Рост и развитие ребенка от 1 до 5 лет.

Важнейшим критерием здоровья ребенка в любом возрасте является физическое развитие. Рост и развитие нередко употребляются как синонимы, между тем природа этих процессов различна.

Рост - количественное увеличение организма (увеличение геометрических размеров, увеличение числа клеток, составляющих организм).
Развитие – это качественные преобразования в сложном многоклеточном организме, которые приводят к новым качественным и количественным изменениям функций организма.
Особенно важным с точки зрения роста и развития является период жизни ребенка от 1 года до 5 лет.
На втором году жизни происходят значительные перемены в развитии ребёнка: продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы, завершается переход на взрослую пищу, постепенно изменяются пропорции тела.
До полутора лет вследствие недостаточного развития мышечной системы ребёнку трудно долго выполнять однотипные движения (приседать, ходить «за ручку»). Малыш может часто падать при ходьбе, ему трудно вовремя остановиться или обойти препятствие. После полутора лет совершенствуется ходьба: ребёнок учится взбираться на бугорки, перешагивать через препятствия, перестаёт шаркать ногами, может делать боковые шаги и кружиться на месте.
Дети второго года жизни много лазают: взбираются на горку и шведскую стенку, подлезают под скамейку, пролезают через обруч и т. д. На развитие основных видов движений частично влияют пропорции тела. Нарастает мышечная масса, могут появиться первые признаки нарушения осанки.
В этот период резко повышается двигательная активность, ребенок начинает уверенно стоять и ходить, к 4 годам - бегать, а в 5-6 летнем возрасте появляется особый элемент бега – «фаза полета», открывающая новую степень свободы передвижения.
После полутора лет у ребёнка, кроме основных движений, развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику), координируются собственные движения и совместные действия с другими людьми. Сформированность основных и подражательных видов движений является не только показателем физического развития ребёнка, но и способствует развитию отдельных психических функций (внимание, произвольность и т.д.), а также речевому развитию.
Важнейшие изменения происходят в организации мелких и точных движений руками. В возрасте 2–3 лет, благодаря морфологическому и функциональному созреванию мышечных структур, ребенок активно начинает рисовать, а затем к 5-6 годам писать первые буквы (подробно о развитии навыков рисования и письма см. в главе «Развитие творческих способностей»).
У детей данного возраста быстро развивается предметно – игровое поведение. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разборными и сюжетными игрушками, игровым строительным материалом (кубики, колечки и др.) и активно ищут предметы, необходимые для завершения задуманного действия.
В каждом доме, где есть малыш, должно быть не просто место для отдыха и сна и пространство для игр, а комфортный, развивающий и одновременно достаточно безопасный мир. Эти условия дадут ребенку ощущение собственной значимости, разовьют чувство защищенности, которые являются обязательным условием стабильного развития ребенка и его дальнейшей социальной адаптации.