Во время наших путешествий, мы очень любим углубиться в "сокровища и ценности" той страны/местного населения, в которой мы находимся. Отправляем запрос во Вселенную и неожиданно получаем ответ! А с мега любопытным Артемом - это несложно. Его светящиеся быстрые глазки, ручки, ножки готовы забежать в любой дом, потрогать любой инструмент и до получения разрешения начать его использовать))) И так получилось, что в Хорватии, на острове Хвар в деревушке Святая Неделя нам вручили, как подарок, эту возможность увидеть лавандовые поля ( это не совсем широкие поля, как на картинках, это дико растущая на горных склонах лаванда по несколько кустов среди виноградников и другого горного разнотравья) на рассвете! Один очень светлый фермер согласился отвести нас туда, на поле своей деятельности. Под рассветными лучами солнца сборщики лаванды косят "готовую" лаванду, поднимаясь вверх по склонам пока солнце не станет очень жарким, труд это непростой, но он так прекрасен! Потому что вид открывается потрясающий. И вот мы такие састливые на энтузиазме туда приехали и устроили свою фотосессию, а Артем под шумок увлекся самим сбором, вначале он наблюдал, а затем взял косу и сам начал косить, причем Тео (тот самый знакомый винодел-лаванддел, я не знаю как его обозвать, он и лаванду собирает, и масла делает, и оливки, и винодело у него свое передающееся из поколения вот уже сколько лет) его начал учить. Он показал Артему как косить, как удобно складывать в мешочек на поясе, как правильно складывать в основной мешок, там тоже свой принцип. И вот отсюда-то я и хотела поведать вам свою историю-исповедь о "дошкольном образование" Артема, которое началось у него с 1 года жизни. Что такое школа для нас? и почему под этим словом воспринимают некий институт, который представляет собой помещение с кучкой кабинетов, одинаковых форм и углов, парт, доской, и одной и той же кучкой учителей. Ведь это не только так (хотя и так тоже)! Школа -это целая жизнь! И я надеюсь у меня получится вам это показать.
Примерно, когда Артему исполнился 1 год, началась тема всяких показываний картинок ("смотри это лошадка иго-го, собака ав-ав и т.д") с животными, цветочками, природными явлениями и т.д и вот тут меня "бамкнуло". Я поняла, что будет намного круче, если он познакомится с этими картинками в живую. Началось все с деревни с козочками, кроликами, петушками и закончилось .....нет еще не закончилось)))))Да и вначале, зная страсть Артема к воде, мне захотелось показать ему море. И мы отправились в Геленджик. Это было наше первое путешествие (о нем я даже писала в блогге).
Это открыло мне, как вспышка, целое новое видение воспитания, а точнее "проведение" ребенка по миру! Некоторые занавесочки спали с моих глаз и я поняла, что как родители, мы выступаем детям не как учителя или близкие люди, которые "лучше знают как надо жить", нет, отбросить славу и эгомамство, эгопапство, мы можем стать оффигенскими проводниками детей к Богу (вначале мы стали для них вратами, черз которые они вышли в этот мир). Мы можем просто отдать их в его руки! И Артема начали развивать (с невероятной скоростью) божественные руки исходящие из водопадов, лесных троп, пения птиц, ласковых волн моря и подводного мира, мир живых существ воздействовал на его сознание куда больше, чем любая книжка и картинка и самое интересное, что мне не надо ничего озвучивать и рассказывать "как это работает", я просто прово;у и наблюдаю, слежу за безопасностью, кормежкой (кстати, когда Артему исполнилось два, она сам научился, по своей воле, добывать себе еду и воду) и чистотой, ну и конечно поддержкой и опорой. Да я предупреждаю его о том, где может быть опасно, но не утрирую! без гипертрофированности, ведь мы доверяем детям и пространству вокруг. Я никогда не забуду как Артем в 2,5 года шел один с Наташей (я не могла его сопровождать, так как мне нужны были обе руки, чтобы держаться, я была уже глубоко беременна Егором) в поход к водопаду, его босые ножки получали мощнецкие потоки информации от камней, по которым он шагал к водопаду (это был нелегкий путь!) , камни передавали ему такой объем информации!!! четко в мозг! через тактильные ощущения стоп: скользкие, сухие, горячие, мокрые, большие, маленькие), камни сменялись тропами, песком, глиной и т.д. И к вечеру этот ребенок выдал мне счет до 10! Когда его вообще никто считать не учил)))) Его сознание за один такой день-поход расширилось настолько, что я получила просто нового ребенка. И уже тогда, я поняла, что важно отдавать ребенка разным людям, которые тоже станут своего рода проводниками для него, мало того, что он обменяется с ними разными энергиями, включится развитие к доверию мира, но и они ему передадут много того, чего не дам я. Это открытия научило меня тому, что разные ремесленники, мастера, гуру, учителя, святые и просто люди-Ангелы будут самыми лучшими учителями для него! И чем разнообранее будет их круг, тем шире станет его сознание. (Это только мое мнение, впечатление, наблюдение). Это к вопросу о школьных учителях, которые все 10 лет остаются при детях и несут свою очень ответственную миссию в передачи знаний. И как с лавандой, я могу показать ему на картинках или в фильме, как собирают лаванду, но это не будет так воспринято, чем если Артем сам своими руками поучится у мастера ее собирать-косить-складывать! И в 1,5 года уехав с Артемом на остров Панган (Тайланд) мы познали джунгли, обезьян, слонов, (не на картинках!) познали, что есть другой мир, где луна наоборот, люди, Боги другие и все другое. Расширение сознания продолжилось, открылись новые вектора и видения куда двигаться дальше.
А потом я встретила Лену Фокину, которая зашла к нам в "уголок" ночью, совершенно не знав, кто мы, села у костра (это была знаковая встреча) и сказала, что у нас очень сильный ребенок и нам важно быть сильнее! И это будет непросто. И именно ради этого я увлеклась йогой, фридайвингом и другими духовными практиками, сначала ради развития Артема, я поняла, что правда должна стать сильнее его (хотя это непросто), а потом узрела, что это же и ради меня самой. И я стала ориентироваться в своих путешествиях теперь еще и на это. Артем, как бы говорил мне: " не надо делать все это только ради меня, делай для себя, для своей души и будет у нас у обоих гармония" .
Неоценимый вклад еще и папин, в виде принятия, умения быть всегда рядом с нами, даже когда далеко, инвестиций (правда иногда, когда мы уезжали из Москвы в какой-нибудь Тайланд, жизнь, наоборот, становилась такой бюджетной, что Гена расплачивался с долгами, это я к вопросу о том "на какие деньги мы летаем" :) Наши крылышки просто ведет сам Господь и делает он это так изящно и ненакладно:))) А потом меня "бумкнуло" еще раз: " а надо, чтоб мой двухлетний Артем открыл для себя подводный мир во всей его красе, ведь как раз в Абхазии он научился плавать сам!" И мы поелетели в Дахаб, где Артем познал все краски подводного мира, верблюдов, бедуинский чай и порядки, пустыни Александрии и песочно-каменные горы.
И это просто как сон, плыву я по морю, ныряю на глубину прозрачного Красного моря, а тут рядом сам плывет мой малыш, и хохочет под водой моему дайвингу, пытаясь сделать так же как мама, и это были его первые зачатки фридайвинга :) И как мне было жалко, что в момент, когда рядом со мной в море оказались дельфиниха и ее малыш, рядом не было Артема! Но я уверена, что у нас все еще будет! Это следующий наш запрос) И все многообразие подводного мира, открылось как на ладоне Артемкиным любопытным глазкам:)
Водопады, горы, тарзанки в водопадные ванны, прыжки в воду с разных высот, море, волны Индийского океана, бескрайние пляжи Гоа и вечно наполненный мир разнообразными живыми существами воспитывали и развивали в сознание Артема любовь к миру! Любовь к Богу, ведь он и есть весь Мир, он и есть Любовь )))) Каждая бабочка, птичка, собачка, жучок, которые попадались на бездонное любопытство Артема передавали ему информацию о матрицах, создание Вселенной, я еще тогда прекрасно поняла то, о чем пишет Анастасия: "Анастасия утверждала, что в тот момент, когда я наблюдал, как маленький Владимир рассматривал что-то в траве, он познавал не только букашек, но и все мирозданье. По ее словам, букашка более совершенный мехвнизм, чем любой рукотворный и тем более примитивный конструктор. Ребенок, имеющий возможность общаться с этими совершенными существами, сам становится более совершенным, чем от общения с неживыми, примитивными предметами. К тому же, как она утверждает, каждая травинка, букашка взаимосвязаны со всем мирозданием и помогают впоследствии ребенку осознавать сущность вселенскую и себя в ней, свое предназначение. Искусственно созданные предметы такой связи не имеют и неправильно расставляют приоритеты и ценности в мозгу ребенка." В любой стране, которую мы посещали, Артем познавал и пробовал разные ремесла и главное через настоящих мастеров. В 3 года, он освоил ремесло сборщика винограда, тщательно очистив от спелых гроздьев ту дорожку, которую выбрал.
