и опять про детское враньё
От 6 лет и старше: ближе к шести годам, когда формируется логическое мышление, дети могут отличать правду от неправды. В этом возрасте ребенок уже понимает, что обманывать плохо. По мнению психологов, с этого момента детская неправда отражает психологическое неблагополучие самого лгунишки.

Страх рождает ложь
На вопрос «Почему дети врут?» психологи отвечают – в восьми случаях из десяти обман – это защитная реакция детской психики: большинство детей скрывают правду из-за страха быть наказанными. Причем в глазах ребенка эмоциональным наказанием считается и мамино разочарование. Частое утаивание школьной успеваемости – результат детской боязни не соответствовать родительским требованиям. Кроме утверждения «ложь рождается из страха», существуют и другие объяснения.
Ложь-подражание: если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, или не покупаете детский билет в транспорте, выдавая семилетнее чадо за пятилетнее – то легитимируете вранье. Однажды открыв для себя родительский обман, ребенок безошибочно усвоит – «врать можно», и его дальнейшая честность будет иметь столь же относительный характер.
Ложь-манипуляция: свойственна более старшим детям (после 6 лет), она является продолжением лжи-спасения от наказания. «Удачно» обманув родителей из страха, ребенок понимает, что его придуманные «хорошие» оценки или «перекладывание» вины на соседа по парте – для мамы более желательны, чем настоящая правда. Научившись управлять с помощью обмана маминым настроением, ребенок постепенно отрабатывает «технологию лжи» на всех окружающих (сверстниках, учителях), быстро прогрессируя в хронического вруна.
Ложь-хвастовство: детское бахвальство несуществующими достижениями (хорошими оценками, физической силой), чаще всего является компенсацией дефицита родительской любви. По оценкам психологов, хвастливый врунишка – это недохваленный ребенок и жертва тщеславия взрослых (маминой мечты о дочке-отличнице и папиного желания иметь мужественного сына).
Пеленгуем ложь
По мнению психологов, чтобы научиться отделять детскую ложь от правды, родителям нужно понимать «секретный» набор знаков вранья. Сознательно скрывая правду, маленькие лгуны не могут контролировать непроизвольный язык тела. О фальши свидетельствуют следующие телесные сигналы:
1. Зрительный контакт. Классический признак лжи – отвод глаз. Маленький ребенок старательно избегает прямого зрительного контакта, а врун постарше может слишком старательно его поддерживать, смотря «в упор» на собеседника на протяжении всего разговора.
2. Поза и жесты. Психологи выделяют ряд типичных реакций неискренности:
малоподвижность и отсутствие жестов, сдержанный без интонаций голос (характерно для детей с 7–8 лет и подростков) или наоборот, откровенная наигранная вальяжность, даже если ребенок видит, что родители волнуются;
непроизвольные прикосновения ко рту, носу, подбородку, мочке уха, потирание глаз, частое покашливание во время разговора и т. д.;
руки в карманах или ладони, сложенные «под себя»;
«закрытые» позы – маленький лжец может свернуться клубочком или взять игрушку на колени, «прикрываясь» от родительского допроса.
В поисках честности
Разоблачение детской лжи требует от родителей максимальной деликатности. Вместо наказаний психологи советуют:
1. Не стоит устраивать допрос, чтобы доказать ребенку его ложь. Ваши вопросы-ловушки только провоцируют ложь и двусмысленность. Не стоит всячески вытягивать признание, сразу скажите, что вы знаете о проступке: «Я знаю, ты сломал игрушку». Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка и демонстрирует ему, как нужно открыто говорить о самых неприятных вещах.
2. Ваша реакция на ложь должна быть эмоционально считываемой. Покажите ребенку, что его поведение вас огорчает. Ваше искреннее разочарование послужит ребенку достаточным наказанием.
3. Никогда не ругайте ребенка за солидарную ложь (когда он солгал ради друга).
4. Нередко детская ложь может передавать скрытую правду. Проанализировав вместе с самим ребенком причины обмана, родители могут выяснить его скрытые страхи и желания.
Комментарии
Марина Гувенюк, детский психолог
С семи лет до пятнадцати детская ложь может или прогрессировать, или, наоборот, с родительской помощью корректироваться. Любой детский психолог скажет, что главной причиной детского вранья является родительский прессинг – чрезмерные требования и строгие запреты. Стараясь избежать наказания за проступок, ребенок говорит неправду, а позже, получив «возмездие» за свою ложь, прибегает ко все более изощренным способам обмана. Так создается порочный круг.
