Испорченное детство, или Как мы ответственность отращиваем.
О детяхТекста будет очень много, приготовьтесь. В этом посте вся моя боль, все мои переживания. Ну и вообще, все друзья знают, что краткость - не мой конек-горбунок.
Никогда бы не подумала, что такой маленький вампир человек будет так влиять на обстановку в семье.
Люба решила, что Хелоуин будет длиться вечно. Хотя мы так не договаривались.
Дочь в совершенстве овладела умением носить на себе "морду кирпичом" и держать оборону под столом.
Все зависит от настроения девочки. Начинается оно как правило не с той ноги утром. Причем, "не та нога" у нас случается в 95% случаев. Я уж думаю, кровать что ли перевернуть?...
Первой я иду будить Симу. Происходит это примерно так: указательным пальчиком правой руки я тихонько трогаю дочь за щечку, за которой тут же образуется улыбка. Глазки открываются и через секунду ребеночек уже ползет к маме на ручки. "Доброе утро, мамочка!". Минутку нежимся, потом дочь плетется в ванную.
Дальше я делаю три глубоких вздоха и скромно присаживаюсь на кровать к Любоньке. Пальчик щекочет пятки тут же получает этими пятками, щекочет шею одеяло вмиг взлетает на голову дочери, щекочет спинку из-под одеяла слышится гневный возглас, упирается в ребра. Эту процедуру нужно повторять раза три. В минуты расположения Любовь Олеговна называет меня мастером щекотных дел. В остальных 99% она ненавидит школу, ненавидит утро и ненавидит кровать. После того, как каша обозвана невкусной, Сима плохой сестрой, а мама диктатором, Любонька выставляется за дверь отправляется в школу. А я с упаковкой валерьянки с тоской смотрю на зло вышагивающую по тротуару дочь в окно.
Бывают моменты особенного треша, когда весь день летит уже у меня. Всего лишь из-за одной фразы, брошенной моей дочерью. Например, "Ты же обо мне не заботишься!". Это потому что мамочка не собрала как надо портфель и не повязала шарфик.
Но самое зло - уроки. Они дают бесконечные возможности в плане самовозвыражения. У Любы всегда виновата скамейка. Не Люба, не ее характер, не ее настроение. Скамейка. В данном случае в роли скамейки выступают: Сима, папа, мама, школа, уроки, учитель и автор учебника. Вы знали, что все они идиоты?!! Авторы, написавшие дурацкую задачу, учитель, который эти задачи задал, и мама, которая настаивает на правильном ответе. Ответе, идущем вразрез с любиными понятиями об окружающем мире.
Оооо, это отличительная особенность Любочки - отстаивать свою точку зрения до окончательного посинения. Себя или мамы. Неважно. Главное, результат.
Результат - мамины вопли, угроза лишения, летающие учебники и в конце трясущиеся руки и осознание себя ничтожеством.
Кстати, о лишениях. В нашем случае они не работают. Вообще. Любин характер настолько кремень, что какие-то там телефоны, компьютеры, мультики и прогулки спокойно отметаются со словами: "А они мне и не нужны!".
После сеанса полного опустошения наша дочь вполне себе может просидеть за столом часа два, глядя в окно, не шевелясь. Или пойти в комнату, лечь на кровать и мгновенно заснуть.
Из последнего: "Любочка, я понимаю, ты устала, но уроков сегодня немного, прочитай один раз текст "Мама" и спать. Настроив выражение лица на "морду кирпичом", Люба минут 15 огрызается, потом еще минут 10 листает учебник, потом обзывает автора дурацкого текста, и наконец бубливым злым голосом начинает читать волшебные строчки про маму. Без выражения, но с явным характерным отношением к тексту: "Мамаименноонадаламнепервыеурокижизнисеепомощьюяузналчтоуптицестьразныеназвания...".
- Люба. Там многоточие. Значит пауза. "Мама... Именно она дала мне первые уроки жизни".
- Мама...
И пауза затягивается на минут 5. Многозначительно молчит Люба, закипая молчит та, о ком текст.
Прерывается пауза интересным предложением:
- Ремень нести?
- Ты же сама сказала, что там пауза, - равнодушно отзывается пуганная-неперепуганная дочь.
В итоге, договорились, конечно, но потраченные нервы не вернешь.
Последней каплей стал полный и безоговорочный отказ делать уроки. Бойкот. Ругались. Я сдалась, уроки сделаны не были. А утром я спросила: "Шарф одевать не будешь?". "Ну ты же обо мне не заботишься!" - услышала дерзкий ответ.
И мое натренированное терпение лопнуло. До такой степени прохудилось, что я не побоялась себе признать, что в этот момент ненавижу свою дочь. Я думаю, в этот момент она ненавидела и меня, и себя. И я молчала три дня. Я не помогала делать Любе уроки, не напоминала о них, не готовила одежду с вечера, не напоминала о чистке зубов, не плела ей косы. Только готовила еду и оставляла ее на столе.
В первый день дочь молчала тоже. Утром проснулась сама, оделась, собрала волосы в хвост, прошествовала мимо кухни с завтраком и ушла в ночь в школу. После уроков пыталась принести мне английский, видя мое "равнодушие", ушла с книгой к папе. Папа попытался сделать уроки с дочерью, в итоге половина сделана не была.
