Чтобы не потерять. Развитие ребнка от 1 до 2. Выдержка из книги "От рождения до школы».Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Взято с сайта modernLib.
Вторая группа детей раннего возраста
(от 1 года до 2 лет)
Обновлено:
Чтобы не потерять. Развитие ребнка от 1 до 2. Выдержка из книги "От рождения до школы».Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Взято с сайта modernLib.
Вторая группа детей раннего возраста
(от 1 года до 2 лет)
Какие игрушки подходят ребёнку (от 0 до 3 лет)?
0 – 3 месяца.
1. Подвески, подвесная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой (мобиль).
2. Флажок.
3. Мячи разных размеров и мячики с колокольчиком внутри.
4. Мяч большой гимнастический (для массажа и гимнастики).
5. Тряпичный браслетик с бубенчиком.
6. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малыша .
7. Воздушные шарики разных цветов и форм.
8. Погремушки (чем легче, тем лучше).
9. Резиновые игрушки-пищалки.
10. Рожицы, нарисованные и закрепленные на кроватке, а также изображения зверей.
3 – 6 месяцев.
1. Кольца-прорезыватели.
2. Шарики (резиновые, пластмассовые, деревянные).
3. Игрушки образные пластизолевые, озвученные.
4. Волчок.
5. Неваляшка.
6. Забавные маски.
7. Игрушка с подвижными частями и мелодией (музыкальная шкатулка).
8. Мягкий моющийся коврик.
9. Яркие большие образные игрушки.
10. Колокольчики.
6– 9 месяцев.
1. Кукла тряпичная (гибкая).
2. Мягкие книжки-картинки.
3. Активный игровой центр.
4. Специальные доски вкладыши с ручками.
5. Набор для игры с водой, игрушки для ванной.
6. Прозрачные игрушки-погремушки, заполненные разноцветными шариками.
7. Мягкие игрушки с шариковым наполнителем (может быть музыкальной).
8. Игрушка с выскакивающим сюрпризом.
9. Мисочка для вкладывания шариков.
10. Фигурки животных (средние) - чем натуральнее, тем лучше.
11. Игрушки для жевания, кусания.
12. Коробочки с крышками.
13. Корзинка, сумочка.
14. Прыгунки.
15. Стаканчики, вставляющиеся один в другой.
9 – 12 месяцев
1. Пирамидка с большими отверстиями в кольцах и толстым стержнем (лучше одноцветная).
2. Подставка с комплектом втулочек или грибочков.
3. Крупная кукольная посуда: чашки, миски, тарелки, кастрюли.
4. Устойчивые деревянные или пластмассовые машинки, машинка среднего размера с веревочкой.
5. Тележки деревянные, пластмассовые.
6. Заводные механические игрушки (юла и пр.).
7. Цилиндрические и прямоугольные игрушки-гнезда.
8. Крупный строительный набор.
9. Логический куб, игрушки с различными прорезями.
10. Металлофон.
11. Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя).
12. Кукла, одевающаяся на руку (лучше с большим открывающимся ртом).
13. Коробочки с крышками.
14. Игрушка-качалка, на которой можно сидеть (лошадка, слоник).
15. Качели.
16. Барабан.
17. Скат с шариками.
18. Гвозди-перевертыши с молоточком («стучалка»).
19. Книжки-картинки с плотными страницами, лучше моющимися (бывают резиновые, бывают деревянные).
20. Телефон игрушечный.
21. Фотоальбом, куда вставляются картинки и репродукции картин.
1 год – 1,5 года
1. Пирамидка с кольцами равной величины.
2. Пирамида с кольцами двух контрастных размеров.
3. Коробка с отверстиями в виде квадрата и круга и соответствующими объемными вкладышами.
4. Матрешка одноместная, двуместная неокрашенная и окрашенная.
5. Шароброс с шарами двух размеров.
6. Столик одноцветный с втулочками соответствующего цвета.
7. Кубы-вкладыши (2-3 местные).
8. Столики двуцветные, трехцветные, четырехцветные с втулочками.
9. Лоток с шарами 4 основных цветов.
10. Специальные легкие мобили для выработки речевого дыхания.
11. Крупные деревянные пазлы из 4-5 частей.
12. Наборы для игр с песком (совок, ведро, формочки, экскаватор, мельница).
13. Кукла с волосами.
