Упраженение для развития речи
ПолезноеУпражнения для занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.
Звукоподражание и артикуляционная гимнастика
Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно:
-гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т.д.
-Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки.
-Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал.
-Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы.
-Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу.
-Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.
Игры, развивающие речевое дыхание
-Как уже упоминалось, очень полезно дуть - тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т.д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т.п.). Например, если малыш уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: "Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?". Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.
Помимо упражнений на голосовое подражание и стимуляции мелкой моторики, в методиках раннего развития речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового восприятия, памяти, развитию речевого аппарата ребенка.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.
- Где позвонили?
Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.
- Узнай по слуху
Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т.д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.
Упражнение на понимание речи. "Зайчики"
С годовалым ребенком уже можно поиграть в такую игру.
Ведущий говорит: "Давай поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения".
Текст: По лесной лужайке
Разбежались зайки. (легкий бег)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем "ушки")
Сели зайчики в кружок, (присели)
Роют лапкой корешок. (движение рукой)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»)
Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен "образовательным", а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.