Ксения Состина - История про библиотеку и происшествие
О детяхЛента пестрит рассказами о подготовке к 1 сентября и вопросами "а вы все прочитали? а вы все написали?".
Сестра моей одногруппницы (и мама троих детей по совместительству) рассказывает о заполнении читательских дневников и том, что из этого вышло, так:
Под катом много забавного текста
Однажды Саша вернулась домой из школы и с порога громогласно потребовала:
- Мам, запиши меня в библиотеку!
Мама насторожилась. Дело в том, что дома у Саши, Славы и Антона дефицита книг не наблюдалось. Наоборот, наблюдался самый натуральный профицит. Так всякий раз думала мама, вытирая с разноцветных корешков нескончаемую пыль. Полторы тысячи книг, пересчитанных как-то в порыве отчаяния, должны были обеспечить беспрерывное поглощение духовной пищи. И уж точно обезопасить от требований немедленной записи в какую-то там библиотеку.
После допроса с пристрастием выяснилось, что Сашин класс ходил на экскурсию. В библиотеку им. А. Гайдара. Увидев ряды книжных полок, уходящие в бесконечность, Саша немедленно решилась просить там политического убежища. Но оказалось, что достаточно привести маму с паспортом. И все печатные сокровища в её распоряжении.
- Можно столько всего взять почитать! На две недели! И ещё там читальный зал, и журналы, и морские свинки в клетке!
- Их тоже на две недели дают? - заинтересовался Вячеслав.
- Кажется, нет. Но мы спросим! И там детские детективы, которые ты нам не хочешь покупать! И про машины есть! И про динозавров, для Антона!
Мама поняла, что сопротивление бесполезно. Через неделю счастливые Саша, Слава и Антон ехали из библиотеки, нагруженные стопками детективов, приключений и порчей полезной литературой. А мама занудно бубнила:
- И учтите, это не ваши домашние книги, чтобы никаких бутербродов во время чтения, слышишь, Слава?
- Да, - ядовито поддакивала Саша.
- И никакого шоколада, Александра.
- Шоколада-а, - ехидно хихикал Антон.
- И никакого молока и хлопьев! - рявкнула мама, поворачиваясь к Антону. - Вообще, прекращайте читать за едой!
- Мы совмещаем, - буркнула Саша, - духовную пищу с обыкновенной.
- Да у вас ни та ни другая не усваиваются! Совместители! - отрубила мама и пошла к выходу.
Навьюченные дети потянулись следом.
И настали счастливые времена. Раз в две недели семья отправлялась в библиотеку и набирала гору книг. Вскоре мама оценила экономию семейного бюджета Папа заметил редкую тишину и покой. А Сашу, Славу и Антона нежно полюбил весь наличный персонал библиотеки.
За чтением познавательной и развлекательной литературы пришло лето. Каникулы. А с ними - необходимость прочесть два десятка книг по школьной программе. И заполнить читательский дневник.
Показательно страдая и громко проклиная обязательное общее образование, раз в неделю Саша и Слава падали за столы. Грызли ручки. Пустыми глазами смотрели в расчерченные тетради. Надо было писать. Антон летал по дому дошкольной птицей и вызывал у брата с сестрой жестокие приступы зависти.
- Ничего! - успокаивала себя Саша. - Вот он пойдёт в первый класс, попадёт к Ирине Николаевне, и ему тоже читательский дневник заведут. А я буду читать себе спокойно, без всяких этих «чему учит книга»? Придумали тоже. Над детьми издеваться! Всё лето испортили!
- Ага. Кто автор, о чём пишет, чему учит. Чему, чему? Ничему! - поддерживал сестру Слава.
Но однажды, приехав в библиотеку, внимательная Саша увидела на стене плакат. Яркий кусок ватмана радостно призывал участвовать в конкурсе читательских дневников. Победителю обещали мороженое, билеты в парк аттракционов м прочие плюшки.
Мерзкая процедура заполнения читательского дневника неожиданно приобрела осмысленность. Впереди замаячила Конкретная Выгода. Саша воспрянула духом. Теперь дневник заполнялся часто и с энтузиазмом. Слава, регулярно пинаемый меркантильной сестрой, тоже старался. Антон понял, что фортуна переменчива. Опечалился. Погоревал по потерянному мороженому и билетам на аттракционы. Подумал. Посмотрел на корпящих над тетрадями сестру и брата. И быстро утешился.
25 августа дневники были торжественно вручены высокой комиссии. 30 августа маме Саши, Славы и Антона позвонила директор библиотеки. Поздравила с победой. И пригласила первого сентября на вручение призов.
Мама объявила новость за ужином. Саша и Слава попрыгали, повизжали и поорали. Вернулись к столу. И Саша начала громко размышлять, на каких именно аттракционах она планирует покататься. Прикидывать величину сумки для помещения остальных призов. Злорадствовать по отношению к проигравшим лузерам. И, наконец, обеспокоилась тем, что коварные работники библиотеки выдали одно первое место сразу на неё и на Славу. Сашин начитанный ум заподозрил хитрую интригу с зажуливанием половины подарков. На волнах стресса Саша сердито объявила брату, что именно её дневник должен был занять первое место. А Славин только третье. Тут вмешалась мама. Встала. Повысила голос. И повышенным голосом объяснила, что на конкурс вообще принесли только два дневника. Сашин и Славин. Которые и заняли первое место, третье, десятое, последнее, и хватит уже, Саша, помолчи хоть минуту.
Первого сентября, сразу после праздничной линейки, нарядные и красивые Саша и Слава в сопровождении мамы и Антона отправились получать честно заработанные призы.
- Мы всё лето трудились, писали эти несчастные дневники, - с пафосом рассуждала Саша в троллейбусе. - Мы заслужили хорошие призы.
- Ага. Всё лето, как дураки. Никто кроме нас ничего не написал, - меланхолично замечал Вячеслав.
- А мне что-нибудь дадут? А вы со мной поделитесь? - нервничал Антон.
- Поделятся, сурово отвечала мама. С Сашиной стороны доносился тяжёлый вздох.
В библиотеке Сашу, Славу и Антона ждал сюрприз. То есть целый класс детей. Нормальных. Обыкновенных. Человеческих. Которые провели чУдное лето, играя в компьютерные игры, болтаясь по улицам и смотря мультики. Оказалось, дети приглашены на показательное мероприятие. Им покажут мифических персонажей. То есть Сашу и Славу. Которые всё лето ходили в библиотеку, читали умные книжки и писали о них в читательские дневники. Сначала с речью выступит директор библиотеки. А потом Саше и Славе вручат призы. И нормальные дети сразу полюбят читать. Ну, или хотя бы поймут, чем это выгодно.
- Мы должны их заинтересовать, - делилась планами по захвату вселенной директор библиотеки. - Чтобы -ети поняли, что чтение - очень правильное и хорошее занятие. А читательский дневник - важное и нужное дело.
«Ага, - читалось на Славином лице, - нужное. Если бы не Саша и не Людмила Николаевна, я бы тоже всё лето на велосипеде с Лёвой гонял и мультики смотрел».
«Так, напрягалась Саша, - скоро призы давать будут. Как бы не припрятали чего».
«Скучно-о», - тихо ныл маме в ухо Антон.
«За что?!» - думали тридцать несчастных детей, которых привели смотреть на триумф Саши и Славы.
Но вот директор библиотеки вышла вперёд, лучезарно улыбнулась и произнесла речь. О любви к чтению. О библиотеке. О книгах. В финале вытолкнула вперёд Сашу и Славу и сообщила, что они целое лето читали интересные книжки и вели читательские дневники. Слушатели впали в транс. «Что, добровольно?!!!» - читалось в глазах шокированных школьников.
