Ребёнок спокоен — развиваться настроен. Как справиться с проблемами поведения и тревогами детей разного возраста
Переживания, волнения, страхи, повышенная возбудимость — все эти состояния хорошо знакомы каждому человеку, и детям тоже. Если тревога вызвана естественными физиологическими причинами, то с её помощью малыш учится распознавать угрозу, приспосабливаться к изменившимся условиям существования, быть осторожным, когда это необходимо. Иногда малыши чувствуют опасность на подсознательном уровне, и организм запускает своеобразную физиологическую перестройку.
Если же тревога длительная, имеет характер патологии, она грозит нарушениями функций организма и может привести к тяжелым последствиям. Задача родителей — поддержать ребёнка, свести к минимуму возможные раздражающие факторы внутри семьи, помочь снизить градус напряжения и стресса.
У каждого возраста — свои переживания
Специалисты выделяют несколько основных этапов когнитивного развития детей, которые родители часто называют «кризисами» того или иного возраста. Рассмотрим каждый такой период и его особенности подробнее.
Дошкольники: 3-6 лет
Происходит интенсивное развитие моторной зоны коры головного мозга¹. Чаще всего реакции на раздражение нервной системы проявляются такими признаками:
- гиперактивность;
- нарушение сна;
- заикание и проблемы речи;
- эмоциональное беспокойство;
- детские страхи;
- повышенная возбудимость.
Причиной нарушения поведения детей этого возраста часто становится адаптация в детском саду. Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок испытывает психологический стресс. Проблема усугубляется тем, что стресс может подавлять иммунную систему, которой и без того приходится непросто в условиях постоянного контакта с новыми вирусами и бактериями. Дошкольники часто болеют ОРВИ, из-за чего снижается посещаемость детского сада, и период психологической адаптации растягивается. Сказывается на поведении малышей и неблагополучная обстановка в семье — если мама и папа ругаются друг с другом или разводятся, раздражаются на ребёнка.
Дети младшего школьного возраста: 7-10 лет
На этом этапе активно развивается самосознание, формируются социальные чувства¹. В этом возрастном периоде также происходит адаптация к новому коллективу — теперь уже в школе. Могут возникнуть конфликты и разногласия со сверстниками. Существенно возрастают и умственные нагрузки. Психологический стресс может стать причиной снижения успеваемости, отсутствия интереса к учёбе и занятиям. Нередко возникают нежелательные проявления:
- страхи;
- агрессия;
- негативное восприятие событий;
- невнимательность;
- неусидчивость.
В наибольшей степени это относится к первоклассникам, однако проблемы нередко возникают в начале учебного года и у учащихся других классов. Усиливает стресс давление со стороны родителей, призывающих «к совести» ребёнка и настаивающих на отличных оценках в школе.
Подростки: 11-17 лет
Заканчивается созревание всех сенсорных систем¹. Этот возрастной период переломный, своеобразный «мостик» между детством и взрослением. Ребёнок пытается самоутвердиться, проявить собственное мнение и показать свою значимость в семье, коллективе и обществе. Могут возникнуть такие поведенческие проблемы, как:
- большая эмоциональность;
- слабость самоконтроля;
- неумение сдерживать себя;
- реакции протеста.
Кажется, что ребёнок слишком эмоционально реагирует даже на обыденные вещи, а когда начинаются экзамены или устанавливается неблагополучная обстановка в семье — нервозность и раздражительность достигают максимума. Испытывать сильный стресс подросток может и при смене школы, поступлении в колледж или другое учебное заведение. Смена коллектива у многих вызывает напряжение.
Как помочь ребёнку справиться со стрессами и переживаниями без последствий
Появление выраженных симптомов стресса у ребёнка говорит о запущенной форме нервного расстройства. Возможны головные боли, выраженные признаки нарушения поведения, расстройства сна и аппетита. Могут быть назначены успокаивающие средства¹.
Задача таких препаратов для дошкольников — помочь обрести эмоциональное спокойствие и стабильность, нормализовать сон, скорректировать гиперактивность, преодолеть логопедические проблемы и улучшить взаимоотношения в коллективе. У детей более старшего возраста (от 7 лет), применение успокаивающих препаратов актуально для поддержания организма в ситуации высоких нагрузок в школе (в том числе для улучшения памяти), помощи в преодолении головных болей и депрессии.
При выборе таких препаратов важно подобрать средство без нежелательных побочных действий, с доказанной эффективностью и подходящее по возрасту. Препарат Тенотен детский способен помочь скорректировать поведение, успокоить и регулировать работу центральной нервной системы. Тенотен детский не оказывает седативного эффекта, действует мягко и не вызывает заторможенности или расслабления мышц.
Препарат способен:
- оказывать успокаивающее, противотревожное действие;
- улучшать переносимость психоэмоциональных нагрузок;
- защищать от стрессов;
- положительно влиять на концентрацию внимания и память;
- оказывать антидепрессивное действие;
- нормализовать процессы обучения и памяти в ЦНС после нарушения мозгового кровообращения.
Препарат показан к применению детям с повышенной тревожностью, раздражительностью, возбудимостью, неврастенией и невротическими расстройствами в составе комплексной терапии².
Приём Тенотена детского способствует снижению у детей гиперактивности, подвижности и импульсивности, уменьшает проявления «протестного» поведения, успокаивает, уменьшает расторможенность, раздражительность, плаксивость, стабилизирует психоэмоциональное состояние¹. Препарат рекомендуется принимать детям старше 3-х лет курсом продолжительностью 1-3 месяца, по 1 таблетке 3 раза в день².
¹Русая В.В., Воробьева О.В. «Возможности применения успокаивающих средств в педиатрической практике». «РМЖ» № 5 от 31.03.2017 стр. 387-392
²ИНСТРУКЦИЯ по применению лекарственного препарата для медицинского применения ТЕНОТЕН ДЕТСКИЙ (№ РУ ЛП-N (000024) — (РГ-RU))