"Как подготовить себя и ребенка к посещению стоматолога" автор Антон Борисович Бичун
Разноесегодня была на семинаре Антона Борисовича, впечатлений масса, да не об этом)))
делюсь... статья о подготовке ребенка и СЕБЯ к визиту.
Как подготовить себя и ребенка к посещению стоматолога
Авторы:
Антон Борисович Бичун, врач педиатр, к.м.н., сотрудник СПб МАПО, доктор психологии, сертифицированный NLP — мастер;
Закономерный вопрос, который может возникнуть при взгляде на название статьи — а зачем?
Давайте для начала попробуем на этот вопрос ответить.
Начнем с детей. И как это ни парадоксально спросим себя, как нам сейчас, когда мы собираемся идти лечить зубы? Нет ли беспокойства, боязни, страха. Может, есть только тревога, и мы мобилизуем себя на короткое время и затем, с облегчением говорим себе: «слава Богу, следующий раз нескоро». Разве мы хотим, чтобы наши дети, когда вырастут, испытывали подобные неприятные ощущения? Однако, дело не только в предупреждении отрицательных эмоций. Даже когда вы совсем чуть-чуть тревожитесь перед посещением врача, Ваш ребенок это считывает безошибочно на все 100%. Для него это как сигнал чрезвычайной важности. Если уж такой бесстрашный папа или очень уверенная в себе мама демонстрирует (хорошо если только демонстрирует, а может еще и говорит!) признаки тревоги, то значит: «ЭТО ОПАСНО!!! И Я ТУДА НЕ ХОЧУ!!!» Если заставят, а такое сплошь и рядом — ребенок никуда не денется, но как вы вероятно уже догадались, именно такие ситуации и приводят впоследствии к боязни посещения стоматолога у взрослых людей. И можно не упоминать о том, что для ребенка такой визит — сильнейший стресс. Так что, если Вы хотите породить в собственном ребенке целую серию стрессорных ситуаций, начавшуюся в детстве и уходящую в будущее, тогда незачем готовить ребенка к посещению врача вообще и стоматолога в частности. Правда, потом, когда возникнут всякие «вегето-сосудистые дистонии», «гастро-дуодениты», «неврозы», «частая заболеваемость ОРВИ», добавится плохая успеваемость, и в период полового созревания проявятся эндокринные нарушения, можно будет не задаваться вопросом, откуда все это.
Современная медицина пришла к закономерному выводу, который давным-давно был сформулирован как «все болезни от нервов». Если человек, взрослый или ребенок, переносит сильнейший стресс или серию стрессорных ситуаций, нарушаются внутренние механизмы управления столь сложной системой, каковой является организм. И это является основой большинства заболеваний. В наших исследованиях мы столкнулись с таким потрясающим явлением, как обман родителями ребенка: мальчику или девочке говорят, что поведут в зоопарк, магазин, и т.д., а приводят к стоматологу. В результате у ребенка истерика. Врачу крайне тяжело работать с маленьким пациентом, находящимся в таком состоянии. И можно с уверенностью сказать, в дальнейшей жизни человек накрепко свяжет отрицательные эмоции от произошедшего с простым упоминанием профессии — стоматолог, чего уж там говорить о комфортном посещении.
Необходимо учитывать и такой факт как влияние отрицательных эмоций полученных в процессе лечения на саму эффективность лечения. Многочисленными исследованиями подтверждено: если пациент, взрослый или ребенок плохо переносит посещение врача, страдает качество лечения.
Так что, подводя итог ответу на вопрос «зачем готовить ребенка к посещению стоматолога?» можно сказать:
- Для уменьшения количества отрицательных эмоций и стрессорных факторов сейчас и в будущем;
- Для повышения эффективности стоматологического лечения;
- Для профилактики хронических трудно лечимых заболеваний не связанных напрямую со стоматологией;
- Для комфортного и полноценного общения со своим ребенком в будущем;
А если речь идет о первом посещении детского стоматолога, тогда еще добавляется:
- Забота об эмоциональном комфорте для себя и ребенка при всех последующих визитах;
- Забота о том, Ваш ребенок, когда вырастет, будет или не будет в свою очередь проявлять внимание к своим детям.
