Туся
10 лет
"Устный счет".
«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского (1868-1945), написанная в 1895 году. На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме, а нарисовал ее тот самый мальчик, который стоит на картине на первом плане.
Он вырос, окончил эту церковно-приходскую школу Рачинского (кстати сказать, друг К.П. Победоносцева, идеолог церковно-приходских школ) и стал известным художником.
P.S. Кстати, а задачку то решили?))
Физический смысл возведения любого числа во 2-ю степень - это квадрат со стороной, равной этому числу. Здесь мы имеем последовательные числа 10, 11, 12, 13, 14 - т.е. 5 базовых квадратов по 100 плюс добавление по одному ряду и колонке (20+40+60+80), плюс оставшиеся клетки 1+4+9+16.
Решение еще упрощается, если, представляя себе картинку, обратить внимание, что сложение добавленных колонок и строк первого и последнего квадрата - дают круглое число, и то же самое для 2-го и 3-го. Т.е. 20+80=100 и 40+60=100, а попеременное сложение оставшихся клеточек также дают круглые числа: 16+4=20 и 9+1=10.
Тогда получаем 5 базовых квадратов по 100, дополнительные 100+100 и оставшиеся 20+10. Итого 500+200+30=730 / 365 = 2
или вот еще вариант (a+b)^2=a^2+2ab+b^2 и т.д, итак, =>=10^2+(10+1)^2+(10+2)^2+(10+3)^2+(10+4)^2=5x100+2x10x(1+2+3+4)+1^2+2^2+3^2+4^2=500+200+1+4+9+16=730 /365 = 2
и еще:
Приглядитесь к картине. Вам не кажется, что учитель выглядит слишком интеллигентно, как-то по-профессорски, и одет с явной претензией? Почему в школьном классе такой высокий потолок и дорогущая печь с белыми кафельными изразцами? Неужели так выглядели деревенские школы и учителя в них?
Разумеется, выглядели они не так. Картина называется "Устный счет в народной школе С.А.Рачинского". Рачинский - профессор Московского университета, человек с определенными правительственными связями (например, приятель обер-прокурора Синода Победоносцева), богатый помещик - в середине жизни бросил все дела, уехал в имение и завел там экспериментальную народную школу.
Школа была, как сегодня говорят, авторская, в том числе и с большим упором на математику. Программа была развитая, сложная, сильно превосходившая стандартные требования для народной школы. Рачинский преподавал сам, он и изображен на картине. Школа размещалась в барском доме - оттуда и кафельная печь.
А в настоящей народной школе дело обстояло куда как проще. Учили сложению и вычитанию чисел до 100, умножению и делению чисел до 10, в самом продвинутом варианте - простым дробям без сложных операций над ними, операциями с весами в неметрической системе мер. Вот и все.