КАК ПОСТУПАТЬ ЖЕНЩИНЕ, КОТОРАЯ ПРОПУСТИЛА ПОСТ ПО ПРИЧИНЕ БЕРЕМЕННОСТИ ИЛИ КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ?
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир нашему господину Мухаммаду, который был послан как милость для миров.
Ученые-факъихы в общем единодушны в том, что беременной или кормящей грудью женщине, если она опасается за себя или за ребёнка, разрешено отсрочивать пост.
Ученые уподобляют её больному человеку. Что касается беременной, то её схожесть с больным очевидна. А что касается кормящей грудью, то ученные маликитского мазхаба и другие сравнили её с больным по форме, а также ссылаясь на слова Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, где он комментирует слова Всевышнего: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка". (аль-Бакара, 184 аят). Он говорил, что этот аят относится к пожилому старику, к пожилой женщине, к беременной женщине а также к кормящей грудью.
Также они ссылаются на хадис Анаса ибн Малика аль-Кагьбий, который сказал: Я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и застал его за обедом. Он сказал: "Подойди поближе и покушай". Тогда я сказал: я пощусь. Он сказал: "Подойди и я расскажу тебе про пост. Всевышний Аллах снял с путника пост и половину намаза, (Он также снял пост) с беременной и кормящей грудью женщины". Хадис передали ат-Тирмизий и ан-Насаий. Ат-Тирмизий сказал: этот хадис прекрасный (Хасан). В некоторых экземплярах книги ат-Тирмизий пишется: хадис прекрасный и достоверный. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хъузейма и группа ученных. Некоторые ученные посчитали этот хадис слабым, но существует множество преданий от сподвижников, подтверждающие смысл хадиса.
Но здесь нужно обратить внимание на различие положения: когда женщина разговляется, опасаясь за себя, и когда она разговляется, опасаясь за ребёнка:
Если беременная или кормящая не постилась, опасаясь за своё личное здоровье, то она восполняет пропущенные дни и не должна кормить бедняков, т.к. она принимает положение больного человека, который после выздоровления возмещает только пропущенные дни, без каких либо других обязательств. В этом нет неясности и это мнение большинства ученых.
Но если кормящая или беременная разговлялась, опасаясь за ребёнка, (т.е. если она не будет принимать пищу, то тем самым она может навредить ребёнку, или она должна принимать лекарства ради своего ребёнка, находящемуся в утробе). То же самое относится к кормящей грудью, (т.е. если она не будет принимать пищу, то она потеряет молоко, и у ребёнка нет другой кормилицы.) Если женщина находится в таком положении, то относительно возмещения пропущенных дней и кормления бедняка, между учеными существует три мнения:
Первое мнение: Она пропускает пост, но возмещает его когда наступает такая возможность. Наряду с этим она кормит бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение ханбалитов. Также это мнение передаётся от Ибн Аббаса, Ибн Умара и других.
И оно основано на вышеприведенном аяте: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка". (аль-Бакара, 184 аят). Так как она способна поститься, но разговляется из ребёнка. Также она разговлялась, опасаясь не за себя, а за ребёнка. В таком случае, кормление бедняка должен взять на себя опекун ребёнка. Ученный Ибн Акъиль считал, что кормление бедняка это обязанность самой женщины, но правильное мнение - это первое.
Второе мнение: Она не постится и не восполняет пропущенные дни, но кормит одного бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение пришло в достоверных преданиях от Ибн Умара и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.
Но это мнение, как я считаю, слабое, т.к. противоречит мнению всех четырех имамов, а также мнению большинства ученных из числа табигьин (последователи) и факъихов.
И одним из главных доказательств, указывающих на слабость данного мнения, являются слова Всевышнего: "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время…". (аль-Бакара, 184 аят). И нет ни для кого оправдания не поститься и вместе с ним не возмещать пропущенные дни, кроме как для немощного человека, который вообще ни в какое время не способен поститься, наподобие больного, болезнь которого неизлечима.
Поэтому это мнение слабое, даже если оно достоверно передаётся от Ибн Умара и Ибн Аббаса, т.к. это их личное мнение, и они не считали его исходящим от самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Третье мнение: Она не постится, но должна возместить пропущенные дни и только. И нет на неё обязанности кормить бедняков за пропущенные дни. Это мнение имама Абу Ханифы и группы ученных из числа табигьин, таких как Атъаа, аз-Зухрий, аль-Хасан, Саид ибн Джубейр, Ибрахим ан-Нахъагьий и других.
Я считаю, что это мнение самое справедливое и самое лучшее среди существующих. Так как обязать беременную или кормящую женщину одновременно возмещать пропущенное и кормить бедняков вызывает недоумение, и не подкрепляется соответствующим доводом . Поэтому лучше всего сказать: она должна только возместить пропущенные дни, не кормя бедняков… . Тем более, причина, по которой разговляется такая женщина, это дозволенная Шариатом причина, независимо от того, касается ли она её непосредственно или же её ребёнка. Что касается беременной, то сказанное совсем очевидно в отношении неё, потому что, то, что находится в её утробе схоже с другими её органами тела, которые являются неотъемлемой частью её тела. И вполне вероятно, что состояние её здоровья может влиять на состояние здоровья ребенка и наоборот. Поэтому мнение, различающее между разговляющейся из за опасения за себя и между разговляющейся из за ребёнка, требует пересмотра.
Поэтому, как уже отмечено, лучше сказать: они могут разговляться, но должны возместить пропущенные дни и только. Это мнение имама Абу Ханифы, и тех имамов, чьи имена названы выше.
Статью подготовил Шхануков А.
ISLAMTODAY.NET