Для себя сохранила, спасибо тому кто выложил. Рождение является для организма большим потрясением, так как оно означает не только изменение условий жизни, но и самого физического существования ребенка: контрасты темноты и света, тепла и холода, дыхание легкими, физическая потеря матери. В связи с этим многие исследователи и практики уделяют большое внимание физическому и психологическому контракту матери и ребенка в первые часы жизни. Ребенок появляется на свет с определенным набором рефлексов. Именно в период новорожденности можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. Безусловные рефлексы - автоматические, непроизвольные ответы на определенные внешние раздражители. Одни из рефлексов обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем:
защитные рефлексы;
сосательные рефлексы;
поисковые рефлексы;
пищевой рефлекс и др.
Другие рефлексы имеют атавистический характер и представляют собой наследство, полученное от животных предков. Большинство из этих рефлексов угасают уже в первом полугодии жизни:
переступательный рефлекс;
хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона);
вскидывание рук (рефлекс Моро) и др.
При этом ребенок гораздо меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныши животных, и рефлексы не являются основой его психического развития. В последнее время получены интересные факты наличия сенсорных способностей младенцев, они получили название «компетентность младенца». Активность младенца проявляется прежде всего в избирательности чувствительности к различным стимулам: одни из них более, а другие менее предпочитаются и дифференцируются детьми. В опытах Р.Фанца было обнаружено, что уже в первую неделю жизни младенцы предпочитают сложные, структурированные и яркие изображения. Изогнутые, округлые изображения им нравятся больше, чем прямолинейные, а замкнутая, концентрическая форма больше, чем развернутая. Особый интерес младенцев вызывают движущиеся предметы. В области слухового восприятия получены экспериментальные факты, обнаруживающие способность младенцев к локализации источника звука (опыты Т. Бауэр). Самый важный факт состоит в том, что дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам (по данным Д.Б. Годиковой). Основным выводом из этой серии экспериментов является вывод о том, что сенсорные системы новорожденных настроены на восприятие тех стимулов, которые связаны с образом человека (звуки голоса, движущиеся предметы, округлая замкнутая форма и т.д.), т.е. как бы настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще внешнем мире именно человека. В период новорожденности младенец не только адаптируется к внешнему миру, но и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностной, индивидуальной обращенности взрослого к младенцу в конце 3-4 недели жизни появляется зрительное сосредоточение ребенка на лице взрослого и обращенная к нему улыбка. Перваякоммуникативная улыбка знаменует завершение этапа новорожденности. В период от 4 до 6 недель ребёнок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Ребёнок уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки её голоса. В ответ на обращение матери ребёнок улыбается, внимательно смотрит, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки. Картина радостного поведения младенца была названа «комплексом оживления», который включает 4 основных компонента:
замирание и зрительное сосредоточение - долгий, пристальный взгляд на взрослого;
улыбку, выражающую радостные эмоции ребёнка;
двигательное оживление - движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
вокализации - вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гулии» и пр.)