Воспитание гигиенических навыков

Кормление.
С 1 года 2 месяцев во время кормления можно давать ребенку в руку десертную или чайную ложку, направляя ее в рот своей рукой (ребенок сначала держит ложку в кулачке).

С 1 года 4-5 месяцев необходимо, чтобы родители предлагали ребенку самостоятельно есть густую и жидкую пищу, помогая ему регулировать движения. Также важно учить ребенка самостоятельно пользоваться салфеткой.
В 1 год 6 месяцев многие дети едят ложкой любую пищу, при напоминании пользуются сами салфеткой. К 2 годам едят аккуратно, не обливаются, пользуется салфеткой без напоминаний.
В течение 2-3-го года жизни наступает пора приучать детей с помощью словесных указаний и собственного примера к культурному поведению за столом - держать ложку в правой руке, а хлеб - в левой, не размачивать хлеб в супе, чае, не выходить из-за стола с полным ртом, говорить «спасибо» и т.д.
Умывание рук, лица. Важно воспитывать у ребенка положительное, спокойное отношение к процессу умывания - проводить умывание осторожно, не доставляя малышу неприятных ощущений. Побуждать ребенка к активности при умывании: в 8-9 месяцев - протягивать руки к струе воды, на 2-м году - снимать низко висящее полотенце, мыть руки мылом.
С 1 года 2-4 месяцев ребенку необходимо постепенно прививать элементарные навыки гигиены - обращать внимание на грязные руки, лицо, мокрый нос, вызывать отрицательное отношение к грязи (словом, тоном), тотчас вымыть запачканные руки ребенку, вытереть нос, добиваться, чтобы ребенок привыкал быть чистым и впоследствии сам просил вымыть его или вытереть.
С 1 года 6 месяцев - учить самостоятельно пользоваться носовым платком, обращая внимание ребенка на грязный нос и предлагая вытереть его (к 2 годам он уже сможет пользоваться платком самостоятельно).
На третьем году ребенка нужно приучать умываться утром и вечером, мыть руки перед едой, вытираться только своим полотенцем (в 3 года ребенок уже сам моет лицо и руки, вытирает их).