Фридл Дикер-Брандейс,основательница Арт-терапии
Игра в глинуФридл Дикер-Брандейс
Фридл работала с детьми в концлагере Терезин и летом 1943 прочла лекцию педагогам о том, что такое ребенок и его рисунок.
Вот отрывок:
"Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача - освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Многие прежде проводившиеся занятия рисованием обедняли фантазию детей, блокировали их художественную творческую силу.
Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются настоящие художники, и сами дети - когда они приподняты над рутиной.
Если идет речь о ребенке младше десяти лет - имеется в виду не возраст, а степень зрелости - то главным образом нужно заботиться о том, чтобы ему не мешали играть в его игры и осуществлять им самим задуманное. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно; в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще, хотя в этот период рисунок и живопись - его главные средства самовыражения.
Ребенка старше десяти лет уже не удовлетворяют средства, имеющиеся у него в распоряжении; ему открывается реальный мир, фантазии отступают на задний план. Приходит пора обучения форме, сами занятия должны носить характер взрыхления почвы или поддержания ее взрыхленной; главное - следить за тем, чтобы в процессе занятий не уничтожить сами всходы. Технику рисунка и живописи надо давать ребенку в точном соответствии с его запросами. Элементы, которыми оперирует ребенок на занятиях, естественно, те же, что и в «большом искусстве»: величины, соотношения величин (пропорции), ритм, свет, тень, пластика, пространство, цвет, перспектива и композиция; теперь его знакомят с каждым из этих элементов в отдельности, при этом оставляя путь к индивидуальному восприятию открытым.
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями, не следует дирижировать. Эдак можно не только закрыть себе доступ в мир идей ребенка, но и утратить возможность оценки его готовности к восприятию, его способностей, психического состояния, душевного настроя. В том случае, когда педагог обладает достаточным опытом для осуществления обратного перевода - из мира материальных следствий в мир идеальных причин (от объекта к причине), - детские рисунки предоставляют в его распоряжение как важную информацию, так и нити для руководства духовной жизнью ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок вяло и без энтузиазма отвечает на вторжение взрослых идей в его мир, не следует ему их навязывать. Знания, которые ребенок не способен воспринять, или которые даются ему в момент, когда он поглощен иными интересами, воспринимаются им как посягательство на внутренний мир; на это ребенок отвечает скукой и неадекватным поведением. Трудности, вызванные скудостью технических средств, могут быть преодолены самим педагогом, если ему удастся установить контакт с учениками. Здесь самое трудное - начало, потом легче; однако бедность средств самовыражения - это уже нечто непреодолимое".
Коротко биография.
Фридл Дикер-Брандейс (также Брандайс, нем. Friedl Dicker-Brandeis; 30 июля 1898, Вена - 9 октября 1944, Освенцим) - австрийская художница еврейского происхождения. Ученица Иоганнеса Иттена(1888-1967), затем продолжила обучение в Веймарском Баухаузе. Занималась в 1919-1923 годах дизайном тканей, иллюстраторской и оформительской работой. После окончания Баухауза работала театральным художником и дизайнером в Берлине, Праге и Гронове.
Вместе с мужем депортирована в Терезинское гетто в декабре 1942 года. В гетто давала уроки рисования. Накануне последней депортации из Терезинского гетто в Освенцим, 6 октября 1944 года, она собрала в чемодан все рисунки, сделанные детьми на её уроках (около 5000). Рисунки сохранились. После войны они стали ярким свидетельством повседневной жизни евреев в гетто. В настоящее время они хранятся в Праге в Еврейском музее. Выставка произведений Фридл Дикер-Брандейс и её терезинских учеников была открыта в Вене в 1999 году. Она объехала много стран, её посетило более миллиона человек.
Подробности биографии этого удивительного человека.
Фридл Дикер родилась в Вене в 1898 году. Будущая художница рано лишилась матери, воспитывал ее отец, владелец писчебумажного магазина, где девочка впервые увидела краски. Но отец не разрешал трогать товар, и Фридл, послушная дочь, всю жизнь, уже став художницей, рисовала на плохой бумаге, поэтому нынешним реставраторам так трудно восстанавливать ее работы.
