Игры на развитие памяти
Тренируем память дошколёнка. Под катом варианты игр.
1. Что исчезло? На столе раскладывается несколько предметов или картинок. Ребёнок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет или картинку, ребёнок должен назвать, что исчезло.
2.Художник. Ребёнку показывается какая-нибудь простая картинка. Например, геометрическая фигура/несколько фигур/простой рисунок типа "дом, дерево, цветок". Ребёнок запоминает картинку. Затем он должен нарисовать то, что запомнил. Есть более сложный вариант игры, когда ребёнок выбирает, что или кого будет рисовать и рисует по памяти.
3.Цепочка действий. Ребёнку предлагается последовательность действий, которую нужно повторить в названном порядке ("подойди к шкафу, возьми такой-то предмет, положи его на середину стола" и т.д.). Чтобы ребёнок не заупрямился, что вы им "командуете", можно объявить, что теперь он-робот, а вы его "испытываете", т.е. даёте команды. Не по теме, но, может, кому пригодится: одна моя ученица обожала играть в робота, когда мы учили части тела на английском. Я давала команды "touch your nose, touch your ear, touch your leg" и т.д.)
4. Снежный ком. Выбирается тема. Например, животные. 1-ый участник говорит, например, "собака", 2-ой повторяет "собака" и говорит своё слово "кошка". 1-ый участник повторяет уже сказанные слова "собака", "кошка" и добавляет своё. И так до бесконечности, слова нарастают как снег на ком. Поверьте, в эту игру интересно играть даже взрослым. Я до сих пор вспоминаю, как мы на втором курсе воспроизводили, в каком порядке на парковке стояли розовый "ситроэн", белый "мерседес", синий "кадиллак" и т.д.
5. Вспомни. Диктуются фразы (до 7 для дошкольника) плана "мальчику холодно", "девочка плачет", "мама читает", "бабушка отдыхает" и т.д. Ребёнок делает зарисовку или схему к каждой фразе, а затем должен воспроизвести их, опираясь на свой рисунок.
6. Перепутались. Для маленьких можно рассказать такую историю: "игрушки стояли в очереди, они хотели покататься на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней поросёнок, последний-котёнок (игрушки расставляются в указанном порядке по ходу истории). Тут приехал фургончик с мороженым, звери бросились за мороженым (игрушки перемешиваются), а потом не смогли вспомнить, как они стояли в очереди. Помоги им снова встать в очередь, чтобы они смогли покататься на пароходе, ведь сразу всех пароход взять не может". Ребёнок опять расставляет игрушки в указанном порядке. Для детей постарше можно обойтись без истории, просто предложить разложить предметы в первоначальном порядке.
7. Фокусник. На поднос кладётся несколько предметов. Ребёнок запоминает их, затем поднос накрывается платком, а ребёнок должен назвать, что под платком.
8. Телефон. Хорошо тренирует память запоминание цифр. Называйте ребёнку номера телефонов (т.е. сочетание 6 цифр), предложите повторить.
9. Картинки. Ребёнку предлагается картинка. Картинка убирается, затем он должен по памяти воспроизвести то, что было изображено.
10. Фотоаппарат. Модификация предыдущей игры. Предложите ребёнку стать фотоаппаратом. "Любого человека или предмет ты можешь как бы "сфотографировать", т.е. запомнить". Ребёнок какое-то время смотрит на предмет или человека, затем отворачивается и описывает, что запомнил.
11. Описание. После прогулки предложите ребёнку вспомнить какой-нибудь необычный предмет или человека, которого вы видели на прогулке, предложите вместе вспомнить и попробовать описать его.
12. Попробуй, повтори. Из счётных палочек, спичек, пуговиц, любых подобных предметов выкладывается какая-нибудь композиция, ребёнку предлагается запомнить её и воспроизвести.
Кроме того:
Память тренирует заучивание стихов, а также игры типа "мемори", пазлы, карточные игры, где надо держать в памяти свои карты, ходы, чтобы предположить, какие карты могут быть у противника.
На авторство не претендую, даю ссылки, откуда взяла: