Наше "альтернативное дошкольное образование". История о школе жизни и Лавандовом ремесле.
Во время наших путешествий, мы очень любим углубиться в "сокровища и ценности" той страны/местного населения, в которой мы находимся. Отправляем запрос во Вселенную и неожиданно получаем ответ! А с мега любопытным Артемом - это несложно. Его светящиеся быстрые глазки, ручки, ножки готовы забежать в любой дом, потрогать любой инструмент и до получения разрешения начать его использовать))) И так получилось, что в Хорватии, на острове Хвар в деревушке Святая Неделя нам вручили, как подарок, эту возможность увидеть лавандовые поля ( это не совсем широкие поля, как на картинках, это дико растущая на горных склонах лаванда по несколько кустов среди виноградников и другого горного разнотравья) на рассвете! Один очень светлый фермер согласился отвести нас туда, на поле своей деятельности. Под рассветными лучами солнца сборщики лаванды косят "готовую" лаванду, поднимаясь вверх по склонам пока солнце не станет очень жарким, труд это непростой, но он так прекрасен! Потому что вид открывается потрясающий. И вот мы такие састливые на энтузиазме туда приехали и устроили свою фотосессию, а Артем под шумок увлекся самим сбором, вначале он наблюдал, а затем взял косу и сам начал косить, причем Тео (тот самый знакомый винодел-лаванддел, я не знаю как его обозвать, он и лаванду собирает, и масла делает, и оливки, и винодело у него свое передающееся из поколения вот уже сколько лет) его начал учить. Он показал Артему как косить, как удобно складывать в мешочек на поясе, как правильно складывать в основной мешок, там тоже свой принцип. И вот отсюда-то я и хотела поведать вам свою историю-исповедь о "дошкольном образование" Артема, которое началось у него с 1 года жизни.
Что такое школа для нас? и почему под этим словом воспринимают некий институт, который представляет собой помещение с кучкой кабинетов, одинаковых форм и углов, парт, доской, и одной и той же кучкой учителей. Ведь это не только так (хотя и так тоже)! Школа -это целая жизнь! И я надеюсь у меня получится вам это показать.


А потом я встретила Лену Фокину, которая зашла к нам в "уголок" ночью, совершенно не знав, кто мы, села у костра (это была знаковая встреча) и сказала, что у нас очень сильный ребенок и нам важно быть сильнее! И это будет непросто. И именно ради этого я увлеклась йогой, фридайвингом и другими духовными практиками, сначала ради развития Артема, я поняла, что правда должна стать сильнее его (хотя это непросто), а потом узрела, что это же и ради меня самой. И я стала ориентироваться в своих путешествиях теперь еще и на это. Артем, как бы говорил мне: " не надо делать все это только ради меня, делай для себя, для своей души и будет у нас у обоих гармония" .
Неоценимый вклад еще и папин, в виде принятия, умения быть всегда рядом с нами, даже когда далеко, инвестиций (правда иногда, когда мы уезжали из Москвы в какой-нибудь Тайланд, жизнь, наоборот, становилась такой бюджетной, что Гена расплачивался с долгами, это я к вопросу о том "на какие деньги мы летаем" :) Наши крылышки просто ведет сам Господь и делает он это так изящно и ненакладно:))) А потом меня "бумкнуло" еще раз: " а надо, чтоб мой двухлетний Артем открыл для себя подводный мир во всей его красе, ведь как раз в Абхазии он научился плавать сам!" И мы поелетели в Дахаб, где Артем познал все краски подводного мира, верблюдов, бедуинский чай и порядки, пустыни Александрии и песочно-каменные горы.
И это просто как сон, плыву я по морю, ныряю на глубину прозрачного Красного моря, а тут рядом сам плывет мой малыш, и хохочет под водой моему дайвингу, пытаясь сделать так же как мама, и это были его первые зачатки фридайвинга :) И как мне было жалко, что в момент, когда рядом со мной в море оказались дельфиниха и ее малыш, рядом не было Артема! Но я уверена, что у нас все еще будет! Это следующий наш запрос) И все многообразие подводного мира, открылось как на ладоне Артемкиным любопытным глазкам:) 



Во Вьетнаме он пзнакомился с мастерством "резка по камню". В Каждом путешествие мы обогощаем нашу копилку знаний и ремесел.
Одной из основных тем, которые так же раскрывают путешествия по разным странам -это религия, школа познания Божественной сущности. Тут я остаюсь на позиции свободы выбора. Я лишь приглашаю и провожу его в "среду", а Артем сам выбирает свой путь, то, что вибрирует в его душе. И приглашаю его познакомиться с разным "материалом" для широты сознания, не выделяя что-то одно, никакой узости. И он знает что есть Иисус, Будда, КРишна, Шива, Вахей Гуру и т.д. (Он мне про Кришну с Ганешей уже столько может рассказать). Артем побывал в сикхских храмах, буддистских (китайских, тайских, вьетнамских), православных, католических, индуистских, вайшнавских (кстати, пока последние ему пришлись больше по душе) и он сам нам говорит, что Бог -это Кришна, он мечтает побывать во Вриндаване (хотя был почти рядом с ним), его любимая сказка на ночь ("сказка КРишны", как он говорит - "Бхавагат Гита"). Таков пока его выбор, хотя он может поменяться. Мне нравится, что так он может увидеть, что все равны и все об одном. Его тянет в храмы, как в православные (он с удовольствием проходит службы долгие, участвует в причастиях) так и других религий, участвует в пуджах и в арати. Что Бог есть и в религии и над ней. Что храмы - это просто островки Божьи, дом для души и умиротворения, а не повод для разногласий и войн.
И то же самое с разными национальностями. Он видит как разнообразен мир людей, что все они разные! очень разные, но у всех столько общего : ноги, руки, голова, все они могут быть мамами и папами! 

Артем познает английский ( и кстати другие местные языки) через необходимые вопросы, которые нужно задать его любопытству, например: на каком инструменте вы только что играли? с этим вопросом он бегал за музыкантом из Арамболлы:) Артем на практике запомнил очень много английских слов и применяет их по мере необходимости. Точно так же с математикой. Я иногда поражаюсь, как он может в уме просчитать удобный для него расклад и остаться с тремя яблоками вместо двух:) Он пока не умеет читать книг, но зато он потрясающий рассказчик сказок по картинкам для своего младшего брата. В 4е года Артем легко занырнул на 5-6 метров
и в Индии (в том же возрасте) прошел свой самый долгий и сложный поход. 19 км в гору!!! Он говорил вконце, что устал, но когда я сказала, что мы идем в кафешку обедать, он полетел как только что проснувшийся наполненный силами и энергией пацанчик :) А я про себя улыбнулась, да я знаю, что дети нааамного сильнее чем хотят перед нами взрслыми казаться)
И Пока мы не нашли где будет наша школа, врочем как и где будет наш дом, для нас школа - весь мир! впрочем как и дом:)
И этой исповедью я хотела, чтобы вы выделили такой контекст, что не надо заморачиваться над тем, какой материальный мир будет влиять на комфортное пребывания вашего ребенка во Вселенной, в какую школу модную он пойдет или в детский сад, какие правильные книжки ему выбрать, игрушки развивающиеся и т.д. Самой лучшей игрушкой в доме для наших парней стал папин ящик с инструментами, которые они достаточно быстро сменили на что - то новое (стремянку :))))). Доверяйте и слушайте детей, проводите их в новые уголки планеты, в новые места где много природы, дайте ПРироде коснуться вашего ребенка, отдайте его ей, а ее ему и наблюдайте. По-крайней мере, моим детям приходится постоянно обновлять "пространство ресурсов" , вводить разнообразие :) И пока мы в Москве, мы стараемся сбалансировать отсутствие ресурсов творческими работами : живопись, лепка, музыка, театры и т.д. Но застревать на этом для нас невозможно, я чувствую как дети замыкаются и их сознание просит море, водопады, горы, птиц и свободу. Ну а теперь обещанная фотоистория о юном лавандовом сборщике :)) 
















