Игры и занятия с детьми в возрасте от 3-5 недель до 2,5-3 месяцев
Развитие
Ребенок рождается с органами чувств, более или менее готовыми к восприятию внешних раздражителей. Сравнительно более зрелыми являются вкусовой, обонятельный, кожно-тактильный анализаторы, а также вестибулярный аппарат, ведающий положением тела в пространстве. Анализаторы, действующие на расстоянии (зрительный и слуховой), развиты слабее.
Ребенок жмурится от яркого света, вздрагивает от громкого звука, но не различает предметов и не реагирует на слабые звуки. Постепенно зрительный и слуховой анализаторы развиваются под влиянием внешних впечатлений, общения со взрослым и специальных игр-занятий.
Начиная с 3-4-недельного возраста можно сосредоточить взгляд ребенка на предметах, движущихся перед его глазами. Поэтому для развития зрительного сосредоточения следует с 3-4 недель ненадолго подвешивать над детской кроваткой яркую игрушку и двигать ее в различных направлениях. После 4 недель жизни у ребенка возможно зрительное сосредоточение на находящейся в движении яркой цветной игрушке. Игрушки надо подвешивать на высоте 45-50 см перед ребенком, под углом зрения 45|.
Более успешно зрительное сосредоточение развивается в сочетании со слуховым. Именно поэтому лучшей игрушкой в этом возрасте является яркая погремушка, приятно звучащая при потряхивании, или же подвешенный на яркой ленте легкий мелодичный колокольчик.
Новорожденный ребенок не умеет удерживать голову. Для развития этого умения следует с 4-5 недель несколько раз в день выкладывать малыша на живот, чтобы он приподнимал голову. Как только он ее опустит, нужно перевернуть его на спину. Когда ребенок сможет длительно удерживать голову, его следует большую часть времени держать в положении на животе. К 3 месяцам ребенок обычно свободно лежит на животе, упираясь на предплечья. Для развития умения удерживать голову в вертикальном положении следует несколько раз в день брать ребенка на руки.
Положительный эмоциональный комплексЦель. Вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений.
Ход занятия. Перед началом занятий мама кладет ребенка в манеж. Она наклоняется над лежащим на спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни.
В конце первого - в начале второго месяца жизни ребенок отвечает матери только улыбкой. При ежедневном повторении данного занятия на протяжении 2-го и 3-го месяцев ребенок прислушивается к голосу взрослого, сосредотачивает свой взгляд на его лице, начинает издавать радостные звуки, быстро и ритмично двигать руками и ногами, т.е. у него появляется “положительный эмоциональный комплекс”, или “комплекс оживления”.
Удерживание головкиЦель. Развивать умение поднимать и удерживать голову, лежа на животе.
Ход занятия. Ребенок находится на пеленальном столе или в манеже. Мама выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине малыша под лопатки и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку и поправляет ею ручки малыша.
Для переворачивания ребенка обратно на спину мама берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку.
Удерживание головки при вертикальном положении ребенкаЦель. Развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении. Занятие проводится на пеленальном столе или в манеже.
Ход занятия. Мама обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки его голову. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу. Затем отводит левую руку и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Держа ребенка таким образом, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, мама прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка и плавно опускает на стол. Когда малыш сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку.