О Эмоциях
Из истории: Понятие " эмоция " появилось в конце 19 века и связано с именами У. Джемса и Г. Ланге.
1884 -85 г. - У. Джемс и Ланге независимо друг от друга сформулировали периферическую теорию эмоций Джемса-Ланге. Ими была представлена следующая схема :
Заметим, что в данной схеме нет эмоций.
Мы видим , как в кору больших полушарий головного мозга поступает обратный поток импульсов от рабочих органов. Потом в Анализатор. И таким образом мы получаем эмоции. Т.е. эмоции по теории Джемса-Ланге вторичны :
- сначала есть причина (боль),
- потом мы плачем,
- а уж после нам становится грустно
Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.
Эмоции - это переживания человека.
Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и наблюдение за причиной и формой их проявления.
Что нам дает наблюдение наших эмоций:
Какие же по мнению психологии существуют способы выражения эмоций:
Не редко у человека происходит нарушение ориентиции в своем эмоциональном состоянии.
Психологами были изучены и изложены следующие возможные причины нарушения ориентации эмоционального состояния:
По какой же причине люди порой не хотят наблюдать за собой, учиться управлять своими эмоциями.
На это есть несколько известных причин:
*чрезмерное сосредоточение на собственной личности и, как результат....
*неспособность замечать и правильно оценивать состояние других людей, т.к. это просто выгодно.
*отсутствует навык подобного анализа.
таким образом способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе общения мы сообщаем друг другу информацию и о собственном эмоциональном состоянии, и о своем отношении друг к другу.
Мы часто забываем, что каждый человек имеет индивидуальное выражение эмоций и чувств. Это обуславливается его интересами, опытом, уровнем восприятия, знаниями, стереотипами, убеждениями, концепциями и т.п.
Каждый из нас имеет свой индивидуальный набор проявлений эмоций , поэтому то не всегда просто понять чувство другого человека. Эмоциональные реакции участников общения всегда носят двусторонний характер.
Не секрет, что сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других - чрезвычайно трудная задача.
Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого.
Большинство из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им.
Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия.
Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.
Что же для достижения в диалоге понимания друг с другом нам необходимо ?
Все просто - необходимо обозначать и открыто выражать собственные чувства, наблюдать свои эмоции и осозновать причину их появления.
! Обратим внимание, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается указанием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.
Целью описания собственных эмоций и чувств - является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения.
Отрицательные эмоции - это индикатор,показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений.
Игнорировать отрицательные эмоции - все равно, что игнорировать предупредительный сигнал, который указывает на то, что электрическая сеть перегружена. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться. Таким образом конструктивный диалог возможен если хотябы один участников задается вопросом :
«Чему я могу научиться в этом обсуждении,
чтобы сделать нашу совместную работу более продуктивной
и более приятной?»
Идеальный вариант - когда этими вопросами задаются все участники.
Как же строить "открытый" диалог. Советы науки психология следующие :
А теперь , в заключении этого повествования, предлагаю вам маленькую игру.
Поиграем? :-)
Представьте на дорогую , покторой шли разные люди и дети выпрыгнула обычная лягушка.
Люди заметили лягушку.
Мальчик идущий по дороге смотрит на нее с проявление любознательности,
женщина - с отвращением,
девочка - с ужасом,
мужчина - безразлично,
а старый биолог с увлечением: "Взгляните, какой красивый экземпляр", - говорит он.
А теперь ответьте :
- Почему у всех участников этой истории были разные эмоции относительно лягушки?
- Чем обусловлено то, что люди имеют разные эмоции и чувства по поводу одного и того же объекта или события?
- Что было бы, если бы люди имели одинаковые эмоции относительно конкретной ситуации?
Эта игра не моя придумка, но наглядно демонстрирует насколько мы разные в эмоциональном проявлении.
Я оставляю данные вопросы открытыми. Если есть желание поделиться своими мыслями , то есть возможность разместить свои мысли в комментариях к данной статье и мы сможем все вместе пообщаться на эту тему.
p.s.
Помните, что каждая эмоция материальна, т.е. несет свой заряд, свою энергию. Если прожить эмоцию сознательно без подавления, без сопротивления, просто наблюдая ее, то ее сила быстро закончится и вы обретете свободу от этой эмоции.
Эмоции - это отражение разума в теле.
Таким образом все наши эмоции возникают на основе наших мыслей.
Если хотите быть свободными не только от самой захватившей эмоции, но и от ее причины, то единственный способ - это исследовать свои мысли,которые предшествовали, возникшей эмоции.
Мы все очень разные и карта эмоций каждого индивидуальна, но в этом и есть чудо Мироздания.