книги по рисованию: размышления и личная классификация )))
Настолько много книг по рисованию в продаже и у меня на полках, что сейчас , вплотную подойдя к вопросу о детском рисовании , пересмотрела все наши книги критическим взглядом )))
Делюсь своим мнением ( которое , безусловно, сугубо личное)
Очень краткий обзор
1) книги для творческого развития самой мамы ( да, да ! Не пытайтесь воспитывать ребёнка, он все равно будет похож на вас , воспитывайте себя)
Меня на рисование вдохновили эти книги , а вообще на творчество все книги Джулии Кэмерон " Путь художника" , " золотая жила" и сейчас читаю " долгие прогулки "
Начала с них, потому что все свою неуемную энергию и желание научить рисовать, мама , в первую очередь, должна направить .. на себя )))) и следующая позиция пояснит , что я имею в виду .
2 книги must have ! ( их всего 4 , но у меня 3) потрясающие книги от потрясающего педагога Калининой . Лучший подход к рисованию -ребёнку создают условия, чтобы он выразился . Обычные методики требуют " вырази" ))
В один ряд с Калининой поставила книгу " как понять детский рисунок" -книга состоит из двух частей . Первая часть , это описание детских рисунков по возрастам , во второй части даны задания , что можно нарисовать с ребёнком данного возраста . Открыла наугад и цитирую " посмотрите, какой белый лист бумаги! Светлый, как белый день. Но вот приходит назначенный час и Ночь осторожно, неслышно вступает в свои права. Как появится ночь на ваших рисунках? Осторожно подкрадётся из уголков листа ? Или опустится мягким покрывалом? Или родится из темной точки посередине? .... А теперь вымойте кисточки и будем зажигать звезды . Наберём на кисточки самой светлой краски и встряхнем её над поверхностью листа " читаем , как сказку !
Книги , которые опять мне напомнили " не торопись добиться похожести !" Всему своё время
Хорошо, что я затеяла этот пост , две цитаты ( которые были отнесены к возрасту 2-4 года ) мне очень вовремя помогли " вправить мозги " ))))
" детский рисунок часто не соответствует тому, что желает увидеть взрослый . Но стоит ли укорять детей и имеем ли мы на это право ? Ведь ребёнок не копирует, а моделирует предметы действительности"
" стоит взрослым вмешаться и лишить ребёнка инициативы , как у него пропадает интерес к рисованию . Замирая на каком-то этапе развития рисунка, активность ребёнка становится чисто формальной. Вмешательство в естественное развитие детского рисунка равнозначно вмешательству в процессы эмбрионального развития ребёнка... Удивительно, но мы до сих пор не осознаем что рисование-не случайное явление , что рисунок выполняет важные и вполне определенные функции в онтогенетическом процессе " ( Дмитрий Пивоваров)
3 Эрве Тюлле не нуждается в представлении ( эта книга есть на английском ) интересная книга с интересными ( выполнимыми) заданиями , которые развивают фантазию. Эта книга полезна мамам, которые , начитавшись умной литературы , боятся вмешиваться в детские рисунки, а дети просят " мама, нарисуй" вот , можно поиграть в рисование . Задание рисуем по очереди ( если несколько детей -то дети меняются, мы рисовали по очереди с дочкой ) и я изменила , когда рисовала я , она мне говорила что нарисовать ( точку или круг ) и наоборот
Примерно так : ( задания говорить как можно быстрее)
Хочу увидеть малюсенькую точку... ( меняемся местами) точку пожирнее ... Точку пожирнее и подальше, а сейчас круг ... Точки вокруг точки ... Точки вокруг круга и тд. Потом дать возможность рассмотреть рисунок, найти цветы и довести их до ума
Или ещё одно : бросаем кубик с точками . Номер точек , указывает сколько глаз нарисовать ( меняемся) , следующий бросок - количество ртов , носов , рук , ушей и тд )) когда закончим рисовать монстра , можно предложить дорисовать контекст , придумать имя монстру
Вот сама книга ( у меня на ит яз)
И задания к ней, про которые писала выше
4 модные книги , разрекламированные )) есть и хорошо , нет , и слава Богу ....
Давно на полках, но, если честно , сколько раз пыталась , ни разу не смогла организовать рисование по этим книгам
5 книга, которая мне нравится , но пока не нашла своего применения , может, потом . Пока читаю оттуда краткие сведения о художниках перед посещением выставок .
6 книги , которые пожалела , что купила . Сейчас рано , не знаю дорастём ли мы до них )))
Я сама некоторое время ночами выполняла задания из этих книг , даже меня они не зацепили . ..очень поверхностные книги , вроде как обо всем , а на самом деле ни о чем ((((
У меня много других книг и на английском и на ит языке , скорее всего ещё что-то на русском , которая сейчас мне не попалась на глаза , ну, если что интересное вспомню, ещё пост накатаю )))
Выводы , все , к чему я сама пришла , по-моему, я , хоть я внешне активна , но , в принципе, все правильно делаю , я ведь не вмешиваюсь непосредственно в Вирджинины рисунки , моя активность направлена , как сказала бы монтессори " на создание развивающей среды" -рисование с кузинами, рисование на улице , берём карандаши в дорогу , я рисую рядом , на своём листе .... Или в моих постах кто-то со стороны видит другое, чего я не вижу ?