Блок игровых занятий: Чувства и ощущения
Недавно я показывала свой план занятий с ребенком, формируемый в Excel, и обещала подробнее расписать отдельные пункты. Сегодня расскажу об играх из блока "Чувства и ощущения".
С сенсорными занятиями мы сталкиваемся ежедневно, это уже часть нашей жизни. Слушаем окружающие нас звуки; определяем вкус продуктов; чувствуем запахи; обсуждаем свойства предметов, с которыми мы в данный момент контактируем и т.д.
Но кроме этого мы устраиваем специальные игры на восприятие. Глобальной цели никакой нет, только общее развитие, новые ощущения и увлекательное времяпрепровождение. Теперь подробнее о каждом пункте (возраст Лёни 2,5 года).
1. "Кот в мешке". Игра на развитие тактильных ощущений. Варианты:
Мешочек. У нас игра фирмы Granna. В непрозрачный мешочек кладем несколько фигурок и просим малыша достать определенный предмет. Можно играть по принципу лото: задача ребенка вытянуть только свои изображения (я кладу шесть штук = две карточки). Либо можно сложить в мешочек все фигурки, вытягивать по одной, ощупывать и угадывать что это (для детей постарше). Есть аналогичная игра фирмы Ravensburger "Контура", но в 2 раза дороже. Иногда вместо картонных фигурок мы прячем в мешочек реальные небольшие предметы. Их доставать еще интереснее, но чуть проще. Зато можно подобрать вещи с разной фактурой.
Касательно игры Granna "Кот в мешке". Супер-качество, очень плотный картон, 27 изображений. Можно играть не только в тактильное лото (прилагаются 9 двусторонних цветных / теневых карточек), но и в рамки-вкладыши. Лёня после основной игры всегда ищет нужные прорези и засовывает несколько фигур обратно в рамку.
Когда просто так доставать предметы из мешочка не хочется, то мы вводим сюжетные игры. Популярностью у нас пользуется магазин. Покупается несколько предметов, но продавец складывает их в один мешочек. А ведь клиент хотел сразу одеть очки, съесть грушу и т.д.
Либо покупки делают несколько покупателей, а продавец по ошибке упаковывает всё вместе. Здесь еще подключаем память, и вспоминаем: кто что купил.
Жмурки. Завязываем глазки (надеваем непрозрачную повязку) и определяем на ощупь встречающиеся предметы. С Лёней мы пока только привыкаем к этой игре. Он позволяет завязать глаза, молча трогает предмет секунд 5-10, но потом стягивает повязку, чтобы подглядеть. Хотя смотреть, как ощупываю и угадываю я, ему очень нравится.
Лица. Интересный вариант тактильной игры: трогать лица друг друга. Лёня зажмуривается, а я его ручкой дотрагиваюсь до своего носа или уха и пр. Лёня открывает глазки и угадывает, какая была часть тела. И конечно снова ощупывает моё лицо. А потом тереблю и щекочу его я.
*****
2. "Лото запахов". Игра на развитие обоняния. Еще с года мы с Лёней полюбили изучать на кухне баночки со специями, травами. Сейчас нам подарили лото запахов фирмы SentoSphere. В наборе 30 баночек-рассеивателей с разными запахами (банан, мёд, ландыш, дым, грибы и пр.) и 5 карточек с изображениями как в лото. Суть игры: распознать запахи. Заодно мы с Лёней по карточкам изучаем внешний вид растений.
Предупреждаю всех, кто заинтересуется в покупке этой игры. Баночки даже при закрытой крышке слегка пропускают запах. Когда курьер нам доставил заветную коробочку, мы с Лёней конечно же сразу вместе ее распаковали. На этом всё! Смешение ароматов жуткое, уже было не до отдельных баночек. Лёне запах не понравился так, что играть он отказывался еще пару недель. Сейчас я заранее достаю 4-6 баночек, больше всё равно почувствовать не получается. Наши любимые игры:
Повар. Какая же готовка обходится без специй? Несмотря на наличие игрушечных разрезных овощей и детской посуды, готовить мы любим в большом горшочке Fisher Price. Заодно занимаемся фигурами, которые выполняют роль овощей / фруктов / фигурного печенья и т.д. Поочередно находим и засыпаем необходимые специи.
Магазин. И здесь тоже он: покупаем ароматы. Вообще магазин беспроигрышная игра.
Подходящий случай. Когда пьем чай, то находим и засыпаем в него аромат лимона, мяты. На ложечку кладем мёд. Угощаем наших игрушечных друзей бананом, клубникой, яблоком и пр. Купаемся в ванной - море. Лишние баночки ставим на изображения (чтобы не потерялись).
