ТН "Грибы"
Разное (если затрудняетесь с выбором категории)
А мы ходили по грибы!
Когда еще познакомить малыша с царством грибов, как не осенью - в самый грибной сезон. Тем более, что грибы в этом году только что дома в горшках с цветами не выросли, а в городе в каждом крохотном палисаднике хоть одна поганка, да найдется. Что уж говорить про парк и лес!!
Эта наша третья тематическая неделька и тема опять же подсказана мне самим малышом - увидел как-то во время прогулки грибок и понеслось!
Весь материал готовила самостоятельно, распечатывала картинки из интернета, наклеивала их на толстенный картон, ламинировала скотчем, а затем со слезами вырезала - ножницы такую толщину брать отказывались, не резали - жевали мои труды, а я себе все пальцы при этом сбила. На будущее - запастись ватманом и больше никаких картонных коробок.
Теперь о главном. Наша грибная неделя длилась всего четыре дня, но зато каких! В нашем случае это был прорыв!!!
Цель.
Познакомить ребенка с грибным разнообразием, произрастающим непосредственно в нашей местности. Рассмотреть кратко строение грибов и кто ими питается. Научить малыша хоть немного отличать ядовитые грибы (мухомор) от съедобных (волнушка).
Основная часть.
Как обычно утром Владик увидел на кухне оформленную мной стену и прилегающие к ней территории )
Вот такая у нас получилась стена с карточками.
Вот такая табуретка (коробочка-сортер "Белка", карточки "Находилка", грибная полянка и корзинка с грибочками для шнуровки).
И вот такая полка (еще карточки для рассматривания, корзинка с лото, мисочка с игрой "Половинки" и с игрой "Большой-маленький", коробочка с пазлами).
В общем всё выглядело ярко и заманчиво!!
Карточки "Находилка" размером примерно со спичечный коробок. Проделала дырочки дыроколом и скрепила кольцами от брелков (от ключей) - получилось две независимые половинки, одна со съедобными грибами, другая - с поганками.
Схема "Кто питается грибами". Человека не стала туда включать, как то он там не в тему мне показался.
"Грибные" стихи повесила как раз над столиком Владика, так что читала их ему при всяком удобном случае.
Схема "Строение гриба" нашлась в интернете только такая, самой было лень рисовать, но мы и по ней тут же запомнили, где у грибочка шляпка, ножка и корень. А рядом просто картинка с грибами для наглядности или как подсказка во время творчества.
Ребенок проснулся, умылся-оделся и прямиком на кухню. Рассматривал всё очень долго и с большим интересом. Я же в это время рассказала и показала ему отличительные особенности некоторых грибов, например, что у сыроежки красная шляпка, а поганка вся сморщенная и т.д. Немного пробежались и по названиям, может даже кое что и запомнили на слух.
Потом Владик получил задание собрать грибочки с полянки в корзинку (других грибов у меня не нашлось, а были только пластмассовые мухоморы от моей же старой-пристарой заколки и один деревянный не знаю какой гриб).
Но сначала мы кормили белку грибочками для шнуровки. Белка ела так, что за ушками трещало ))
Потом, пока я всё же отвлеклась на приготовление завтрака, Владик самостоятельно рассматривал очередную партию карточек (в дальнейшем мы их использовали для сортировки по видам). При этом ребенок постоянно показывал мне какой-нибудь грибок, а я говорила ему название.
А дальше мы поехали в лес. Проведение недели я планировала лишь через пару-тройку дней, но накануне вечером дед нам радостно сообщил, что завтра везет нас в лес, поэтому ночь у меня выдалась еще та - всё до конца приготовить и оформить к проведению тематической недельки. Но я справилась ))
А в лесу нас уже поджидали вот такие красавцы!!! Ух, сколько же там нынче грибов, поистине - грибное царство!!!
Взяли мы с собой нашу самодельную корзинку, ножик от пластилина, "Находилку" и отправились на тихую охоту.
Сравнивали находки с картинкой из "Находилки", радовались, что похоже, а особо ценные экземпляры забирали с собой!
