Как повысить самооценку и уверенность ребенку
Успех в жизни во многом зависит от оценки собственного «Я». Человек с адекватной оценкой чувствует себя уверенно, не боится совершать ошибки. Ребенку нужно формировать самооценку с ранних лет, чтобы во взрослой жизни стал успешным. Основную роль играют родители. Слова, поступки могут как повысить уверенность в себе, а могут сделать всё наоборот.
Что это такое
Это оценивание возможностей, качеств, определение места среди людей. Развитие самооценки ребенка происходит параллельно интеллектуальному развитию. Это сложная функция сознания. Крохе необходимы знания о людях, способность оценивать себя со стороны, анализировать свое поведение, поведение людей. Первые шаги в формировании самооценки ребенок делает в младшем дошкольном возрасте.
Благополучная атмосфера семьи, доброжелательное отношение между членами семьи, готовность поддержать друг друга и понять, искреннее сопереживание создают у малыша чувство защищенности. Это основные условия для адекватной самооценки ребенка. Тогда он умеет слушать других, брать на себя ответственность, растет честным, доброжелательным. Знает, что его ценят, считаются с его позицией, поэтому уверен в себе. Может попросить о помощи, если это нужно. Такие дети с малых лет учатся ценить себя, окружающих.
Отношение к себе бывает заниженным и завышенным. Оба состояния считаются отклонением от нормы, которые являются препятствием для успешной социализации, хороших взаимоотношений со сверстниками. Например, при повышенной самооценке ребенок считает себя правым во всём, и при этом не считается с мнением других. Остальные дети чувствуют отношение свысока, попытки «перетянуть одеяло на себя». Очевидно, таких заносчивых детей не любят. Хуже дело обстоит, если они ведут себя агрессивно.
Как и когда формируется самооценка у ребенка
Самооценка ребенка начинает формироваться с раннего возраста при знакомстве с окружающим миром, мамой и папой, другими членами семьи. Уже тогда чадо анализирует свое поведение, оценивает поступки, соотносит их и позицию окружающих.
Человек, который играет важную роль — конечно же, мама. С мамой малыш контактирует больше времени, у них особая эмоциональная связь. Через маму узнает социальные ценности, получают информацию о своих способностях и начинает их развивать.
От чего зависит самооценка ребенка
Родителям и другим взрослым нужно знать факторы, влияющие на развитие самооценки ребенка:
- Мнение окружающих взрослых. Чем выше авторитет взрослого, тем больше его ему доверяет дитя. У дошколят не хватает жизненного опыта, чтобы составлять свое представление насчет событий, людей, предметов. Также они близко воспринимают всё, что слышат. Взрослым следует фильтровать свою речь, не допускать ни беспричинной похвалы, ни критики. Детишки уже тогда должны учиться реально оценивать себя;
- Жизненный опыт, который дети начинают обретать постепенно. В результате этого формируется собственная позиция. Они осознанно относятся к мнению окружающих, их оценкам. Поэтому необходимо быть внимательными в суждениях, требованиях к сыну или дочери;
- Общение со сверстниками через совместные игры и занятия. Тогда детей проявляются способности: умение фантазировать, придумывать, знакомиться с другими ребятами, устанавливать контакт, взаимодействовать, соблюдать условия игры. При нормальной самооценке ребенок быстро находит общий язык с ровесниками, комфортно себя чувствует в коллективе, не боится проявлять инициативу;
- Умственное развитие — чадо учится давать оценку действиям других людей, наблюдать и делать выводы. Таким образом сравнивает свое поведение и поведениее остальных, критически оценивает поступки.
Иногда играет роль социальный статус, общее состояние здоровья. Если дошкольник из неблагополучной семьи, у него есть проблемы со здоровьем (заикание или другие логопедические нарушения, детский церебральный паралич), у него могут недостаток уверенности. Сверстники могут насмехаться над таким ровесником, отказываться его «впускать» в коллектив, играть и общаться ним.
Как определить самооценку ребенка
Родители могут сами провести диагностику. Конечно же, полноценное обследование возможно только после консультации специалиста, однако мама и папа могут обратить внимание на поведение чада. Чем раньше они заметят отклонения, тем быстрее начнут корректировку, и тем эффективнее она будет.
Суть диагностики следующая. Методика «лесенка» помогает вовремя выявить отношение к самому себе, а также со стороны окружающих — посмотреть на себя глазами других. Диагностика проводится в игровой форме.