14. Кукла-голыш.
15. Мягкие куклы среднего размера.
16. Кукольная кроватка.
17. Кукольные пастельные принадлежности.
18. Посуда: кухонная, столовая, чайная.
19. Утюг.
20. Телефон.
21. Игрушки-животные, мягкие игрушки-зверюшки.
22. Машина легковая, грузовая, автобус.
23. Машина (большая грузовая).
24. Машина (легковая с водителем).
25. Машинка, на которую садишся и ездишь, отталкиваясь ногами.
26. Автомобильная трасса, гараж.
27. Лодочка.
28. Строительный набор: кубики, кирпичики, пластины из дерева, окрашенные в основные цвета.
29. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
30. Книжки с картинками.
31. Книжки с короткими стихотворениями для детей.
32. Составные игрушки из 2-3 частей.
33. Барабан.
34. Подвижная игрушка на колесиках ("бабочка" и т.д.) на шесте или веревочке.
35. Пластилин.
36. Свисток, дудочка.
37. Составные игрушки из 2-3 частей (типа Lego).
38. Стаканчики, вставляющиеся один в другой.
39. Ферма с животными.
40. Санки.
От 1,5 до 2 лет.
1. Пирамидка трех и пяти контрастных размеров.
2. Мозаика геометрическая.
3. Пластмассовые или деревянные фигурки (людей и животных) для игр с мелким строительным материалом.
4. «Сложи квадрат» I уровень (игры Никитина).
5. Крупная мебель.
6. Коляска.
7. Качели.
8. Набор резко контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм.
9. Трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочкой (игра «Салют»).
10. Лото, парные картинки.
11. Разрезные картинки из 2-х частей.
12. Крупные деревянные бусы для нанизывания.
13. Различные шнуровки.
14. Наборы для ролевых игр («Инструменты», «Доктор», «Парикмахерская» и др.).
15. Игрушечный набор «Семья».
16. Кегли, городки детские.
17. Крупные простые пазлы.
18. Кисти, нетоксичные краски.
19. Набор для игры с песком.
20. Заводные водяные игрушки.
21. Инструменты игрушечные - дрель на батарейках, пила, молоток.
22. Конструкторы.
23. Кубики.
24. Машинка, на которую садишся и ездишь, отталкиваясь ногами.
25. Горн.
26. Горка.
27. Пластилин.
28. Танспорт игрушечный (поезд, кораблик, самолет и др.).
29. Шнуровки.
От 2 до 3 лет.
1. Пирамидки с кольцами 2, 3, 4, 5 контрастных размеров.
2. Трехместные матрешки.
3. Столик четырехцветный, пяти- и шестицветный с втулочками соответствующего цвета.
4. Лоток с шарами (6 цветов).
5. «Сложи квадрат» II уровень (игры Никитина).
6. Кубики с предметными картинками.
7. Модель дома.
8. Специальные наборы: «Ферма», «Городок», «Транспорт».
9. Конструктор типа «Техно», «Механик».
10. Кубики Зайцева для обучения чтению.
11. Набор кукол для театра.
12. Одежда для кукол по сезону.
13. Карнавальные шапочки, полумаски.
14. Игрушечные часы.
15. Составные игрушки из 3 частей и более.
16. Разрезные картинки из 4 частей.
17. Лото «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Животные».
18. Ножницы с тупыми концами.
19. Губная гармошка.
20. Металлофон, ксилофон, игрушечное пианино, дудка-свисток, балалайка.
21. Крупный и мелкий строитель.
22. Кирпичики в тележке деревянные, окрашенные в основные цвета.
23. Паззлы картонные.
24. Велосипед трехколесный.
25. Водяные книжки-раскраски.
26. Фломастеры – мини-штампы.
27. Батут надувной уличный.
28. Стул и стол для рисования и занятий.
29. Домашняя песочница.
30. Доска для рисования на стену (обои моющееся однотонные для рисования).
31. Мыльные пузыри.
32. Часы игрушечные.
Запомните еще несколько правил:
- Ребенку необходим отдых от игр.
- Не играйте одновременно в две игры разного профиля.
- Побольше гуляйте, активные игры на свежем воздухе очень полезны, они улучшают настроение, самочувствие, сон и аппетит.
- Не злоупотребляйте манежами, ведь они ограничивают пространство и движения ребенка.