Во Вьетнаме он пзнакомился с мастерством "резка по камню". В Каждом путешествие мы обогощаем нашу копилку знаний и ремесел.
Одной из основных тем, которые так же раскрывают путешествия по разным странам -это религия, школа познания Божественной сущности. Тут я остаюсь на позиции свободы выбора. Я лишь приглашаю и провожу его в "среду", а Артем сам выбирает свой путь, то, что вибрирует в его душе. И приглашаю его познакомиться с разным "материалом" для широты сознания, не выделяя что-то одно, никакой узости. И он знает что есть Иисус, Будда, КРишна, Шива, Вахей Гуру и т.д. (Он мне про Кришну с Ганешей уже столько может рассказать). Артем побывал в сикхских храмах, буддистских (китайских, тайских, вьетнамских), православных, католических, индуистских, вайшнавских (кстати, пока последние ему пришлись больше по душе) и он сам нам говорит, что Бог -это Кришна, он мечтает побывать во Вриндаване (хотя был почти рядом с ним), его любимая сказка на ночь ("сказка КРишны", как он говорит - "Бхавагат Гита"). Таков пока его выбор, хотя он может поменяться. Мне нравится, что так он может увидеть, что все равны и все об одном. Его тянет в храмы, как в православные (он с удовольствием проходит службы долгие, участвует в причастиях) так и других религий, участвует в пуджах и в арати. Что Бог есть и в религии и над ней. Что храмы - это просто островки Божьи, дом для души и умиротворения, а не повод для разногласий и войн.
И то же самое с разными национальностями. Он видит как разнообразен мир людей, что все они разные! очень разные, но у всех столько общего : ноги, руки, голова, все они могут быть мамами и папами!
Артем познает английский ( и кстати другие местные языки) через необходимые вопросы, которые нужно задать его любопытству, например: на каком инструменте вы только что играли? с этим вопросом он бегал за музыкантом из Арамболлы:) Артем на практике запомнил очень много английских слов и применяет их по мере необходимости. Точно так же с математикой. Я иногда поражаюсь, как он может в уме просчитать удобный для него расклад и остаться с тремя яблоками вместо двух:) Он пока не умеет читать книг, но зато он потрясающий рассказчик сказок по картинкам для своего младшего брата. В 4е года Артем легко занырнул на 5-6 метров
и в Индии (в том же возрасте) прошел свой самый долгий и сложный поход. 19 км в гору!!! Он говорил вконце, что устал, но когда я сказала, что мы идем в кафешку обедать, он полетел как только что проснувшийся наполненный силами и энергией пацанчик :) А я про себя улыбнулась, да я знаю, что дети нааамного сильнее чем хотят перед нами взрслыми казаться)
И Пока мы не нашли где будет наша школа, врочем как и где будет наш дом, для нас школа - весь мир! впрочем как и дом:) И этой исповедью я хотела, чтобы вы выделили такой контекст, что не надо заморачиваться над тем, какой материальный мир будет влиять на комфортное пребывания вашего ребенка во Вселенной, в какую школу модную он пойдет или в детский сад, какие правильные книжки ему выбрать, игрушки развивающиеся и т.д. Самой лучшей игрушкой в доме для наших парней стал папин ящик с инструментами, которые они достаточно быстро сменили на что - то новое (стремянку :))))). Доверяйте и слушайте детей, проводите их в новые уголки планеты, в новые места где много природы, дайте ПРироде коснуться вашего ребенка, отдайте его ей, а ее ему и наблюдайте. По-крайней мере, моим детям приходится постоянно обновлять "пространство ресурсов" , вводить разнообразие :) И пока мы в Москве, мы стараемся сбалансировать отсутствие ресурсов творческими работами : живопись, лепка, музыка, театры и т.д. Но застревать на этом для нас невозможно, я чувствую как дети замыкаются и их сознание просит море, водопады, горы, птиц и свободу. Ну а теперь обещанная фотоистория о юном лавандовом сборщике :))