- А теперь ребята как победители конкурса читательских дневников получат призы от спонсоров!
На лицах младшеклассников возникло выражение лёгкой зависти. И понимание. «За призы старались, нормальные ребята».
Призами оказались ящик печенья, упаковка мороженого, билеты на аттракционы и груда канцтоваров. Саша сияла. Слава прикидывал, сколько мороженого достанется ему лично. Директор библиотеки радовалась. Мероприятие удалось.
Вскоре школьников построили и повели к выходу. А директор библиотеки увела маму Саши, Славы и Антона к себе в кабинет. И за что-то долго благодарила. За дверью Саша и Слава угощались честно заработанным мороженым. Пересчитывали пачки печенья. И решали, на чём лучше прокатиться в парке аттракционов. Наконец, захваленная мама вывалилась из директорского кабинета и сразу задала главный вопрос:
- А где Антон?
- Не знаю, растерянно сообщила Саша. - Он там, в читальном зале за столиком рисовал.
Мама поспешно отправилась в указанном направлении. На столике валялись изрисованные листы. Рядом пылился одинокий синий карандаш. На полках стояли журналы. В клетке шуршали морские свинки. Всё было чинно-благородно. Вот только совершенно никакого Антона вокруг не наблюдалось. Мама побежала в абонемент для младших школьников. Пусто. В абонемент для тех, кому за десять. Никого. Снова в читальный зал. Когда мама пронеслась мимо в пятый раз, Саша и Слава сообразили: случилось что-то нехорошее. Саша покрепче прижала к себе пакет с канцтоварами. Слава собрался рыдать. Тут мамиными хаотическими перемещениями заинтересовался персонал библиотеки. Ныряя под полки и заглядывая за шторы, мама разъяснила ситуацию. И в поиски блудного сына включились все сотрудники во главе с руководством.
- Антон! Антоша! Антон! - раздавалось вокруг.
Ответом было эхо, отскакивающее от книжных полок. Через пять минут стало ясно, что внутри библиотеки Антона нет.
- А может, он ушёл с теми детьми? Из школы? - испуганно спросила Саша.
- Да! - и мама вылетела на улицу.
Осмотрелась. И увидела. Навстречу ей, через пешеходный переход, учительница вела тихого и бледного Антония. Толпа школьников стояла поодаль и с интересом наблюдала. Антон мужественно держал себя в руках до самой мамы. Но, приблизившись, мгновенно взлетел к ней на руки, вцепился покрепче всеми конечностями и заревел в голос.
Вокруг звуковой инсталляции быстро собралась толпа зрителей. Все ахали, охали и утешали маму и Антона попеременно. Сотрудники библиотеки разъясняли прохожим, что случилось. Слава надёжно подпирал плечом маму, шатающуюся под тяжестью обретённого младшего сына. Саша маячила в окне библиотеки. Она не могла оставить без присмотра коробки с ценным печеньем.
В этом оживлении незаметно прошло несколько минут.
Антон снизил громкость и интенсивность переживаний. Подозрительно осмотрелся вокруг. Осторожно сполз с мамы. Взял у Славы стаканчик мороженого. Постоял, всхлипывая и прижимая мороженое к груди. Глубоко вздохнул. Потом откусил кусок побольше. И спросил:
- А когда мы на аттракционы пойдём?
И тогда Саша и Слава вежливо попрощались с поседевшими сотрудниками библиотеки. Подхватили коробки со своими драгоценными призами. Проверили наличие младшего брата. И семья отправилась в парк.
- Всё-таки в этих дурацких читательских дневниках есть какой-то смысл, - удовлетворённо сказала по дороге Саша, доедая третье мороженое.
- Ага, согласился Слава.
А Антон ничего не сказал. Только шмыгнул носом и покрепче взял маму за руку. Так. Просто. На всякий случай.
Прямо "назад в будущее". Люблю фантастику ^^