Гуляли-гуляли и набрели на покусанный мухомор. Тут же мной была выдана легенда об огромном бедном лосе, у которого заболел животик, а чтобы его вылечить, надо было срочно покушать мухоморов. Что лось с успехом и сделал )) Лоси ведь лечатся мухоморами, насколько мне известно. Ребенок рассказ оценил, слушал внимательно!
Раз уж лось уже наелся, то пора позаботиться и о других лесных обитателях. А кто еще ест грибы? Правильно, белка. Давай поможем белочке собрать и повесить сушиться самые вкусненькие грибочки? C собой предусмотрительно была взята нитка и толстенная иголка - и всё у нас получилось. Белку только так и не видели ((
А бурундуки и птички? Их же тоже подкармливать надо. Вот вам, кушайте на здоровье!!!
А какой же лес без костра? Никакой! Только вот дед наш убежал за грибами далеко-далеко и ключи от машины с собой прихватил, хорошо хоть у бабы в кармане спички оказались. Костер получился малюсенький и быстро потухнувший, но Владик сам для него хворост собирал - молодец!!
И вот наша с ребенком добыча!! Не густо, у деда так полное ведро таких грибочков оказалось. Зато мы столько всего рассмотрели, изучили, сравнили и пощупали!
На этом наше лесное путешествие не закончилось. Пока ребетенок спал после обеда, я приготовила всё необходимое для сюрприза (уголь, камни, земля и мох).
Его-то (мох) мы и принялись сажать после пробуждения! Владик насыпал всё сам, но с моими подсказками и под мой же рассказ, что мох этот - волшебный. И если его не забывать вовремя поливать, то вырастут на нем волшебные грибочки и будем мы ими долго-долго любоваться и вспоминать лето пока всё это не протухнет и не завоняет на подоконнике.
Итог вышел таким! Полили, поставили на подоконник, убрали рабочее место,
а тут опять прожорливая белка ))) Грибочки, говорит, соберите мне с полянки сначала в корзинку, а потом ими же меня и накормите! А мы что, мы с удовольствием!
А если белке еще разочек перекусить вздумается, то мы припасем на этот случай целую гирлянду сушеных грибов. Правда гирлянда получилась короткой - всего на два гриба ребенка хватило, зато самостоятельно!
В лес мы съездили, понравилось нам это дело, поэтому решили продолжить знакомство с грибами и в наших городских парках. Здесь, конечно, не встретишь белых грибов или моховиков, но волнушки, сыроежки, подосиновики-подберезовики, мухоморы и остальные поганки - в наличие! Опять же выручала нас наша чудо-"Находилка". Владик потом уже сам её листал, находя нужную картинку!
А в такую вот поганку мы влюбились всей душой! На зонтик похожа.
Кто сказал, что грибы растут только на земле? Деревья у них тоже в почете. Набрели мы как-то на тутовик (на земле валялся), подняли, рассмотрели и отправились искать его семью (моя легенда о потерявшемся грибочке). Долго искать не пришлось - вот же его мама и папа на березке. Сравнили с карточкой, ну точно - они! И тут Владик решил посмотреть наверх,
а там..... О-го-го, ничего себе семейка!!! Вот такие чудесные прогулки у нас получались.
А я еще постоянно Владику сказки коротенькие сочиняла, которые он с удовольствием слушал. Например, про одинокий грибок, которому было так грустно одному жить под старым пнем и решил он пойти искать друзей на полянку, а волк его чуть не раздавил, но сверху упал желтый березовый листочек и спрятал грибок. В итоге грибочек набрел на лесную полянку и отыскал себе много-много друзей. Как говорится, что вижу - то и пою... Ребенку нравится!!!
Теперь наши домашние забавы.
Пазлы. Ребенок научился полюбил собирать пазлы. Прямо сам мне их приносит и требует немедленной сборки. Из двух деталей складывает сам с моей небольшой корректировкой по выравниванию. Из трех и более частей - подает мне части (правильно подает), а я собираю. Горжусь им!!!!