Возьмите лист бумаги, где нарисована лестница из 7 ступеней, фигуру мальчика или девочки (смотря кто у вас — дочь или сын), карандаш. Дитя по вашей просьбе должен поместить фигурку на ступеньке, которую выберет. При этом должен знать: на 1-й ступеньке находятся лучшие по его точке зрения ребята, а на 7-й — худшие.
Какую ступеньку выберет — на этом уровне находится вера в собственные силы. Например, выбрал 1-ю ступеньку — уверенность повышена. На 7-ю ступеньку фигурку поставит ребенок с крайне заниженной самооценкой. Оптимальным будет, если выберет 3-ю ступень. В остальных случаях требуется внимание со стороны взрослых.
Если продолжить тестирование, сможете выявить причину заниженной или повышенной самооценки у ребенка, то есть определить отклонение. Обязательным условиям является честность: без этого диагностику нельзя считать действительной и опираться на ее результаты. Беседуйте с ним, задавайте вопросы: ответы на них позволят получить более полную картину.
Признаки заниженной самооценки у ребенка
Низкая уверенность с себе у дошкольников является отклонением формирования личности.
Характерными признаками являются:
- замкнутость, застенчивость — детки находятся обособленно, стараются избежать шумных компаний;
- повышенная эмоциональность — внезапный плач и отказ от действий, когда можно словами, делом решить вопрос;
- неуверенность — малыш боится высказывать свою точку зрения;
- нерешительность, избегание спора, неумение отстаивать позицию;
- если сталкивается с неудачей, отказывается от дальнейших попыток, не старается для достижения цели;
- избегание публичных выступлений, командных игр, а когда приходится быть в команде, показывает плохой итог;
- по жизни одиночки, друзей мало;
- неспособность защитить себя;
- медлительность — чадо долго раздумывает, сомневается, как поступить.
Негативное отношение к себе создает сложности в детстве, является неблагоприятным фактором для развития личности. Дети растут с установкой «я не справлюсь», «у меня ничего не получится», «я неудачник, хуже, чем остальные». Проносят установки во взрослую жизнь. Человеку приходится сложно: не может построить карьеру из-за неуверенности в собственных силах, знаниях, способностях. Возможны проблемы в личной жизни: он боится защищать свои границы, замалчивает о желаниях.
Как повысить самооценку ребенку
Работа с самооценкой начинается с диагностики. После тестирования поймете, как проводить коррекцию и на какие моменты обратить внимание. Ниже приводим список правил, которые позволят взаимодействовать максимально эффективно, мягко, а значит — быстро добьетесь нужных результатов.
- Вы — пример для своих деток. Что бы они не делали, они равняются на вас. Помните: самооценка ребенка формируется с раннего возраста. Поэтому подумайте, какие промахи допускаете сами, начиная с его младенческих лет. Может быть ругаете себя? Или критикуете папу? Во время спора быстро уступаете, лишь бы не ссориться, не поднимать шум? Сами вполне можете не замечать этого, а дошколенок запоминает, копирует всё, что видит.
- Дошкольник должен чувствовать, что его любят, ценят, принимают его. Действия, слова мамы должны вызывать это чувство. Даже если ошибся — не переставайте любить. При каждой возможности обнимайте.
- Примите: дитё — личность с характером, потребностями, чувствами и желаниями. Учитывайте это при воспитательной работе: не старайтесь его полностью «перекроить». Уважайте выбор.
- Давайте возможность совершать ошибки. Не оберегайте от всех неудач. Любой, даже негативный опыт, полезен для развития: кроха начинает осознавать последствия выбора, а значит, брать ответственность за поступки. Главное — чтобы он понял: «попасть впросак» может каждый. Важнее найти ресурсы для исправления последствий просчета.
- Отмечайте успехи, достижения, не перехваливайте. Хвалите только за реальные поступки, оценивайте их трезво. Будьте честными: не хвалите из жалости или желания понравиться. Дети чувствуют фальшь, а потом перестают доверять.
- Делитесь и своими достижениями. Так дети увидят:гордиться успехами — это нормально, естественно. Рассказывайте, каким образом добились успеха. Дошкольник поймет: нужны усилия, если хочешь добиться успеха.
- Найдите «зону успешности» — занятие, хобби, которое ему нравится. Развивайте способности.
- Если хотите дать совет — делайте это мягко, без резкой критики, принижения. При этом общайтесь на равных, не сюсюкайтесь.
Ошибки родителей, из-за которых страдает самооценка ребенка
Разберем самые распространенные ошибки близких, из-за которых может сформироваться заниженная самооценка у ребенка.