В качестве же грамотной профилактики могут служить несколько элементарных правил.
Первое – избегайте любой агрессии (вплоть до повышенных интонаций при разговоре), второе – правильно стыдите: отчитывайте за проступок, а не оценивайте маленькую личность.
Нередко сами родители провоцируют ложь, не придерживаясь элементарных правил честности и такта. Так, забытые деньги или пропавшие ключи становятся отличным поводом для обвинения чада, однажды уличенного в неискренности. Обвиняя ребенка в пропаже, взрослые неосознанно «перекладывают» на него свою оплошность. Редкий взрослый, осознав позже, что претензии были беспочвенны, признает свою безответственность и извинится перед ребенком.
Репутацию вруна ребенок приобретает с подачи взрослых. Поэтому постоянные подозрения или напоминания об однажды совершенных проступках недопустимы, так как на подсознательном уровне закрепляют у ребенка «роль» обманщика. Мамам и папам стоит четко усвоить, что даже закоренелый врунишка всегда имеет шанс на реабилитацию.
Александр Павлов, психотерапевт, психиатр
Патологическая ложь может возникать у взрослых людей только определенных типов – когда человек защищается от своей агрессии, опасаясь ее проявления, и когда он дает волю агрессии легко, без внутреннего сопротивления.
В первом случае люди испытывают страх перед собственными деструктивными чувствами и желаниями. Их определяют как пассивно-агрессивные личности. Для них важно казаться, производить впечатление и очень сложно «быть», так как они с трудом понимают самих себя, не всегда осознают свои истинные чувства. В детском развитии эти люди не смогли до конца отделиться от родительской фигуры и в результате сформировать свою четкую индивидуальность. Им приходится создавать ложный образ себя перед окружающими (и что особенно печально – перед самими собой). Поэтому они преувеличивают, лгут, им трудно прямо достигать своих целей. Иногда они превращаются в скрытых, неосознанных интриганов.
Другой вариант патологического лгуна – социопатическая личность. Вынужденную ложь обычного человека можно определить по микродвижениям, повышению тона голоса, паузам, изменениям дыхания, междометиям в речи. У психопата отсутствует внутренний сдерживающий механизм – он врет и сознательно манипулирует людьми. Может испытывать ощущение триумфа и возвышения. Есть такое понятие – «восторг надувательства», сюда включается и авантюризм. Лгуна не мучает чувство вины, наоборот, эти люди нарциссически «раздуваются», если им удалось кого-то обмануть.
Социопаты вырастают в семьях, где родители проявляли насилие, не определяли нормы поведения, были крайне непоследовательны в отношениях. Неожиданные воспитательные меры воспринимались ребенком как акты агрессии. В очень обеспеченных семьях иной механизм формирования лживого социопата: его родители всегда заняты, им не до ребенка, он имеет все, кроме внимания и тепла, деньги являются суррогатом родительской заботы. На фоне дефицита любви и абсолютной вседозволенности вырастает менее агрессивный и деструктивный человек, но с таким же манипулятивным механизмом. Образно выражаясь, у этих людей отсутствует совесть как встроенный в психическую структуру голос родителей.
Для социопатов единственным авторитетом является сила. Не получив в детстве нужной безопасности и тепла, они не понимают, что такое доброта и любовь, и воспринимают эти качества как слабость. В высокопоставленном обществе таких людей привлекает власть. Сейчас даже говорят о политической психопатии. Безусловно, желание доминировать еще больше подкрепляется властными полномочиями. Хотя в глубине души эти люди испытывают неуверенность в своих качествах и заслугах. И единственный способ справиться с миром и людьми – подчинить их. Иначе у социопата возникнет ощущение хаоса и угрозы.
Как определить такого лгуна? Психопат очень чувствителен к рангам: он высокомерен и властен с человеком нижестоящим и подстраивается под «босса». Ему свойственна та же ложная самость, как и «пассивному лгуну»: он старается выглядеть таким, каким его хотели бы видеть. Поэтому психопаты на первых встречах могут быть чрезвычайно щедрыми и обаятельными. Незнакомый человек пугает их, и они втираются в доверие. Если человек поверит, то лживый тип будет пробовать «залезть» на его территорию – у него нет тормоза, кроме внешней силы. Поэтому с такими людьми надо четко выстраивать границы в общении и в работе.