Если ответ на вопрос «зачем?» понятен и удовлетворителен, ясно, что готовиться надо, давайте подумаем, а что является стрессом для детей при посещении стоматолога, и как его избежать. Естественно, что дети отличаются от взрослых не только физическими размерами, но и физиологией и психикой:
1. Маленькие дети очень чувствительны к малейшей боли. Они еще не умеют подавить боль сознательно (как взрослые или старшие дети). Боль провоцирует высвобождение массы отрицательных эмоций, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. 2. Даже если ребенок не испытывает боли, его пугает неизвестная обстановка и изменение привычного круга общения. Медицинское учреждение — новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, а значит и опасного. 3. Беспокоит неизвестность ближайшего будущего: что с ним будут делать; не будет ли больно, ограничат ли физическую свободу. 4. Ребенок очень внимательно следит за состоянием близких. Если они беспокоятся, это передается ему, если они наоборот спокойны и уверены, он будет ощущать то же самое и вести себя так же.
Все эти факторы обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Бывает так, что реакция ребенка может вызвать срыв лечения и одновременно отказ от посещения врача-стоматолога. При этом, чем старше ребенок, тем выше его тревога по поводу предстоящего лечения, т.к. вероятен негативный опыт общения с врачами.
Алгоритм подготовки ребенка к посещению стоматолога зависит от того:
- лечился или не лечился ребенок у врача-стоматолога
- если лечился, то хорошо или плохо переносит ребенок лечение.
- Если лечился и хорошо переносит лечение: осуществляется запись на прием.
- Если ребенок не лечился или переносит лечение плохо, то настоятельно рекомендуем первичную консультацию у врача (без ребенка).
Цель и значимость консультации:
а) Вместе с врачом необходимо обсудить индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка:
- во что он (она) любит играть,
- кем себя чаще представляет,
- как реагирует на незнакомую обстановку, на незнакомых людей,
- как реагирует на врачей и вообще на медицинские учреждения,
- как быстро адаптируется в незнакомом месте,
- что помогает и что мешает адаптации, вполне вероятно Вы вспомните случай, когда кто-то из взрослых быстро смог найти «подход» к Вашему ребенку,
- как переносит неприятные ощущения и какая похвала на Ваш взгляд лучше «работает»
- насколько ребенок непоседлив, трудно ли ему усидеть на одном месте, как долго он на это способен, и от чего это зависит,
- вопросы чисто медицинского характера (чем болел, есть или не аллергии и т.д.)
б) Рассказать врачу, что, по Вашему мнению, привело к плохой переносимости лечения
в) Очень вероятно, что Вы договоритесь с врачом о «стоп сигналах», о том, как ребенок сможет дать понять врачу, что ему неприятно и надо дать ему «отдохнуть».
Все это поможет врачу и ассистенту лучше подготовится к посещению именно Вашего ребенка.
г) Врач даст советы, что рассказать ребенку о будущем визите;
д) Врач может порекомендовать антиаллергические или успокоительные лекарственные средства, если они необходимы;
е) Врач расскажет обо всех новшествах в детской стоматологии, которые делают процесс лечения комфортным, тем самым уменьшится Ваша тревога;
ж) Вместе с врачом можно спланировать оптимальное время для первого ознакомительного посещения;
з) И еще многое другое, вплоть до договоренности, какой мультфильм малыш будет смотреть в процессе лечения и какую игрушку Вы специально принесете «для подарка» после лечения.
Следующий этап — посещение ребенком клиники «для знакомства».
Оно должно пройти в ситуации психологического комфорта и оставить у ребенка благоприятное впечатление от общения с администратором, врачом и ассистентом. Врач лишь знакомится с ребенком, устанавливает дружеские доверительные отношения. Обстановка перестает быть незнакомой и пугающей. Часто врач дает ребенку потрогать оборудование, подержать инструмент, посидеть в «волшебном кресле», пожевать специальную резиночку и др. Медицинский персонал превращается в знакомых и часто интересных для ребенка людей. И Вы, когда увидите как ребенок контактирует с врачом, ассистентом, почувствуете, что он адаптировался к новой обстановке и людям, может быть удивитесь, насколько уменьшилось Ваше беспокойство по поводу будущего лечения. Помните, мы упоминали, как влияет на состояние ребенка то, как чувствуют себя близкие ему люди.