Фридл выпало жить в очень тяжелый период ХХ века, ее юность пришлась на Первую мировую войну, а потом к власти пришли фашисты, в реальность постепенно вошли чудовищные перемены.
Но кроме политических катаклизмов в ХХ веке было искусство, это время невероятного расцвета и смелых экспериментов было очень плодотворно для художников. После учебы в главной авангардной школе Европы, проявившей ее яркий и пластичный талант, Фридл пробовала свои силы в разных областях искусства - оформляла книги, создавала агитационные коллажи, театральные декорации, скульптуру, кружево, игрушки, ювелирные украшения, архитектурные проекты.
После тюремного заключения в Вене по обвинению в связях с коммунистическим подпольем Фридл вместе с мужем Павлом Брандес бежит в Прагу, откуда их через некоторое время отправляют в Терезин. Историки называют это место и гетто и концлагерем, здесь евреи с желтыми звездами, нашитыми на одежду, жили в нищете и изоляции под надзором палачей, дожидаясь решения своей участи. Жизнь в Терезине текла еще по обычному, но изрядно обмелевшему руслу, и у тех, кого пока не отправили в Освенцим, еще оставалась надежда.
Она всегда склонялась авангарду, была на острие художественных течений ХХ века, училась у самых интересных мастеров, но главным ее делом стал самый радикальный вид искусства, который выбрала для нее жизнь.
Ф. Дикер-Брандейс. Люди и тени. 1944. Терезин
|
Что может быть авангардное, чем реабилитация детей, обреченных на смерть, попытка пробудить их к жизни с помощью искусства? В тесноте, в подвале она делилась с детьми всем, что узнала от своих знаменитых учителей и изобретала новаторские методики, соотнося звук с линией, дыхание с движением, помогая своим маленьким ученикам познать свободу там, где ни свободы, ни будущего не было.
С появлением Фридл в детском доме в Терезине, где находились девочки 10-16 лет, началась эпидемия рисования. Рисовать можно что хочешь, это было прорывом, и рисунки стали способом «вернуться» в довоенную жизнь, почувствовать тепло разрушенного дома, ускользнуть из детдома в волшебную страну, увидеть и почувствовать то, чего не суждено узнать в этой жизни, такой короткой и страшной.
Одна из учениц Фридл, вспоминала: «Как-то я рисовала лодку и свечу во тьме, и у меня не получалось. Фридл сказала: «Здесь нужен свет, чтобы выделить темное, и тьма, чтобы выделить светлое»».
Муж Фридл, Павел, работает плотником, в нерабочее время мастерит столы и лавки, не ради побочного заработка, дающего хлеб и сахар, как его коллеги, а по просьбе жены. В мире, где единственной мебелью становятся трехэтажные нары, Фридл хочет дать детям уют, у нее что ни день, новые идеи. Павел строит, а она с детьми - украшает. В занятиях рисованием она видела не только обучение искусству, но и способ реабилитации, дающий возможность выразить свои эмоции. С помощью арт-терапии она старалась пробудить в детях стремление к творчеству, которое в этих условиях становилось синонимом любви к жизни и надежды. В Терезине, в июле 1943 года Фридл написала руководство «Детский рисунок», в котором рассказывала о своей методике. Этому предшествовала выставка детских рисунков, прошедшая в подвале. «Отсутствие художественных средств - это не большая беда, - считала Фридл, - Самая большая беда это скудность духа».
В сентябре 1944 года Павел Брандес был депортирован в Освенцим. Фридл добровольно поехала за ним на следующем «поезде смерти». Перед депортацией в Освенцим Фридл упаковала в чемоданы пять тысяч детских рисунков. Воспитатели детдома спрятали их на чердаке. В 1945 году эти рисунки были переданы Еврейской общине Праги. Все детские работы подписаны, на каждом листе стоит номер урока, имя ребенка и дата. Фридл надеялась проанализировать этот материал, описывая свою методику.
Фридл Дикер Брандес погибла в газовой камере в Биркенау 9 октября 1944 года. Ее муж Павел Брандес, выжил. Систему, которую Фридл создала в концлагере, изучают современные педагоги и обучают по ней своих учеников, именно этот метод лег в основу современной арт-терапии.
В 2012 году в издательстве НЛО вышел роман Елены Макаровой «Фридл».