала все правила в школе, была вечно межжу 3 и 4, да и то 4 скорее потому, что остальное все было прекрасно. Читала запоем с 6 лет, не помогло. Мама не знала почти ни одного правила, писала всё правильно всегда. Её школьная подруга как и я с ошибками. Учителя у них были одни))
12.05.2023
Анна Нартова, ну вот да. Правила знаю, пишу не пойми как. Это про моих. А у меня да, ровным счётом наоборот.
12.05.2023
iren, еще помню, что стоило мне задуматься, а как пл правилу, то 90% ошибка)). Не задумаюсь, есть вероятность, что напишу правильно))
12.05.2023
Какая хорошая тема! Вообще "свиной" вроде как исключение, его учат. Но далеко не все исключения озвучиваются при изучении правил. У меня в детстве была точно такая проблема: писала слово по правилу и делала в нем ошибку. С возрастом это само подправляется, если есть языковая интуиция (заодно правила забываются и перестают смущать :)). Но вот насмотренность, кмк, работает, только если смотришь с прицелом. Надо уяснить какое-то правило, выцепляешь его в тексте и запоминаешь. Именно поэтому очень полезно выводить правило из практики самому, а не знакомиться с ним в теоретической формулировке. Но если цели уяснить правило через текст нет, то насмотренность не повлияет на активную грамотность (т.е. когда сам пишешь что-то, максимум, уже в написанном заметишь, что что-то не так).
12.05.2023
Анастасия, как Маша сказала - это первородное слово. То есть оно образовано не от существительного свинина, а сразу было прилагательным. Поэтому там одна Н. Я про первородное слышу впервые. Но в любом случае им, значит, про это говорили, раз она знает 🤷 Но вспомнила об этом уже после диктанта. Для меня в принципе загадка, как можно свинной писать. Но это я. Я очень плохо любые правила знаю.
12.05.2023
iren, у вас уже опыт :) Может, в 12 лет вы б тоже так написали без особых мук. А вообще действительно проще запомнить, как пишется "свиной", чем всю эту эпопею с первородным словом.
12.05.2023
iren, я, кстати, пошла почитать про первородные слова. И гугл ничего подобного не знает. Это в учебнике где-то есть или креатив от преподавателя?
12.05.2023
Анастасия, от преподавателя. Она им много чего интересного объясняет, что в учебнике нет. Так-то с этим учителем, несмотря на все её загоны, грамотность повысилась в разы. Но вот такие случаи бывают...Про себя не знаю, у меня по русскому 4-5 было всегда. 5 за грамотность, 4 за незнание правил. Я реально их не знаю! Просто в голову не лезут, как и всякие теоремы с формулами. У детей всё наоборот.
12.05.2023
iren, ну тут объективно есть правила, которые помогают (а-ля жи-ши), а есть те, которые в своем теоретическом звучании больше путают. Ну что толку знать, что это слово первородное, если эту первородность ты сам никак не определишь, и все в итоге сводится к запоминанию.
12.05.2023
Анастасия, это хрень какая-то, абсолютно ненужная ерунда, только сбивает с толку.
13.05.2023
Читать, читать и читать. Будет тот же интуитивный рефлекс срабатывать)
12.05.2023
Пиратка в стрингах, в каком-то моём посте, мне писали, что есть люди, которые читают, и без разницы, как слова написаны. Они их не видят. Видят общий смысл. Возможно, это как раз её вариант. Потому как читает, много читает. Ну про конкретно про свиную тушёнку я написала, неделю ей питались, она вечером помогала банки открывать, и каждый раз читала. О, тушёнка, свиная. А воз и ныне там....
12.05.2023
Пиратка в стрингах, не работает. Читала с 6 лет запоем сутками, вме правила знаю. Пишу с ошибками всю жизнь. Уже даказано, не связано обычное чтение. Мы улавливаем смысл, а не написание. Это надо читать очень медленно, пол читываю и запоминая каждое слово. Так читают единицы
12.05.2023
Анна Нартова, сужу исключительно с семейной колокольни. Читать научилась сама, читаю бегло, запоминаю все на подсознании. У нас все такие, а дочь в папу. Там не про образование вообще. Я первое время мучалась, потом забила. В школе моя учится нормально, базу знает и уже хорошо. Выше головы не прыгает...
12.05.2023
Пиратка в стрингах, да и я сама научилась читать аж в 4.5 года, с 6 уже свободно и бегло и массово читала. На правописании никак не сказалось)). Училась хорошо всегда, но вот с русским хуже всего. Не 2 конечно, но и не отлично
12.05.2023
Это смотря как эти правила преподносить. У хорошего учителя всегда все ясно.
12.05.2023
Зинаида, правила она знает от и до. Все, которые проходили. И не в учителе тут дело. Учитель их с ними отлично отрабатывает. Вопрос в том, что она слишком зациклена на этих правилах, а зрительная память от этого хромает.
12.05.2023
О дааа, правила зло🤣🤣 Я серьезно. Я пишу по интуиции, если я начну себя проверять правилами то будет полная фигня. Мой на теме окончаний какую то фигню писать начал, говорю "ты прочитай, вообще ж не звучит". А он по таблице окончаний сверял🤪🤣 В идеале надо читать просто. И если звучит сомнительно то уже вспоминать правило.
12.05.2023
Котейка, в этом комментарии вроде 5 ошибок🤣🤣 Но это я пока просто прочитала🤣🤣
12.05.2023
Котейка, аналогично.
12.05.2023
В какой то степени может вы и правы что мешает- ребёнок задумывается - начинает вспоминать что да как и теряет концентрацию, я себя помню - правил не знала но писала грамотно , моя проблема это пунктуация была, дочь смотрю тоже в общем то пишет грамотно, но если спросить почему так написала а не по-другому- сомневаюсь что вспомнит , ну может какие то простые только правила
14.05.2023
Ирина, я думаю сытому голодного не понять. Мне вот проще запомнить, как слово выглядит, чем объяснять, почему именно так. А вот ребенку наоборот. И в итоге не всегда получается выстраивать логические цепочки, особенно в русском, где что-нибудь да упустишь. Наверное микс хорош: и правила, и визуально. У меня у второй такой микс, в итоге с русским лучше, чем у сестры.
14.05.2023
Не знаю, правы ли вы, но по себе скажу, что читала постоянно с первого класса, из книг не вылезала. Поэтому всегда писала в школе на отлично, не зная правил, просто не нужны были. Если сомневалась, то писала в черновике варианты написания слова и зрительно выбирала верное написание, все же зрительная память на века, правила из головы вылетают большинство.
13.05.2023
Аннушка, я также. А вот ребенок иначе. И запоминать написание никак не выходит.
14.05.2023
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Не ходить в школу полгода-год Пособия для развития логики, порекомендуйте, пожалуйста