Все оставшееся время у ребенка было прекрасное настроение. Она играла, напевая песенку, рисовала, периодически усаживалась с папой за компьютер.
Так продолжалось 2 дня. Дочь попыток наладить отношения не делала. Периодически я заглядывала в ее портфель, находила в тетрадях красные предупредительные записи и незаточенный простой карандаш. И закрывала. Иногда я тихонько меняла приготовленные на утро грязные колготы на чистые.
И тут наступил тупиковый из всех тупиковых тупик.
Исчерпав все самостоятельные попытки направить закидоны дочери в нормальное человеческое русло, я пошла к психологу. Маме двоих несовершеннолетних пацанов, надо отметить.
"Ах, в почти 8 лет ребенок так четко бережет свои личные границы!", - закатив глаза от восторга восхитилась психолог. И взглянув в мои начинающие наливаться кровью недоуменные глаза, продолжила: "Дай ей самостоятельно несколько раз стукнуться фейсом об тейбл. Когда я поняла, что мои дети не станут самостоятельными с моей помощью, я отпустила их в свободное плаванье. Да, две недели мои сыновья периодически ходили в школу в туфлях на босу ногу. Зато теперь они сами стирают свои носки. И я точно уверена, что поехав на учебу в другой город, они всегда будут сыты и приятно пахнуть".
И. Режим. Организм должен настроиться на определенное время для умственной деятельности.
Вооружившись советами опытной мамы, я принялась за дело. Сначала пополнила запасы валерьянки. Потом позвонила учительнице и предупредила, чтобы она не пугалась, что бы ни происходило в ближайшую неделю. Не сделанные уроки, непричесанные волосы или юбка задом наперед - это не брошенный ребенок, это мамин педагогический эксперимент воспитание самостоятельности и ответственности.
Учитель все поняла, приняла и обещала подумать, что может сделать она.
Еще два дня Люба "наслаждалась" своей самостоятельностью. А я с тоской смотрела в окно на шагающего под проливным дождем ребенка без зонтика...
Вы знаете, она справлялась! Она справлялась морально и физически. Наверное, выжить в этот страшный для нас обеих период ей помогал характер. Твердо-каменный, отягощенный эгоизмом и гордыней.
А потом я сдалась. Знаете почему? Это невозможно 4 дня не обнимать своего ребенка!! Просто никак невозможно. И я пришла и спросила: "Ты не хочешь мне что-нибудь сказать?".
- Я очень хочу тебе что-нибудь сказать, но я просто не знаю что... Извинения ты не примешь, я обещала много раз и не держала обещаний. А как начать разговор я не знаю...".
Объяснила Любе, что не обязательно разговаривать. Вымытая посуда и подметенный пол - лучше слов. Слова - пыль, любовь измеряется поступками и отношением.
Дальше были, конечно, слезы и сопли, объятья и поцелуи. Обещания и заверения. Я не стала спрашивать, понравилась ли Любе ее "самостоятельность". Я знаю, что нет.
А через несколько дней Люба спросила: "А я вредная?". И я честно ответила: "Ты знаешь, бываешь очень вредной". И Люба заплакала. Почему-то для нее это стало большим огорчением.
А теперь о том, как наша учитель отрастила-таки у Любоньки ответственность. Начала с опозданий. Я уже рассказывала, как Люба встает по утрам. Во сколько бы я ее не разбудила, ребенок всегда приходил в школу или ко звонку, или на несколько минут позже. Один раз она призналась, что ее не пустили в класс. И всю математику она просидела на скамеечке в коридоре. А потом дочь принесла домой ключ. От кабинета. Учитель выдала его Любе со словами: "Назначаешься ответственным ключеносцем. Будешь приходить в школу в 7 40 и открывать всем дверь класса, чтобы одноклассники не шатались по коридору. В 7 40, поняла?".
Всю неделю ребенок подпрыгивал на кровати и с выпученными глазами бежал в школу. Иногда не завтракая. "Опоздаю же!". Я мысленно поблагодарила нашу учительницу.
Правда, было одно "но". Люба жаловалась, что ее не слушают. "Я Мише приказываю садиться и читать литературу, а он не слушается". "Может потому что приказываешь?". ))))
Через полторы недели СН забрала у Любы ключ, чтобы ребенок немного расслабился. Но дочь по-прежнему несется к 7 40, потому что... "мы сидим в темном коридоре перед классом и рассказываем друг другу СТРАШИЛКИ!".
А вообще-то, Люба - в каждой бочке затычка. Доклад "Почему осенью листья падают" на информационный час? Люба! Подежурить в коридоре? Люба! Поздравить учителей на День учителя? Люба!
Ну, вы понимаете. Доклад? Мама. Стирать повязку для дежурного? Мама. Делать открытки на День учителя? Мама. А еще газету на День матери тоже делает мама. И проект на английский - мама. ))) Единственное, в чем мама не задействована, так это в обязанностях заместителя командира класса. А при вступлении в октябрята мама только деньги на значок сдала.
Не дремлет и мама. В плане отращивания самостоятельности. Купила бейдж, написала волшебное слово "дежурный". Оставила на видном месте. Бежит ребенок мимо крошек на полу, а я ему хап! и бейджик прицепила. Тут хошь-не хошь, а метелку возьми и подмети. Дежурный же!
Вот такие пирожки. С котятами.