КАК ГОВОРИТЬ, чтобы дети слушали, и КАК СЛУШАТЬ, чтобы дети говорили
Начну с того, что поблагодарю Юлию за рекомендацию книги, о которой я расскажу ниже! Юль, огромное тебе спасибо!
Книгу прочитала на одном дыхании, поглощала ее с огромной жадностью. На этой есть причины.
О моих эмоциях, выводах и маленьких успехах читайте под катом...
Я бы не сказала, что у меня есть серьезные проблемы в общее в дочкой, НО в последние несколько месяцев, я очень серьезно задумывалась над своей линией поведения в общении с ребенком, мне хотелось и хочется, чтобы у нас см оей девочкой было взаимопонимание и уважение, чтобы было поменьше обид и недомолвок, я хочу, чтобы мы были Друзьями!
Все эти мысли роились у меня в голове и размножались с огромной скоростью.
И вот 9 января у меня в руках оказывается книга Адель Фабер и Элейн Мазлиш "
Дело в том, что я читала книгу и получала ответы на свои давно назревшие вопросы, и это были не просто советы...
Чтобы понять - нужно прочитать эту книгу!
Я вспомнила, что когда Юля советовала мне ее, она сказала, что нелегко ей следовать - это работа! И вот, что я скажу - да , я готова трудиться ради результата и днем и ночью! Чем я уже и занимаюсь!
Решила не откладывать и попробовала следовать вариантам поведения, предложенным в книге. Оказалось, действительно, не легко! Пришлось думать, осмысливать каждое свое слово, сказанное дочке и при дочке!
Вот несколько примеров.
*** Вижу, что Алиса хочет какать. Я спрашиваю у нее: "Ты хочешь какать?
Она: нет
Я: садись на горшочке посиди немного.
Она: нет.
(Это была моя старая линия поведения, я решила попробовать новую - вместо того, чтобы указывать ей или просить о чем-то, я предоставила ей информацию)
Я: обычно маленькие детки, когда хотят какать садятся на горшочек и какают.
И вышла из комнаты.
Прихожу через минуту - дочка сидит на горшке со спущенными колготками и ... какает!
**** Алиса поиграла паззлами (мы сложили вместе большую картинку), потом она все разломала и бросила на пол.
Я: Алиса, собери, пожалуйста, пазлы в коробку.
Алиса: ноль внимания.
Я решила снова последовать одной из рекомендаций - рассказать ей о своих чувствах. Подождала немного.
Я: Алиса, я терпеть не могу, когда паззлы валяются на полу.
И вышла из комнаты (не специально, просто надо было колготки отнести)
Прихожу.... Паззлы собраны, Алиса изо всех сил пытается закрыть коробку.
(та же история повторилась с другой игрой)
***
Гуляли с дочкой на улице с ее подружкой Машей (почти 5 лет). У Маши была ледянка с собой. Алиса очень любит ледянку. Дочка попросила у Маши ее, Маша любезно предоставила свою собственность ))
Через минту 20 Маша приходит и говорит Алисе:
Маша: Я хочу прокатиться один раз на ледянке с горке.
Алиса: неаааааааа
Маша: ну, пожалуйста, я один раз прокачусь и отдам тебе.
Алиса: неааааааааааааааааааааааааааа.
Я: Алисонька, я вижу тебе не хочется отдавать ледяянку Маше?
Алиса ( с большим вздохом): ДА!
Я: доченька, я понимаю, что тебе хотелось еще поиграть с ней, но ведь это Машина ледянка. Она один раз проедет и снова тебе ее принесет.
Алиса протянула ледянку Маше и занялась своими делами.
_____
Еще мне понравилось, что авторы советуют стараться подмечать хорошие качества в ребенке и в его поведении, но не восклицать от восторга, или кричать: Ура, какой же ты молодец!, а аргументирована отмечать его успехи, так сказать.
Вот пример с той же ледянкой. Когда Маша ушла я сказала Алисе:
"Доченька, тебе так не хотелось отдавать ледянку Маше, но ты все же поняла ее и дала ей покататься. Вот, что значит дружба и доброта!".
Алиса (улыбается): Да!
_________________
Подбирать слова и стараться правильно реагировать оказалось очень не просто! Но я готова двигаться дальше!
Сегодня закончила читать книгу! Завтра начну снова! )))
Мне также понравилось изложение данной книги: четко, понятно, много примеров и реальных историй, наличие обобщений и зарисовок. Также авторы предлагают выполнить несколько заданий - очень полезными оказались!
Быть хорошими родителями надо учиться!
В заключение отмечу, что я обычно с большим недоверием отношусь к различным рекомендациям, касаемых отношений с ребенком, но эта книга мною завладела (да, и не только мною, она пользуется популярностью у родителей уже 20 лет! и продолжает оставаться актуальной). Так, что уж простите за столь эмоциональный пост и рецензию )))
____
Терзаюсь, но в своем посте я отразила далеко не все, что нужно сказать об этой книге! очень много важных проблем в ней затронуто, поэтому напишу хотя бы названя глав:
1.Помогаем детям справиться со своими чувствами.
2.Учимся взаимодействовать.
3.Альтернатива наказанию.
4.Поощрение самостоятельности.
5.Как правильно хвалить.
6.Освобождаем детей от ролей.
7.Всё вместе.