Микеланджело Буонарроти
История, Культура, Философия, ЭстетикаМикела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni); 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. .
"Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь." Микеланджело Буонарроти
Портрет Marcello Venusti (1535)
"Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным." Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.
Сикстинская


Флорентийский Гигант Давид ()



В 1546 году Микеланджело становится главным архитектором собора св. Петра ()

Страшный суд (Данте и Апокалипсис — источники, вдохновлявшие автора .)

Произведения:
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.
Известные работы:
- Основная статья: Список работ Микеланджело
- Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
- Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
- Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
- Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
- Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
- Сотворение Адама
- Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
- Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Капелла Медичи. 1520—1534.
- Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
- Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
- Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
- Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, cобор Сан-Лоренцо.
- Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
- Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
- Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
Биография:
Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе (Caprese) около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. Его мать, Франческа Нери ди Миниато дел Сера, умерла в 1481 году. Приблизительно с 1485 до 1488 года Микеланджело посещал гимназию Франческо да Урбино. Его отец женился во второй раз. В детстве Микеланджело воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.
В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.
В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим (куда Микеланджело прибывает 25 июня). В 1496—1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».
В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Светым Матфеем» для флорентинского собора. Приблизительно с 1503 до 1505 происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году наступает окончание работ над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».
В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию и примирение с Юлием II в Болонии (в ноябре). Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II в Болонье, которая была позже разрушена; над этой статуей он работает в 1507 году.
В феврале 1508 Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.
В 1513 Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.
В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.
В 1516—1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанта.
В 1521 году умер Лев X, папой с 1523 году становится Джулио Медичи (Клемент VII).
1527 6 мая происходит разграбление Рима. 17 мая Медичи изгоняют из Флоренции.
Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Подробнее: http://life-glamour.com/Mikelandzhelo.html
p.s. /одна из самых моих любимых книг/

(Настоящая книга - не беллетризованная биография. Это оригинальное художественное повествование о Микеланджело, человеке и художнике. Оно развертывается в форме дневника, который ведет сам герой, то есть сам Микеланджело. Для более полного воссоздания образа великого мастера Возрождения в русский перевод книги в хронологическом соответствии тексту включены поэтические произведения Микеланджело, многие из которых публикуются впервые.
Предисловие Ренато Гуттузо. Перевод с итальянского текста и стихов А. Б. Махова. Издательство: Радуга, 1985 г.)
"Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь." Микеланджело Буонарроти
Портрет Marcello Venusti (1535)
"Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным." Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.
Сикстинская


Флорентийский Гигант Давид ()



В 1546 году Микеланджело становится главным архитектором собора св. Петра ()

Страшный суд (Данте и Апокалипсис — источники, вдохновлявшие автора .)

Произведения:
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.
Известные работы:
- Основная статья: Список работ Микеланджело
- Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
- Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
- Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
- Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
- Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
- Сотворение Адама
- Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
- Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Капелла Медичи. 1520—1534.
- Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
- Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
- Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
- Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, cобор Сан-Лоренцо.
- Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
- Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
- Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
Биография:
Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе (Caprese) около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. Его мать, Франческа Нери ди Миниато дел Сера, умерла в 1481 году. Приблизительно с 1485 до 1488 года Микеланджело посещал гимназию Франческо да Урбино. Его отец женился во второй раз. В детстве Микеланджело воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.
В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.
В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим (куда Микеланджело прибывает 25 июня). В 1496—1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».
В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Светым Матфеем» для флорентинского собора. Приблизительно с 1503 до 1505 происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году наступает окончание работ над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».
В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию и примирение с Юлием II в Болонии (в ноябре). Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II в Болонье, которая была позже разрушена; над этой статуей он работает в 1507 году.
В феврале 1508 Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.
В 1513 Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.
В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.
В 1516—1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанта.
В 1521 году умер Лев X, папой с 1523 году становится Джулио Медичи (Клемент VII).
1527 6 мая происходит разграбление Рима. 17 мая Медичи изгоняют из Флоренции.
Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Подробнее: http://life-glamour.com/Mikelandzhelo.html
p.s. /одна из самых моих любимых книг/

(Настоящая книга - не беллетризованная биография. Это оригинальное художественное повествование о Микеланджело, человеке и художнике. Оно развертывается в форме дневника, который ведет сам герой, то есть сам Микеланджело. Для более полного воссоздания образа великого мастера Возрождения в русский перевод книги в хронологическом соответствии тексту включены поэтические произведения Микеланджело, многие из которых публикуются впервые.
Предисловие Ренато Гуттузо. Перевод с итальянского текста и стихов А. Б. Махова. Издательство: Радуга, 1985 г.)
Зина
ТО что Микеланжело гений - это понятно даже неискушенному зрителю. Впервые я увидела Пьету лет семь назад в соборе святого Петра- я не могла шелохнуться, казалось , что ее одежда колышется от дуновения ветерка из дверей храма, она вот вот встанет, а по лицу польются слезы. На мой взгляд это его самое сильное произведение, оно меня тронуло как обычного зрителя. Сикстинская капелла меня поразила своими размерами. Надо заметить, что первоначально все действующие лица были обнаженными и уже после его ученики дорисовывали одежды.
23.05.2011
Ответить
an.na
Да, Зин, я это всё знаю, уже лет пять его творчество перелопачиваю.
Читала, как он мрамор сам добывал, грузил, перевозил, у него много каменоломен было; как зарождались великие эскизы, наброски, идеи; как он изучал и вскрывал человеческое тело, чтобы правильно и точно сделать статую Давида; сколько здоровья отдал, душевных сил и переживаний, потерял зрение, почти не ел и не спал; у него была огромная семья, много братьев; он еще великий философ и изобретатель. Творчество и биографию Леонардо да Винчи тоже хорошо знаю, но Микеланджело меня вдохновляет и нравится мне больше.
23.05.2011
Ответить
Зина
скажи пожалуйста, а это правда, что свою пьету он без тесака или как называется это инструмент который обтачивает мрамор, чтобы линии были плавными, делал?, мне это даказывал один итальянец, но раз ты увлекаешься этим, должна знать наверняка.
23.05.2011
Ответить
an.na
Я знаю, что он резцы свои всегда с собой носил, для него инструмент этот важнее намного кисти был; он несколько статуй таким способом делал, но про Пьету я тебе точно не скажу; а вот про то, как он трупы с кладбища воровал, чтобы изучить строение человека, его мышцы и вены, вот это я могу рассказать, как много лет вынашивал идею и готовился к Давиду)Это вам такое гид рассказывал? И что тут особенного? Капелла куда круче, он её не один десяток лет рисовал в сумме и свое здоровье угробил, после чего и умер весь больной и хромой.Хотя надо признать, что Пьета божественна, она в самом деле как будто летит, живая и одно целое.
23.05.2011
Ответить
Зина
капелла действительно круче, не спорю, но пьета реально живая, даже страшно было, сейчас втанет и пойдет, как можно было выразить в камне скорбь, для меня загадка. Нет, это рассказывал обычный итальянец, он фанат своей страны и думает, что до сих пор жива римская империя, вот и решила спросить, можно ли это сделать одним резцом, чисто из любопытства.
23.05.2011
Ответить
Зина
я еще успела ее увидить без стекляного ограждения,каким бы прозрачным оно не было- это некое препятсвие, а так просто дух захватывало, душа трепетала и плакала вместе с мадонной:-) не могу передать словами, как она прекрасна
23.05.2011
Ответить
Ingirenok
слшуай, ну ты молодец))) Я В связи с беременностью и ГВ - страшно тупею, я забываю все что знала, а ты все познаешь и стрмишься к просвящению себя и других. Вот человечище
23.05.2011
Ответить
an.na
Инночка, это ты человечище! Столько мне помогаешь и подсказываешь.
Творчеством Микеланджело увлекалась лет 5 назад, меня вдохновляет его творчество и его философия жизни.
23.05.2011
Ответить
Ingirenok
Даа, он удивительный человек, мне он больше чем Да Винчи по сердцу. Я даже читала роман Ирвинг Стоун "Муки и радости". Но уже ничего не помню, с памятью, что то страшное твориться
24.05.2011
Ответить
an.na
я уже выше писала, Ин, что творчество и биографию Леонардо да Винчи тоже хорошо знаю, но Микеланджело меня вдохновляет и нравится мне больше.
24.05.2011
Ответить
Ingirenok
ага, мне тоже, правда живописец он плохой. и женчкое тело очень плохо знал, но скульптор - отменный
24.05.2011
Ответить
an.na
Да, он всегда с собой носил инструменты по камню, а кисти для него были на втором месте.
Ин, эта книга замечательная, в ней так всё подробно, красиво и понятно рассказывается о его жизни, творчестве, семье.
И мужское тело он любил больше; он даже трупы вскрывал мужские, чтобы изучить тело, мышцы и вены.
24.05.2011
Ответить
Ingirenok
он вооббще женское тело считал не лепым, но правда так его и изображал)))
оооо, а я так люблю женское, есть такие красивые. Я вообще поклонник женщин))) так сечас хочу написать картинум на банальную тему "мать и дитя"
24.05.2011
Ответить
an.na
Это замечательная идея! У меня видела пост про Материнство же; я не могу глаз отвести от этой темы и от этих картин, обязательно нарисуй, и не одну!
24.05.2011
Ответить
Ingirenok
я уже 10 лет мечтаю. мне очень нравится Климпт "три возраста женщины, но в икее мечтаю приобрести именно эту часть


24.05.2011
Ответить
