Сенсорная интеграция младенца.
МоёСразу после рождения малыш попадает совсем в другое "измерение".
Переходит из одной среды в другую.
Сила тяжести иначе действует, чем в водной среде.
Другие ощущения, у тела. Малыш сидел в водичке в тесном пространстве,
в одной температуре, а тут на него идёт поток разнообразной информации.
Положили на твердую прохладную поверхность, положили на мягкое - эти ощущения для малыша - яркие.
Взяли на руки, переложили, или держат на руках. Различные ощущения, когда поднимают или кладут. Тело ускоряется в пространстве, когда берут на ручки или кладут вниз, малыш раскидывает ручки (рефлекс Моро) у него возникает ощущение падения. Этот рефлекс - реакция на испуг. Из тела тоже приходят ощущения. Но малыш скорее всего не знает откуда они приходят. У него как бы нет "границ".
Как всё это ощущается малышом, который своим телом пока владеть не может?
Ребёнок ощущает своё тело как овоид (форма яйца). Всё что происходит после рождения малыш ощущает как непрерывный поток информации - свет, звук, температуру, различные тактильные ощущения. Из этой информации для него знакомы - голос мамы, её запах, вкус молока, сосание груди (сосал петли пуповины, а молоко имеет привкус амниотических вод). Ритм её шагов. Знакомо, но в то же время всё иначе. Мозг быстро "перегружается" и дитя уходит в быстрый сон.
Быстрый сон - это прекрасный адаптационный механизм, который позволяет перерабатывать информацию и защищает психику от перегрузок.
Сенсорная интеграция одна из частей всего это комплекса адаптации.
Часто мамы говорят про новорожденных малышей - "он лениться", "не хочет долго сосать", не может захватить грудь (или только одну грудь).
В нашей картине мира это связано с тем что малыш "капризничает", "привередничает", "манипулирует", "ленивый". То есть мы приписываем какие-либо свойства его характеру. А в этом следует увидеть, что ребёнок пока не справляется и нуждается в помощи.
Младенец больше принадлежит миру инстинктов, у него нет логики или нет осознания "Я" или своего тела. Со временем он начинает "находить" ручки, ножки и т.д.
Первое что он ощущает, это ротовая полость.
СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - нарушение восприятия информации.
Слишком одетый новорожденный (в антицарапках или часто запеленутый, или не имеющий иногда контакта кожа-к-коже) не получает достаточно тактильной информации. У него возникает беспокойство, напряжение в теле.
Дети постарше, которые не имеют возможности ползать, трогать разные предметы, текстуры (заключенные в манеж или когда мама всё запрещает), могут проявлять "плохое поведение", щипать, кусать, хватать маму за волосы, выкручивать соски на ГВ. Важно позаботиться чтобы у малыша было достаточно разнообразных материалов для исследования, тогда он перестанет реализовывать потребность "на маме".
Когда малыш поменьше, имеет смысл оглаживать, проглаживать его тело, начиная с общих движений оглаживающих всё тельце и переходя к пальчикам.
Так же важны игры типа сорока-ворона. Любые пальчиковые игры.
Некоторые дети не выносят "щекочущих" поглаживаний и хорошо реагируют на плотный контакт без ярко-выраженного давления.
Конечно мама не сразу разберётся в сигналах малыша. Тут важно наблюдение и тактика - когда взрослый готов меняться, перестраиваться, искать гибкие решения.
Например, как мы берём ребенка на руки. Для нас это какое-то движение, а для новорожденного малыша целая совокупность ощущений, процесс, который производит на него впечатление.
ОТСЮДА рекомендации:
Для новорожденных:
1. Не использовать антицарапки постоянно
2. Почаще доставать из пелёнки
3. Снимать памперс чаще.
4. Обеспечивать контакт кожа-к-коже (когда мама, оголенной верхней частью, кладет на себя или рядом малыша, без одежды (памперс можно оставить).
5. Использовать при массаже и поглаживаниях силу нажатия, которую даёт вес руки, избегать "щекочучих" движений.
ДЛЯ МАЛЫШЕЙ-ПОЛЗУНКОВ:
1. Организовать возможность взаимодействовать с предметами разных текстур и форм.
2. Придумать и организовать, как ребёнок будет передвигаться по квартире и при этом быть в безопасности:
- Закрепить мебель к стене, где требуется.
- Убрать "опасности" из нижних ящиков.
- Отсаживать в манеж только изредка.
Малыш не должен проводить весь день сидя в манеже, какие бы прекрасные игрушки там не лежали.Так он не реализует свою потребность ползать и исследовать и получать достаточно сенсорной информации.