Закрывается ли окно развития в 3 года? отвечает психофизиолог Марьяна Безруких
Педагогика/Детская психология/Детская физиология рM.Б.: Я думаю, что груз ответственности не снимается, так как родители отвечают за то, чтобы ребенка окружала так называемая обогащенная среда. Это в первую очередь активное общение со взрослыми: общение, движение, коммуникация, игры. То есть ребенок должен быть включен в какую-то деятельность. Он не может лежать неподвижно запеленутый, как было раньше, ребенок не может быть предоставлен сам себе, потому что он сам себя находит в гораздо более позднем возрасте. А вот что делают родители с ребенком, как они с ним общаются - это чрезвычайно важно.
Коммуникация взрослого и ребенка - это коммуникация доброжелательная, спокойная, без выплеска эмоций и без насилия. Когда я говорю «без насилия», я имею в виду «сделай обязательно». Это общение в системе адекватных требований. Это значит, что Вы требуете от ребенка только то, что он может: соразмерно его возрасту и соразмерно тем актуальным задачам развития, которые есть на каждом этапе.
Например, если мы возьмем возраст ребенка от года до двух, то актуальные задачи - речь и движение. Ни чтение, ни буквы,ни конструирование. Речь и движение. К сожалению, часто родители уделяют много внимания как раз чтению: они пытаются ребенка очень многому научить, причем заставить, подрессированнее. Но я хочу сказать, что в процессе дрессировки обезьянка нажимает на кнопку, если Вы ей даете банан. Если Вы на ребенка не кричите, если Вы его хвалите, если Вы задаете ему какую-то задачку, которую он может выполнить механически. А механически, например, он может выполнить следующую задачку. Вы нарисовали картинку, на которой деревья, и говорите: «Лес». А потом показываете карточку, на которой написаны буквы, и тоже говорите: «Лес». И так несколько раз: "лес - лес». А потом говорите: «прочитай». Что делает ребенок? Он произносит: «Лес». Но он не читает. Потому что ему все равно, что запомнить - картинку или картинку. Потому что вот это сочетание линий для него тоже картинка. Он её запомнил.
Могли бы Вы пунктиром обозначить базовые задачи развития для разных возрастов до школы?
М.Б.: ДО ДВУХ ЛЕТ - ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ. Дальше продолжаются движение, речь, КОММУНИКАЦИЯ И ЭМОЦИИ. Главный эффект возраста ТРИ-ЧЕТЫРЕ ГОДА - это эффект СОЦИАЛИЗАЦИИ. В ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ актуальные задачи - это ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Это период, который, по меткому выражению нашего классика, психолога Божович, назван «этапом ненасыщаемой познавательной потребности». Когда ребенка интересует все: зачем, почему, как. И на эти вопросы ребенку надо отвечать. Если в этот период мы отмахнемся от ребенка - он перестанет их задавать. Это требует большого внимания взрослых. Больших знаний взрослых, потому что не на каждый вопрос ребенка взрослый может ответить.
Не стыдно сказать ребенку: «Я найду ответ на этот вопрос». Или: «Я не знаю подробно, как это». Или: «Давай вместе поищем, это очень интересно». Эту познавательную потребность надо поощрять.
Это этап, когда ребенок всем интересуется, когда он начинает конструировать, когда ему интересны буквы и цифры. Это этап, когда этот интерес надо поддерживать. Это не значит, что Вы его посадите считать или читать. Это подготовка к письму и чтению. Это этап активного познавательного развития: память, восприятие, мышлению. Это не значит, что от нуля до четырех этого не было. Но здесь мы можем уделить познавательному развитию направленное внимание. Тем более, что ребенка в этот период все интересует.
Период ПЯТЬ-ШЕСТЬ ЛЕТ - это период ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ и ВЫХОД НА ДРУГОЙ УРОВЕНЬ КОММУНИКАЦИИ. Если в 3-4 ребенок готов взаимодействовать со сверстниками, но он играет рядом, они еще не вместе, то для ребенка следующего этапа: 6-7 летнего ребенка - это этап, когда формируются навыки социализации ребенка. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ребенка идет очень активно. Он хочет быть похож на взрослых. Ему нравятся какие-то профессии, он этим очень интересуется.
Кроме того, ему очень хочется понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Так что это период проб ребенка, касающихся того, что можно. Он пробует. И задача родителей очень аккуратно направлять его в русло того, что такое хорошо. Назидательные беседы неэффективны. Только личным примером.
В этот период начинается целенаправленная системная ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ. Очень важно пройти этап подготовки к письму: правильно держать ручку, выполнять графические движения. Это период, когда ребенок интересуется КОЛИЧЕСТВОМ И ЦИФРАМИ. Можно пройти, например, азбуку счета. И это период ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ. Потому что школа - это уже определенный режим, соблюдение правил - правил взаимодействия, деятельности и т.д. И учится ребенок этому на играх. Игры по правилам - это высший уровень развития игры дошкольника.