Двойное послание и "сегодня".
МоёЕсть такой термин - двойное послание. Им обычно обозначают такой стиль общения, когда содержание слов не соответствует остальным, невербальным сигналам.
Например, когда человек говорит: - ой, как интересно! А сам только и мечтает поскорее закончить говорить и покинуть помещение.
-Ты такой крутой! - и при этом меряет презрительным взглядом.
Произносят слова одобрения, а весь вид и тон демонстрируют - можно было бы и получше сделать.
И мы все иногда так делаем.
И с нами так делают.
И в принципе большого вреда это не наносит до тех пор пока... это не превращается в стиль общения значимого взрослого с зависящим от него ребёнком. Ребёнок никак не может защититься от двойственности. У него пока нет той многогранности, как у взрослого.
Да и взрослый тоже может впасть в когнитивный диссонанс.
Ребёнок пытает дешифровать послание. Условно - мать говорит "молодец!", а лицо перекошено судорогой отвращения (утрирую, чтобы было ярко).
Для ребёнка теряется и смысл слов, так как он не соответствует выражению лица и выражение лица он не может трактовать как однозначно негативное, так как вроде его же хвалят же?!? У него нет опоры. Чему верить???
Сонастроенный взрослому ребёнок перестаёт различать эмоции, перестаёт доверять себе, своему восприятию. Так закладывается начало расщеплению личности. И иногда это приводит к шизофрении.
"Не верь глазам своим" или "не верь своим ушам" или вообще не верь себе. Вот твои ноги стоят не на твёрдой земле, а на двух платформах, каждая из которых едет в свою сторону. Но тебе сказали что это не так! Что ты стоишь на твёрдой ровной земле, а остальное тебе только кажется. Чтобы спасти себя, нужно или перекрывать каналы по которым идёт "неверная" информация или смириться со своей неспособностью её правильно воспринимать. Обычно ребёнок склонен усомниться именно в себе, но не во взрослом от которого он зависит.
Это коротко о механизме двойного послания (своими словами)
А теперь о нынешней ситуации в мире.
Она тоже шизофреническая слегка. С одной стороны авторитетные источники сообщают, что вирус есть и он крайне опасен. С другой, что опасность сильно преувеличена и вообще это всё происки сам знаете кого.
Маски не защищают /но носить их надо
В Швеции карантина нет и у них всё нормально/карантин обязательно нужен, только он остановил вирус в Китае
Мойте руки и мойте всё что можно/ но это не обязательно поможет.
Думаю тут ещё есть что добавить, в этот список
.
И суть даже не в том во что верить и к чьему лагерю примкнуть. Отрицающих или моющих. Или отрицающих, но моющих. А именно в том, что послание противоречивы и как раз ставят нас в ситуацию двойного послания.
И поэтому обостряется... ну то, что обостряется, даже у тех у кого не обострялось ранее. Потому что сейчас ситуация когнитивного диссонанса, потому что вовлечены все.
Отсюда вывод - берегите себя!
Особенно важно проговаривать, обсуждать ситуацию с подросшими детьми. На их уровне, в зависимости от возраста, лишь бы не фальшивая улыбка и "всё хорошо, не волнуйся", когда ребёнок пытается поговорить об этом. Конечно детей не нужно пугать, но тут правило - говорим о своих чувствах по факту.
Чувства не соврут и когда вы скажите о них, это будет выглядеть естественно.
Если ребёнок говорит о своих страхах и сомнениях, даже, если это какая-то "пурга", даём высказаться до конца. Всё что высказано не застряло. Важно воспринимать это как ментальное очищение через речь. Не нужно специально интерпретировать (если нет понимания, как сейчас это сделать не навредив) или припоминать позже (а помнишь что ты сказал глупость?). Это как насморк, посморкались в одноразовый платок, очистили нос и выбросили!
Мне помогает быть "чистым вниманием", "наблюдателем", когда дети начинают говорить о страхах. Я отлавливаю своё согласие или несогласие, наблюдаю как у меня отзывается. В конце можно сказать - спасибо что поделился, теперь я лучше понимаю, что с тобой происходит.