- Дети очень любопытны, используйте это в игре и обучении.
И напоследок самое главное – ни одна дорогая развивающая игрушка не заменит родительскую любовь и внимание!
Задача всех этих игр - научить кроху выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами. Например: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные вкладыши, нанизывать пирамидку, вкладывать полые предметы (меньший в больший).
Такие игры, как мы уже говорили - разовьют познавательную деятельность ребенка, мелкую моторику, обогатят его сенсорный опыт, мыслительную деятельность - первые понятия анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений в сознании малыша.
В играх с ребенком нужно использовать предметы, сделанные из различных материалов - металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань. Будет замечательно, если игрушки будут издавать и различное звучание.
Цели:
В практических действиях познакомить ребенка с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Ориентировочно дать малышу представление о свойствах заполненных и полых емкостей.
Вам понадобится:
Набор кубиков. Кубики (грань прим. 4 см) помещены в коробки с крышками, крышки закрыты. Коробки должны быть разные по форме (например: плоская и высокая).
Игра:
• Погремите плоской коробочкой и дайте ее ребенку в руки, спросите: "Что там?". Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. В конце пустая коробочка показывается малышу: "Нет! ничего нет!" Коробка закрывается крышкой и опять встряхивается: "Не гремит. Пустая коробочка» - объясняете Вы крохе.
• Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает коробочку: "Тук-тук! Что там?" Наклоните высокую коробочку и один за другим, вытряхивая, передавайте малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: "Нет! Ничего нет!"
• В третьей части занятия вместе с ребенком постройте башенку (кубики выкладываете один на другой - вертикально), а затем поезд (кубики прикладываете один к другому в горизонтальной плоскости).
Цели:
На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) - "колпачками".
Вам понадобится:
Набор вкладышей- колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.
Игра:
• Поставьте перед малышом игрушку - колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Придвиньте всю конструкцию к малышу и предложите снять верхний колпачок, затем следующий, то, что под ним. Расскажите о форме и цветах каждого колпачка, старайтесь выстраивать их последовательно (в ряд) один за другим.
• Затем на глазах ребенка "сверните" все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается - «Давай спрячем колпачок!». Предоставьте малышу возможность действовать с колпачками так, как ему хочется.
• Затем можно показать, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший. А может Ваш малыш догадается до этого сам?
Цели:
Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией матрешки: из одной, большой, появляется вторая, маленькая, и так далее.
Вам потребуется:
Две игрушки - матрешки - большая и маленькая. Сделайте для них 2 столика (один побольше, другой - поменьше) - из коробок, или изогнув картонку. А также «чайный сервиз» - чашки, если нет игрушечных, можно сделать из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой - это только еще больше разовьет у малыша фантазию.
Игра:
• Придумайте для игры с матрешками занимательный сюжет. Например, они могут танцевать, играть "в прятки", кататься на машинках, прятаться под платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком.
• Закрепите полученные малышом знания, сравнивая разные по размеру матрешки. Озвучьте матрешек - как бы говоря за них: «Я бо-ольша-ая матрешка!» (говорится баском, протягивая звуки), «А я - маленькая!» (голосок тоненький, говорится быстро). Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, попросите показать, где "большая", а где "маленькая" матрешка.
• В конце занятия предложите "напоить" их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики. Большую - за высокий (большой) столик; маленькую - за низкий (маленький). Ярко обыграйте ситуацию чаепития, а затем матрешки пусть поблагодарят ребенка.
• Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.
Цели:
Нужно научить ребенка выполнять действие нанизывания на стержень. Полезно практиковать два захвата - кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку.
Вам потребуется:
Пирамидка - цветные кольца на стержне (5-6 шт).
Игра:
• Перед ребенком лежит 5-6 колец одинакового размера. Побуждайте малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учите ребенка брать кольцо кончиками пальцев - «отрепетируйте» два захвата - обхватывая кольцо сверху и сбоку. Используйте все возможности пирамидки - расскажите про цвета, форму колец, покажите - где большое, а где маленькое.
• Зазывно предложите крохе: "Давай соберем пирамидку!" Затем покажите - как это делается - наденьте первое кольцо на стержень сами. Затем предложите ребенку повторить это действие - дайте ему кольцо и скажите - «Теперь ты!». Если малыш затрудняется, то выполните действие его ручкой, или снова повторите показ.
• Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается, падая на опору, издает звук. "Тук!" - весело прокомментируйте звук, пусть и малыш повторит за Вами. Затем пирамидка собирается полностью. Обязательно акцентируйте внимание ребенка на результате его "работы" - «Ах, какая прекрасная пирамидка получилась - разноцветная!».
• Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками с начала.
Цели:
В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить ребенка с формой шара, научить его выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.
Вам потребуется:
Шарики. Лоток для скатывания шаров. Его можно сделать из картона. Занятие можно проводить сидя на ковре.
Игра:
• Предложите ребенку коробку с шариками. Пусть он поиграет с коробкой, выберет шарики, посмотрит, как они раскатываются. Прокатите то один, то другой шарик к ребенку.
• Затем возьмите коробочку и предлагает малышу поочередно подать Вам шарики, которые Вы вновь собираете в коробку.
• В следующей части занятия научите ребенка скатывать шарики по желобку. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.
Цели:
Познакомить ребенка с различными предметами, цветами, помочь ему запоминать их названия.
Вам потребуется:
Набор "овощи-фрукты" (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор "овощи", накрывается крышкой (можно заменить набор на настоящие овощи - фрукты, предварительно их помыв и просушив).
Игра:
Дайте ребенку заветную кастрюльку: "Что там?"
Малыш открывает крышку и берет овощи и фрукты. Предложите их рассмотреть. Вложите их поочередно в руки ребенка, предложите провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. Комментируйте: "Это - огурчик, огурчик зеленый, а это - морковка". Затем предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.
Познакомьте малыша с предметами домашнего обихода. Ребенка 1 г.- 1г. 3 мес. знакомят с предметами мебели, посуды, одежды. Обязательно обратите внимание малыша на их назначение и как с ними нужно действовать. Расскажите и покажите простейшие транспортные средства - коляска, тележка, каталка. Например: покажите автомобиль, стоящий возле дома (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся). Покажите также животных, живущих рядом с человеком: кошку ("киса"), собаку, птичек. Отмечают внешние особенности каждого животного (какие глаза, хвост, уши), а так же - их голоса.
Цели:
Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям, голосам животных (кукла - "ляля", собачка - "гав-гав"). Давать понятие общеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание.
Инсценировать бытовые ситуации из жизни, которые ребенок уже видел, или участвовал - они должны быть понятны ему. Закрепить представление о назначении окружающих его предметов - мебели, одежды, посуды, транспорте. Разнообразить эмоциональный внутренний мир ребенка разыгранными в сценках переживаниями.
Вам потребуется:
Сюжетные игрушки: животные, птицы. Кукла с одеждой (желательно подобрать игрушку, изображающую ребенка того же возраста, как и малыш, с доброжелательным, улыбающимся лицом). Машинки, игрушечная мебель и посуда.
Игра:
Проведите показ несложных сюжетов с помощью образных игрушек, инсценируя ситуации из жизни. Это могут быть игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, зайчика, мишку) и кукла. Но при этом - кукла должна совершать «человеческие» действия, а животные - действия, присущие животным.
Например: собачка - кушает из миски, птичка летает и клюет зерна, зайка - прячется от мишки. А с куклой проведите показы бытовых и забавных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки). В инсценировании ситуаций с куклой закрепите представление о предметах мебели одежды и посуды (ложка, тарелка, чашка), их использование по назначению.
1. Пример игрового занятия с куклой:
• Уберите игрушки игрушки, так чтобы малыш вначале занятия их не видел. Привлеките внимание ребенка веселым разговором, стараясь сконцентрировать его внимание, а затем разыграйте сценку: раздается стук. "Кто-то идет к нам в гости" - перед глазами малыша появляется куколка. "Кукла - Ляля пришла к Ване (имя ребенка)". Кукла здоровается, если малыш хочет взять ее в руки, отдайте игрушки, действия ребенка прокомментируйте: "Где у Ляли глазки (ротик, носик, ручки, ножки)?» Если малыш не показывает - покажите сами. «А где у Ванечки?»
• Затем попросите кроху вслух повторить за Вами: "Ляля" и тут же уточните: "Кукла". Дальше идет показ картинки, изображающей куклу: "Смотри - вот Ляля - кукла на картинке. Где Ляля? - Вот! На картинке - Ляля".