Лото. Ребенок научился и полюбил собирать лото. Без промахов. Вообще без промахов.
Я сделала ему две части по шесть картинок и выдавала их по отдельности - нам оказалось просто. Положила обе части сразу, т.е. 12 картинок - просто! Ё-моё - это уже не наш уровень, а недавно мы на лото и смотреть не хотели! Буду усложнять.
Аппликация. Полянка и грибочки из интернета, клей-карандаш из магазина )))
Мазал, клеил, я не вмешивалась вообще, не считая присказки, что грибочки гуляли-гуляли и потерялись, а они так хотят попасть домой на свою любимую полянку. Владик им помог, как смог))
Один клей надоел, выдала ребенку другой. Сначала был изучен состав клея, потом испытание его на текучесть прямо из бутылька и уж затем в ход пошла кисточка.
Итог меня впечатлил - практически же ровно получилось!
Самостоятельное изучение карточек, пока я занималась обедом или грязной посудой, проходило опять же под мой обучающий рассказ о названии гриба, его строении и отличительных чертах. Заодно рассказала немного, почему именно так грибочек назвали, например, подосиновик - растет под осиной и т.д.
Наши художества красками, фломастерами, карандашами
и итог. Читала ребенку стихи, пока он красил. А вот на той разукрашке, где подберезовик, там же черной краской ежик нарисовался вверх ногами ) Видите? Мордочка, носик и глазик? Обожаю разгадывать рисунки своего крохи!
Далее наша 3D занимашка из пенопласта, пористой резины и зубочисток. Ну нет у меня других грибов в доме, одни мухоморы )
А мухоморы ест ... правильно, лось ) Ему их и помогали собирать, его же ими и кормили. Исполняли на бис несколько раз подряд - сажали мухоморы обратно и всё сначала, лось наелся до отвала!
А потом вдруг обнаружили, что один мухомор растерял все свои крапинки. Не порядок. Срочно вернули их на место! Ребенок сам мял в руках пластилин - я чуть не села от удивления, т.к. раньше Владик относился к нему, как к бяке. Небольшое отступление - у нас сейчас в квартире и на улице одинаковая температура +12, так что пластилин как бы немного замерз и особо не мялся и не клеился. Поэтому другие задумки с пластилином мы отложили до начала отопительного сезона.
Сортировка по видам. Или игра "Разложи грибочки по домикам". Оценка - отлично. Как и лото - уже не наш уровень. Учту.
А вот проводилка пока получилась в таком варианте. Как я не старалась, как не рассказывала очередную историю о том, что бедные животные ну никак не могут добраться до вкусных грибочков, т.к. не в силах отыскать к ним тропинки - ребенок решил задачу по своему. Показал свою креативность!
Грибочки, кстати, еще и в таком нашем лото обнаружились. Качество, конечно, изумительное, но
нам скоро совсем не интересно станет.
Зато интересно другое. Я ужин готовила, ребенок рядом крутился, вот и решила его тем же занять. Суп из мухоморов - как вам?
Собрал все мухоморы в кастрюльку,
залил водичкой из чайника, помешал ложкой,
закрыл крышкой и маме на плиту (нет у нас дома детской плиты, каюсь).
Суп готов! Кушай, Змей Горыныч, кушай, лось, кушай, Баба-яга! Ням-ням, вон как вкусно ))
Ну и о себе, любимом, забывать не надо!! Молодец, ребетенок, помнит, что мухомор - ядовитый гриб и есть его нельзя, полюбовался, но кушать отказался даже в разобранном виде! Мама слопала))
А однажды, пока я делами занималась, Владик сам выбрал из кучки карточку с мухомором, притащил из комнаты лося и накормил. Значит не зря я ему по ушам своими рассказами езжу обо всем на свете рассказываю, запоминает ведь!!!
Игра "Большой-маленький" в чистом виде у нас не пошла. Где большой грибочек, а где маленький, сынуля запросто показывает, а чтобы последовательно разложить - наверно пока не понимает смысл.
