Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни
1 год 3 месяца
Сенсорное развитие (С)
Играя, отличает два различных по величине предмета (например, два куба).
Перед ребенком выкладывается малый куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.
Общие достижения (ДО)
Ходит длительное время, меняет положения (приседает, наклоняется).
Взрослый наблюдает за ребенком во время игры - выполняет ли он указанные движения.

Игра (И)
Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.).
1. Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка - предлагается покормить куклу.
2. ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку "дома", "машины" (взрослый может показать).
3. Ребенок нанизывает на стержень 4-5 колец. Он должен выполнить все 3 указанных действия.
Речь активная (РА)
Пользуется лепетом и облегченными словами (машина - "би-би", собака - "ав-ав" и пр.).
Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, отмечая, пользуется ли он лепетом и словами.
Речь понимаемая (РП)
Значительно увеличивается запас понимаемых слов.
1. По просьбе взрослого ребенок находит 3-4 игрушки.
2. Находит предметы обуви, одежды.
3. выполняет действия по просьбе (покорми куклу, положи спать).
4. По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем руки и т.д.).
Навыки (Н)
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи он может съесть с помощью взрослого.
1 год 6 месяцев
Сенсорное развитие (С)
Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику - кубик).
Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом. Ребенок выполняет оба задания.
Общие достижения (ДО)
Движения более координированные - перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку на полу).
Ребенку предлагается перешагивание через палку на полу приставным шагом, взрослый может показать.
Игра (И)
Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.).
Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, носовой платок и говорит: "Кукла непричесанна" или "У куклы грязный нос". Ребенок причесывает куклу, вытирает нос.
Речь активная (РА)
В момент удивления, сильной заинтересованности называет предметы.
Из мешочка, коробочки вынимают предметы (кукла, зайчик, петушок) и спрашивают - "кто там?" или "кто это?". Ребенок называет предметы.
Речь понимаемая (РП)
Находит по слову среди нескольких сходных предметов 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине.
Перед ребенком раскладывают предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрослый предлагает найти собаку - одну и другую. Затем предметы необходимо поменять местами и спросить: "где собачка?".
Навыки (Н)
Самостоятельно есть густую пищу ложкой.
Во время кормления ребенок съедает 3/4 жидкой пищи из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.
1 год 9 месяцев
Сенсорное развитие (С)
Играя, отличает 3 разных по величине предмета (3 куба).
Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать, ребенок собирает кубы соответственно величине.
Общие достижения (ДО)
Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см.
Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого.
Игра (И)
Строит "ворота", "скамейку", "домик".
Взрослый предлагает построить ворота, при этом может один раз показать (ставит 2 кирпичика вертикально, 1 сверху горизонтально).
Речь активная (РА)
Пользуется двухсловными предложениями.
Взрослый наблюдает, как ребенок во время игры сопровождает свои действия двухсловными предложениями. Например: "Кукла спать".
Речь понимаемая (РП)
Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
Предлагают 4 картинки с изображением знакомых сюжетов (например, мальчик поит лошадку, дети умываются) и спрашивают: "что на картинке?", "что делает мальчик?". Ребенок отвечает одним словом.
Навыки (Н)
Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого.
Во время раздевания ребенок снимает ботинки, туфли, чулки. Взрослый может немного помочь.
2 года
Сенсорное развитие (С)
По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) трех цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая; синяя, красная, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.
Общие достижения (ДО)
Перешагивает препятствия, чередуя шаг.
На расстоянии 20 см друг от друга на полу раскладываются 3-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующимся шагом. Взрослый может показать.
Игра (И)
В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например, куклу купает и вытирает.
Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: "кукла грязная", ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает.
Речь активная (РА)
Пользуется двухсловными предложениями при общении со взрослыми.
Во время игры, режимных процессов ребенок должен обращаться к взрослому с речью (трехсловными предложениями).
Речь понимаемая (РП)
Понимает короткий рассказ о событиях знакомых по опыту.
Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После этого задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением.
Навыки (Н)
Умеет частично надевать одежду, с небольшой помощью взрослого.
Во время одевания взрослый отмечает, может ли малыш сам одеть шапку, ботинки, носки. Можно немного помочь.
2 года 6 месяцев
Сенсорное развитие (С)
Подбирает к образцу разнообразные предметы 4х цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Материал: 4х цветные карты (12х9), 8 разноцветных предметов - по 2 каждого цвета, но разной формы - красные карандаши, красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает по очереди предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет; ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета.
Общие достижения (ДО)
Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий на полу (палка, кубики) на расстоянии 20 см друг от друга.
Материал: 3 кубика.
Игра (И)
В игре действует последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет), выполняет 2-3 взаимосвязанных действия.
Материал: разные игрушки (для игры в доктора, парикмахера).
Речь активная (РА)
Строит предложения из 3х и более слов.
Взрослый беседует с ребенком на близкую ему тему; в речи ребенок должен употребить хотя бы один раз предложение, состоящее более чем из 3х слов.
Навыки (Н)
Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Во время одевания после сна при сборе на прогулку самостоятельно надевает рубашку, брюки, шапку, пальто.
3 года
Сенсорное развитие (С)
Называет 4 основных цвета.
Материал: 8 разноцветных предметов, по 2 каждого цвета. Разной формы (красный мяч, красный флаг и т.д.). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает, какого они цвета.
Общие достижения (ДО)
Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом.
Материал: кубики высотой 10-15 см.
Игра (И)
В играх исполняет роль.
Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Ребенок отбирает какой-либо сюжет и исполняет роль, которую сопровождает словами.
Речь активная (РА)
Употребляет сложные предложения.
Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы; ребенок должен употребить сложное предложение.
Навыки (Н)
Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки.
Во время одевания, при сборе на прогулку самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.