*****
3. "Бим-Бом". Игра на развитие слуховой памяти. Цель игры: определить источник звука, найти подходящую карточку. Оригинал звукового лото от фирмы Granna мне купить не удалось, поэтому здесь на Яндекс диске скачала сканы карточек и сам диск. Спасибо автору! Лёня готов слушать и узнавать около 7 звуков, но без особого энтузиазма. И то двигателем всего занятия является ожидаемый транспорт. Либо популярный вариант, слушать и грузить найденную фишку со звуком в машину. Небольшая пауза для перевозки, и Лёня готов угадывать перевозить вновь.
Гораздо интереснее для Лёни слушать звуки, которые воспроизвожу я, а потом их повторять самому. Это не обязательно музыкальные инструменты. Например, мы стучим палочкой по металлическим и деревянным предметам (заодно изучаем их свойства), ищем скрипящие, шуршащие предметы.
Здесь же расскажу о звуках тишины (хотя у меня этот пункт в блоке "Музыка"). Слушаем мы тишину с Лёней по 1 минуте где-то раз в неделю. Всегда при полной темноте с выключенным светом и закрытой дверью, чтобы сосредоточиться только на слухе. Время выбираю, когда Лёня готов сидеть спокойно, в основном после вечернего купания. Я всегда загадочно подвожу его к тому, что же интересного мы сегодня услышим. Потом мы немного сидим в полной тишине, а затем начинаем перешептываться или радостно вопить, услышав громкий звук машин, шаги на лестнице, чайник и пр.
*****
4. Цветовосприятие. Игры на развитие восприятия цвета и чувства цвета. Это не просто повторение цветов, с которым мы ежедневно сталкиваемся, а именно специально-организованные игры на зрительное соотнесение цветов, внимание, реакцию, словесное восприятие. Из всего блока это самый частый пункт (не реже, чем раз в 5 дней). Сразу отмечу, что мы с Лёней не касаемся сложных названий. У нас только основные цвета, оттенки + светлота. Варианты игр:
Сортировка по цветам. Лёне не особо нравится этот рутинный процесс. Нужно придумывать особые игры. Популярностью пользуется сортировка цветного мусора по контейнерам к приезду мусоровоза.
Либо подобный вариант. Сажаем цветы из крупной мозаики. И всё ради того, чтобы потом полить их из лейки. На фото простой вариант, где каждый цветок однотонный. Можно строить, чередуя цвета (подключить задание "Ряды-закономерности"), или строить по образцу.
Из настольно-печатных игр Лёне понравилась игра "Цвет" от Десятого королевства. Цель: к главной карточке подобрать 4 предметных картинки такого же цвета. Всего 10 цветов, 40 карточек. Игра лёгкая. У нас обычно карандашик ищет своих друзей или потерявшиеся рисунки. Еще чаще он превращается в машину/самолёт и ждёт своих пассажиров.Вообще я люблю игры фирмы Десятое королевство, но к качеству этой игры есть претензии: картон местами слоится, требует дополнительной подрезки и элементы не держатся в пазах (мы их просто кладем рядом или сверху).
Более лучший вариант: "Радуга" от Granna, она лучшего качества + возможны игры мемо и искалки, правда цветов там только шесть и она дороже.
Скорость восприятия. Самодельная игра с гремящим цветным кубиком. Каждая грань кубика - определенный цвет. Для игры необходимо Лего примерно по 5 штук каждого цвета или любой другой разноцветный конструктор. Кидаем кубик, среди Лего ищем кирпичик выпавшего цвета (кто быстрее) и строим башни. Изначальная цель: построить башню выше, чем у соперника. Но зачастую мы оба с Лёней находим и кладем по кирпичику, ведь всё должно быть одинаково. Чуть позже хочу сделать кубик с сочетанием 2-3 цветов на каждой грани.
Вообще есть много подобных готовых игр, к примеру "Разноцветный гусенички" или "Волшебный город" от Степ Пазл (правила как обычно меняем). Собираюсь купить "Лого Колорино" от Ravensburger (цветов правда только 4 основных, но зато на втором кубике добавляются фигуры).
Сочетание цветов. Варианты:
- Подбираем к нескольким рисункам соответствующую палитру цветов (ребенку требуется полностью охватить взглядом изображения). В интернете таких изображений с палитрой множество, остается только выбрать под возраст ребенка.
- Подбираем к рисунку карандаши тех цветов, которые на нём присутствуют (есть возможность подбирать и обсуждать каждый цвет поочередно). Обычно беру рисунок с 3-4 цветами, карандашей на выбор около 10. Используем свои карточки либо игру "Сочетание цветов" от Десятого королевства. Там также как в "Цвете" 10 круглых карточек-рисунков, к которым нужно подобрать по 4 карандашика..