• В следующей части занятия внезапно раздается лай и появляется собачка, кукла прячется. Как и в первой части игры, проводится сценка с собачкой, вводится облегченное слово "Гав-гав". «Это собачка, собачка говор «Гав! Гав!».
• В третьей части занятия вновь появляется куколка, собачка радуется встрече с ней. Еще раз попытайтесь «разговорить» кроху: "Ляля", "Гав-Гав". Показывает картинки: "Где Ляля"?", "Где собачка, как собачка говорит?" Если дитя затрудняется, просто отвечайте за него после небольшой паузы.
2. Пример игрового занятия с игрушечным автомобилем (машиной)
• Привлеките внимание крохи: «Ванюш, давай поиграем!?». Вы находитесь в проеме двери в комнату и разыгрывает первую часть занятия, не показывая игрушку сразу. Так Вы усилите ориентировочную активность малыша. За дверью раздается звук «машины». "Что это? Слышишь: "би-би-би"?" В комнату въезжает машина. .
• Разыграйте сценку поездки машины, введите новые слова - как гудит машина: "би-би-би". Спросите ребенка: "Как гудит машина, повтори!" В процессе занятия заострите внимание малыша на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала.
• В следующей части занятия в кузов машины сажается кукла: "Ляля" поехала; остановилась "би-би". Сценка "кукла в машине" разыгрывается ситуативно, Вы придумываете разные несложные сюжеты, забавляя малыша. Вводите новые и повторяете знакомые для ребенка лепетные слова и звукоподражания. Старайтесь активизировать речь самого ребенка. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости.
Итак, если Вы будете играть с Вашим чадом во все вышеперечисленные игры, то уже к концу первого триместра второго года жизни он сможет:
1. Находить по просьбе взрослого объемные геометрические фигуры: кубик и шарик.
2. Играя, различать два разных по величине предмета: большой и маленький.
3. Снимает и нанизывает пирамидку (может и непоследовательно).
4. Последовательно снимает предметы-вкладыши (кубы, цветные колпачки).
5. Накрывает меньший предмет большим: «колпачок спрятался».
6. По примеру взрослого проталкивает в шароброс шарики.
7. Ставит кубик на кубик («домик», «башенка»).
8. Прокатывает с лоточка шары (по просьбе взрослого).
9. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куколку, укачивает мишку) Переносит знакомые действия с одного предмета на другой. Например, нанизывает на стержень кольца одинакового размера. Затем по просьбе взрослого выполняет то же самое с шариками.
10. Подражает действиям домашних: кашляет как дедушка, «читает» газету как папа, «говорит по телефону» как мама.
Источник: http://u-sovenka.ru/Luchshie-igryi-i-igrushki-dlya-detey-v-vozraste-1-3-let/Luchshie-razvivayuschie-igryi-dlya-detey-1-3-let/1-1-3-174.html
0 – 3 месяца.
1. Подвески, подвесная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой (мобиль).
2. Флажок.
3. Мячи разных размеров и мячики с колокольчиком внутри.
4. Мяч большой гимнастический (для массажа и гимнастики).
5. Тряпичный браслетик с бубенчиком.
6. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малыша .
7. Воздушные шарики разных цветов и форм.
8. Погремушки (чем легче, тем лучше).
9. Резиновые игрушки-пищалки.
10. Рожицы, нарисованные и закрепленные на кроватке, а также изображения зверей.
Одиннадцатый месяц вносит свои коррективы и имеет свои неповторимые особенности. Прежде всего, усиливается активность ребенка, проявляющаяся в появлении элементов самостоятельности. Элементарная самостоятельность является потребностью и условием психического развития ребенка.
Примерные игры-занятия с ребенком 1 г.-1 г. 3 мес. Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами Программное содержание
Перечень игрушек по возрастам.
0 – 3 месяца.
1. Погремушки, подвески, подвесная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой (мобиль).
2. Флажок.
3. Мячи разные.
4. Тряпичный браслетик с бубенчиком.
5. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малыша (серия «Happy baby», «Классика для малышей», «Волшебные голоса природы»)
3 – 6 месяцев.
(добавляются к предыдущим)
Показатели развития ребенка 13-15мес