№ 1. Сравнение с другими. Примеры «Вот дочка у соседей молодец, у нее много дипломов, грамот», «Бери пример с одноклассника Сережи — мальчик приходит с прогулки чистенький». Подобные фразы не стимулируют дошколенка быть лучше, а развивают чувство неуверенности, неидеальности, а также зависимость от чужого мнения. Вместо этого скажите: «Варя отлично рисует, а ты — идеально делаешь фигурки из пластилина», тем самым отметив сильные стороны.
№ 2. Обесценивание его чувств, желаний, игрушек, друзей, выбора. Даже если вам кажется, что машинка сына старая и ее можно выбросить — это игрушка может быть самой нужной и ценной для него самого. Или вы думаете, что выбрал неподходящую книгу — а у мальчика книга вызывает интерес.
№ 3. В разговоре с другими членами семьи вы допускаете пренебрежительный тон. Например, обзываете мужа: «безрукий неумеха», «ходит, как стадо слонов». Будущий школьник делает вывод: такое обращение — норма.
№ 4. Крик, агрессия, физическая сила — не только недопустимы, но и опасны. Как мы уже говорили, дети нас копируют. Не сдерживаете себя во время разговора — будьте готовы к тому, что вырастите агрессивного, неуправляемого человека.
№ 5. Полный отказ от похвалы из боязни его избаловать. Такая тактика неверная: дошколенок даже при наличии таланта в какой-либо области начнет думать: он ни на что не способен, постепенно забросит свое увлечение. Похвала вырабатывает положительные эмоции, повышает стимул к дальнейшим действиям, развитию, дает силы, энергию.
№ 6. Для того чтобы сформировать правильную самооценку ребенка, можно хвалить при посторонних, но критиковать разрешается только «с глазу на глаз». Никогда не насмехайтесь над его действиями, особенно прилюдно. Он начнет думать: так и должно быть. Не будет защищаться даже тогда, когда критикуют посторонние люди.
№ 7. Постоянные нравоучения, критика негативно влияют на самооценку ребенка. Намерения мамы понятны — вы хотите, чтобы будущий школьник стал лучше. Но действуя так, одергивая кроху, ругая за любые промахи, вы вызываете чувство неуверенности в своих силах. Он думает: если не справился с одной задачей, с другой тоже не получится. Привыкнет полагаться только на мамину точку зрения, и постепенно вообще перестанет проявлять инициативу.
№ 8. Особенно неуместны нравоучения после эмоционального стресса, физической травмы. Например, сын упал — а вы, вместо того, чтобы обнять его, успокоить, начинаете кричать, что бегает по квартире и не слушается. Или дочь разбила свою любимую чашку — вы выговариваете, сколько стоит эта чашка, а дочь плохая, раз не бережет вещи. Успокойте дитя, а разговор отложите на потом.
№ 9. Не вымещайте свою злость на своем чаде. Вы пришли усталые после работы — а ему срочно понадобилось найти какую-то игрушку. Не отмахивайтесь от него, если совсем плохо себя чувствуете, не кричите — сообщите о своем состоянии спокойно, без повышенных тонов. Не срывайтесь на нем. Предложите пока заняться чем-то другим.
Заключение
Помните: слова имеют силу. Не рассчитывайте на то, что дите еще маленькое, ничего не понимает и всё забудет. Как показывает практика, дети помнят свое детство. Все поступки, слова откладываются в памяти. Используйте этот факт во благо, для формирования правильной самооценки ребенка.
Мы понимаем, воспитание — процесс трудоемкий, требующий много сил, терпения от близких. Но поверьте, если вы хотите сформировать собственное «Я» у чада — оно того стоит. Если не знаете как себя вести — проконсультируйтесь у семейного психолога. Специалист поможет лучше понять особенности малыша, выявить его потребности, нарушения принятии себя и выработать стратегию поведения, учитывая нюансы.
Литература:
Ульянова Инга Оскаровна Роль самооценки в развитии личности дошкольника и психологические условия ее становления // Образовательный процесс. 2019. №6 (17). https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samootsenki-v-razvitii-lichnosti-doshkolnika-i-psihologicheskie-usloviya-ee-stanovleniya (дата обращения: 12.03.2022).
Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21). https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-adekvatnoy-samootsenki-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.03.2022).
Варданян Юлия Владимировна, Кавадина Анна Олеговна Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samootsenki-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-tsentra-psihologicheskoy-pomoschi (дата обращения: 12.03.2022).