- Можно играть наоборот. Дать ребенку несколько палитр и уже к ним подбирать верное изображение. Здесь могу посоветовать готовую игру "Клоуны" из карточной серии "Шпаргалки для мамы" (в Лабиринте). Кроме цветозанятия подключаем гимнастику: изображаем разные позы клоунов, поочередно то с левой, то с правой рукой. - Самый интересный вариант у нас конечно не карточный. Нужно найти в доме реальный предмет по имеющейся цветовой палитре. Причем необязательно, чтобы соответствие было полным. Можно дать палитру с 3-4 преобладающими цветами. А потом, рассматривая найденный предмет, обсудить, какие цвета на нем еще присутствуют.
- Игра на словесное восприятие и мышление. Найти предмет по заданным признакам методом исключения. Например, найти не жёлтый и не красный (на выбор предметы оранжевого, желтого и красного цвета). Аналогично, мы играем не только с цветами, но и с фигурами, животными и пр.
- И напоследок вариант, который у нас не пошел, и в 2,5 года я не считаю, что он вообще нужен. Занятия с оттенками определенного цвета (сортируем оттенки зеленого, синего и т.д., выкладываем по тонам, подбираем к карточкам игрушки нужных оттенков и т.д.). Для Лёни сейчас зеленый цвет, какого бы оттенка он не был - будет только зеленый, при дальнейшем уточнении светло-зеленый и темно-зеленый.
6. Чувства и эмоции. Игры на понимание своих чувств и чувств окружающих, выражение эмоций. Опять же сталкиваемся ежедневно, но в этом блоке речь об отдельных играх-занятиях. Варианты:
Игрушки-мишки. Существуют разные наборы-пазлы, типа "Одень мишку", где у главного персонажа на выбор насколько выражений лица мордочки. Мы с Лёней разыгрываем различные ситуации. К примеру, радостный мишка идет в зоопарк, он улыбается. В зоопарке мишка увидел жирафа и очень удивился (ищем нужное выражение). Потом мишка чего-то испугался и заплакал. Кроме того, в таких ситуациях на примере игрушек я показываю Лёне способы выражения собственных чувств.
Помимо игры в чувства, набор развивает цветовосприятие, ведь мишке нужно подобрать правильный комплект одежды, чтобы штанишки сочетались с рубашкой.
Рожицы. Перед зеркалом, друг напротив друга строим различные рожицы, гримасничаем. Параллельно я называю, какую эмоцию показываем. Часто рожицы мы строим во время сюжетно-ролевых игр, придумывая специальные ситуации. Рожицы конечно выходят наигранные, зато это отличная мимическая гимнастика.
Тематические книги и карточки. Рассматриваем книги и словари со всевозможными чувствами, настроениями, эмоциями. Обсуждаем ситуации, в которых они возникли, подбираем подходящие картинки. Из книг у нас:
А. Вильшанская "Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции" (в Лабиринте). В пособии представлены 15 чувств, на каждое из которых приведено по 2 иллюстрации. Удобно, что чувства и вызванные эмоции можно сравнивать между собой, например на одном развороте радость и грусть, на другом добродушие и злость. Обсуждаем мы с Лёней эмоционально, составляем рассказы по картинкам, строим рожицы. Книгу он очень оценил.
Плюс в комплект входит методичка для родителей/воспитателей с заданиями, пословицами, сценками. Она рассчитана на старший дошкольный возраст, но ее стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы лучше построить свой рассказ с ребенком.
Также очень востребован у нас набор тематических картинок - плакатов Л. Фесюковой "Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы" (в Лабиринте). В папке находится 20 карточек формата листа A4 на тонком картоне. На каждой карточке также изображены ситуации, передающие чувства и эмоции людей. А на обороте приведен материал для родителей: вопросы для обсуждения, игровые ситуационные сценки (ими пользуюсь, сценки понятные, легко разыгрываемые), стихи и пр.
*****
7. Свойства предметов. Игры на изучение свойств предметов. Варианты:
Находилки. Ищем в доме различные по свойствам предметы: холодные и горячие, мягкие и твердые, тяжелые и легкие. Недавно стали обращать внимание на материал (напр. стеклянный, деревянный). Носиться в поисках по квартире всегда интересно.
Опыты. Всевозможные. Например, опускаем в ванночку тяжелые и легкие предметы и наблюдаем, какие из них остаются на поверхности воды. Остуживаем горячие блюда (дуем, опускаем в них ложку и ощущаем как она нагревается, кладем в холодную воду). Согреваем в руках холодные предметы, оттаиваем льдинки.
Развитие осязания. Трогаем и сравниваем контрастные по свойствам предметы. Опять же можно угадывать их с закрытыми глазками.
На этом вроде бы всё. Буду рада, если вы поделись своими игровыми занятиями (которые мы сможем взять в свою копилку :)) В следующей раз расскажу о блоке Внимание и Память.