В топку пошла и игра "Половинки" (фото почему-то не оказалось). Пазлы любит и собирает, а простые картинки, разрезанные ровно пополам вообще не воспринял, даже психовать стал, когда я в очередной раз поиграть предложила. Бывает, что поделаешь.
И напоследок наше чтение.
Грибы, по-моему, можно увидеть практически в любой детской книжке, где есть лес или животные. Вот мы этим и занимались. Специально даже никакие книги подбирать/искать/заказывать не стала. Смотрели то, что есть. А было их очень много. Вот некоторые.
У Васнецова грибы явно присутствуют, тут и искать не надо было.
А в книге "За городом" ребенок мне сам пальчиком показал, я бы и не заметила никогда.
В "Груффало" тоже мелковато нарисовано, но заметить можно.
Ёжики не едят грибы, тем более мухоморы, но рядом постоять могут )))
Про Бабу-Ягу и так все понятно.
В Книге "В лесу" отыскался даже гриб тутовик, а также неизвестные мне поганки наверное и подосиновик с червячком )
Сутеев, куда без него, без его "Под грибом".
В "Сказках лесной опушки" совсем изобилие.
А в книге "Герои русских сказаний" есть страшный рассказ про боровичка - духа бора и рощи. Сама прочитала, ребенок пока только картинки посмотрел.
И еще много-много книг, где так или иначе встречаются разные грибы.
А вот и опять эта белка, ну проказница, проходу нам не дает. На этот раз пытались накормить её настоящими сушеными грибами (у себя в закромах обнаружила горсточку), но белка их не особо ела, зато мы их сами поели понюхали с удовольствием, т.к. запах у этих грибочков обалденный!!!
Были у нас в арсенале еще мультфильмы "Под грибом" и "Крот и грибок". Смотреть не стали, Владик отвлекается от экрана ноутбука и всё. Ну и ладно, глазки здоровее будут. Мы и без мультфильмов маминых "грибных" сказок наслушались. Обошлись мы и безо всяких презентаций - на улице нам грибочков хватило.
Кстати, с остальными грибами, с теми, которые у нас не растут, мы знакомились лишь по карточкам (пару раз посмотрели) и в магазине я их ребенку показала - в банках маринованные)))
На этом мы решили закончить с теоретической частью нашей грибной недельки, но практическая часть будет продолжаться, наверное, до самого последнего грибочка в парке, в палисаднике и в лесу либо пока снегом все не засыпет.
И напоследок.... наши волшебные грибочки-то на подоконнике всё таки выросли ))) Пора загадывать желание!
Итоги.
Я не ожидала никаких результатов, я вообще планировала провести один или два грибных дня, причем большую их часть на улице, чтобы наглядно было, но.... ребенок оказался другого мнения.
Не скажу, что теперь мы знаем названия всех наших (северных) грибов и что можем легко сопоставить название с картинкой или натурой, нет, конечно. Однако мухомор, волнушку, сыроежку и ту похожую на зонтик поганку, мы запомнили на отлично. Еще гриб тутовик - знаем где искать (вверху на дереве) и знаем, как выглядит на картинке.
Твердо знаем строение гриба - шляпка, ножка, корень.
Знаем, что мухоморы ест только лось, ну и Баба-Яга еще)
Отдельная радость - лото, пазлы, пластилин, шнуровка. Я прям очень-очень рада! Будем работать в этом направлении дальше.
Словарный запас (активный) ничем не пополнили - не разговариваем мы пока, но нисколечко не сомневаюсь, что в пассиве у ребенка всё-всё отложилось.
Также порадовали меня успехи и в сортировке по видам - всё с первого раза получилось и могу сказать, что ребенку даже понравилось это занятие.
Большой-маленький знаем, показываем, а раскладывать в ряд видимо рано.
Отличная идея оказалась с карточками "Находилкой". Наглядно и ребенку держать удобно, везде мы ее с собой таскаем и Владик знакомые грибы сам там находит.
А самый главный итог - это то, что мы просто отлично провели время и дома и на улице и что с грибами мы пока не расстаемся, а в следующем году обязательно вернемся к этой теме и еще раз всё как следует повторим.