За несколько дней до первого посещения:
- начать говорить с ребенком о визите,
- в форме игры, сказки или, если уже доступны логические рассуждения, то «совсем по взрослому», рассказать, почему важно чтобы «зубки были здоровы»,
- рассказывать о тех процедурах, которые обычно выполняют стоматологи, где и как это будет происходить,
- напомнить, как интересно было познакомиться с тетей (дядей), о чем говорили, что делали, обязательно похвалить,
- что хорошего (просмотр мультфильма, подарок и др.) бывает при посещении врача, обсудить, что Вы будете хорошего делать вместе после посещения,
- если ребенок спросит, будет ли неприятно или больно — ни в коем случае не обманывать. Можно сказать, что: «скорее всего, будет немножко больно или неприятно», обязательно сравнить с чем-то знакомым ребенку и напомнить обо всем хорошем, что наступит потом,
- напомнить о «стоп сигналах», какие и когда нужно подавать. Это поможет ребенку чувствовать, что он не беспомощен и может управлять ситуацией.
- обсудить дома с ребенком, с кем бы ему хотелось пойти к врачу (с мамой, с папой, с обоими родителями). Посещение врача-стоматолога с бабушкой, дедушкой менее желательно, в силу их повышенной эмоциональности.
Само собой разумеется, если Вы рассказываете обо всем доброжелательно и спокойно, у ребенка создается определенный положительный настрой и обстановка будет для него комфортной.
В день посещения:
- обратить внимание на физическое и психическое состояние ребенка. Если ребенок болен, возбужден, расстроен, то лучше перенести визит к врачу на другое время,
- не произносить в его присутствии слова «больно», «страшно», «не больно», «не страшно»,
- в зависимости от возраста ребенка, на уровне логики или в форме игры, напомнить, зачем нужно посещение стоматолога; рассказать о тех процедурах и манипуляциях, которые будет проводить врач,
- напомнить правила поведения в клинике, особенности общения с врачом,
- поговорить о покупке желанной игрушки, книги, лакомства, интересной прогулке после лечения и т.д.,
- желательно чтобы ребенок не устал в дороге, хорошо выспался перед посещением врача.
После посещения врача:
- Часто в специализированных стоматологических клиниках, детям дарят маленькие подарки. Если это не принято там, куда Вы обратились, будет здорово, если Вы сами позаботитесь о том, как вознаградить ребенка. И совсем не обязательно это должна быть игрушка, вполне подходит посещение интересного места и др.;
- Устная похвала важна не только нам с Вами. Она очень эффективно воздействует и на детей. Пожалуйста, будьте щедры на похвалы. Особенно сильно похвала действует, если высказана не напрямую заинтересованному лицу, а косвенно и в разговорах с тем, кто для ребенка важен. Например, в разговоре по телефону с папой (мамой, дедушкой, бабушкой): «Какой он (она) молодец, как хорошо себя вел (вела) и т.д.»
- Помните, что местное обезболивание будет продолжать действовать еще некоторое время после посещения. Бывает, что ощущение онемения вызывает беспокойство и дети часто «накусывают» губу или часть языка, тем самым, травмируя ткани. Если так произойдет, когда анестезия прекратит действовать, это местечко может начать болеть. Самый хороший вариант, договориться с ребенком, что: «ощущение онемения части губки и языка временные, скоро пройдут, и чтобы все было хорошо лучше оставить их в покое». Если же ребенок не смог удержаться и травмировал ткани, лучше всего посоветоваться с врачом. Как правило, стоматологи советуют, какую мазь или гель можно применить, чтобы уменьшить или убрать совсем болевые ощущения и отек.
Если, не смотря на все принятые мероприятия, ребенок проявляет реакции несовместимые с комфортным лечебным процессом: плачет в процессе лечения, впадает в истерику, демонстрирует полное безразличие с последующим заторможенным состоянием, и др. Желательна консультация с психологом или психотерапевтом и дополнительная подготовка. Как крайнюю меру можно рассматривать лечение под общим наркозом. Крайней эту меру мы считаем из-за известных опасностей общего наркоза и побочных явлений.