Раннее развитие и раннее обучение. Мысли вслух.
Уже много лет подряд на форумах молодых мам не угасают споры о вреде и пользе раннего развития. Нормальные адекватные женщины вдруг делятся на два лагеря и спорят про то, что "нас вырастили - и ничего" и про "ну и посмотрите, много среди вас талантливых музыкантов, чудесных художников или гениальных руководителей?". На самом деле часто корень всех бед в непонимании разницы между ранним развитием и ранним обучением.
Раннее обучение - это попытка родителей впихнуть ребенку как можно больше знаний (часто энциклопедических) как можно в более сжатый срок. Такие дети больше похожи на ученых обезьянок, которые не готовы работать со своими знаниями, не умеют делать выводы и приходить к чему-то новому. Родители-приверженцы раннего обучения ставят детей на табуретки, чтобы те декламировали стихи, хвастаются на площадке, и, похоже, реализуют в детях свои амбиции.
Раннее развитие, напротив, требует очень деликатного подхода. Это не умение читать в два, и не знание таблицы умножения в три. Это понимание мира, тонкое чутье, чувство прекрасного, развитые чувства баланса, эстетики и красоты, великолепная память. Раннее развитие - это теплая домашняя атмосфера и добрый родительский пример. Это богатая фантазия и воображение родителей (а как следствие, и ребенка), это готовность учиться самому вместе с ребенком, а не учить его. Вот что это такое прежде всего. А уже потом все остальное. Только в абсолютной гармонии и любви может проявляться раннее развитие, а не в плакатах с буквами и пластиковых сортерах и головоломках. И только имея все это, можно поверх накладывать какие-то знания. Но очень осторожно, чтобы ребенок не заподозрил, что с ним занимаются, а не играют. Тссс...