Мои выдержки из книги Сесиль Лупан
О воспитании и развитииЗанялась я тут от безделья чтением книг по детской психологии и развитию.
Гиппенрейтер, каюсь, не могу пока осилить до конца...но я на пути к этому) Все таки методы активного слушания рассчитаны на детей говорящих, и постарше, с моим пока трудно все это осуществить, но книга вообще очень хорошая и доступным языком все описано. как прочитаю, обязательно напишу тут в дневнике свое краткое резюме)))
А вот Сесиль Лупан прочитала, буквально за 3 дня перед сном. Книга произвела впечатление. Я особо никогда не зацикливалась на детской психологии и развитии. Воспитывала и занималась по соему материнскому чутью, что тоже конечно правильно, но столкнувшись с некоторыми проблемами, поняла, что чего-то мне не хватает... что-то я упускаю и делаю не так. И вот решила прочитать умные книжки) Первую кстати я прочла еще беременной - это Уильям и Марта Сирс, "ВАШ МАЛЫШ от рождения и до двух лет", но тогда это еще не повлияло на меня и я почти все забыла, но основное помню конечно и почему-то перечитывать мне их не хочется.
Так вот...о Сесиль Лупан и ее книге "Поверь в свое дитя". Она рассказывает о своем опыте воспитание 2 детей, о знакомстве с методами Глена Домана, о разочарованиях и о своей собственной методике.
Понравился мне ее благожелательный настрой, никакого промывания мозгов и требования соблюдать все рекомендации. Рассказывает о развитии своих детей, но все это носит рекомендательный характер и области знаний выбирают сами родители индивидуально для своего ребенка. Например я в отличии от нее не хочу и не буду рассказывать в большом количестве ребенку об истории государства, музыке, композиторах, искусстве, учить иностранному языку с рождения.
Вообще понравился сам подход, что с ребенком надо много общаться, играть вместе, объяснять каждую мелочь.Петь вместе песенки, читать, показывать. Все это на самом то деле элементарно конечно) И, наверно многие из вас так и делают, а я вот теперь понимаю, что мало разговаривала с сыном и мало ему объясняла(((.
Вот немного выдережек из книги:
Есть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крылья"
Про Домана:
Так вот какая картина вырисовывается для усредненной программы:
1) математика - через два месяца занятий мы приходим к пяти сериям по три раза в день (числа, сложение, вычитание, умножение и деление, которые в дальнейшем заменяются дробями, процентами, извлечением корня, метрической системой и т.д.). Итак, 15 раз в день мы отрываемся от своих дел, чтобы взять карточки, показать их ребенку, похвалить его и снова приняться за свои дела. Глен Доман считает, что на это требуется 45 минут. Кроме того, если карточки с красными точками можно купить в магазине, то через несколько месяцев, когда малыш уже знает все числа, надо успеть приготовить изображение примерно шестидесяти действий в неделю на больших карточках.
2) чтение - берем усредненную программу мамы-энтузиаста (следует отметить, что у "экстатических матерей"1, как их называет Доман, и таковые, безусловно, имеются в опытной школе BBI - эти программы вдвое больше!). Через несколько недель занятий мы приходим к пяти сериям из десяти слов по три раза в день. Так как ежедневно из каждой серии убирается по два слова, которые заменяются новыми, каждую неделю требуется написать 70 новых слов на больших карточках. А 15 уроков в день - это примерно 45 минут.
3) энциклопедические знания - Доман рекомендует перекрестный ритм из пяти предметов: например, история, анатомия, живопись, зоология и ботаника. Это составляет опять 15 маленьких уроков, то есть примерно 45 минут, и, как в предыдущих случаях, требует подготовки 70 карточек с рисунками или фотографиями, соответствующими рекомендованным выше принципам отбора.
4) прочие дисциплины
Теперь я начинаю понимать, почему мамы из BBI были похожи на зомби. Их суточный распорядок просто невероятен. Более 60 раз в день они должны переключаться с одних занятий на другие. Если учесть, что основной источник усталости в жизни женщины состоит именно в необходимости бесконечно прерываться, думать о нескольких вещах сразу, успевать в промежутках сделать покупки, приготовить еду, убрать квартиру, поговорить по телефону, погладить, постирать и тому подобное, то при одной лишь мысли, что ко всему этому следует прибавить еще 60 (пусть даже 20) переключении, я становлюсь неврастеничкой. И потом, это же какое-то механическое представление об обучении. Ведь ребенок не счетная машина! У него должно быть эмоциональное и индивидуальное отношение ко всему, что он узнает. Нельзя из малыша делать ходячую энциклопедию, он должен обладать собственной культурой.
И что это за семейная жизнь, когда мать постоянно одержима заботой, как вложить очередную порцию знаний в своего ребенка? Такой образ жизни заставляет вспомнить матерей, которые во время войны пережили голод, а после освобождения от немецкой оккупации закармливали своих детей до ожирения, делая их несчастными.
А какова роль отца в такой семье? Приносить деньги? Они, конечно же, нужны! Эта методика довольно дорого стоит. Совершенно естественно, что отцу предназначается благодарная роль кормильца, занятого финансовым обеспечением самого лучшего образования для своих детей. Но, будучи мужчиной, кого видит он, приходя к себе домой? Жену, которая, не успев уложить детей спать, хватает картон, клей, ножницы, фломастеры, репродукции и т.д. Каждая карточка требует многих минут работы, а их надо сделать не менее 200 в неделю. Для мужа остается небольшой выбор: либо клеить вместе с женой, либо заняться другими делами, например смотреть телевизор. Это живо напоминает мне ситуацию, когда мужчина, обеспечивая материальное благосостояние своих близких, работает по 12-14 часов в сутки, а к 45 годам оказывается в окружении враждебной ему семьи. Дети упрекают его в том, что его никогда не было дома, жена - в том, что он ею пренебрегал. А ведь он отдавал им все силы. Не ожидает ли та же участь женщин, которые 24 часа в сутки (как говорит Доман) телом и душой отдаются работе по оптимальному развитию своих детей?
Конечно я никогда не была сторонницей фанатичного раннего развития детей, но в целом не противница развития как такового, считаю, что все должно быть в меру. Доман для меня был таким безобидным методом с картинками и словами, который я подумывала использовать или нет... но после того, как я узнала программу Домана, она мне уже не кажется такой простой как сначала. Может у нас на ББ и есть мамочки, которые ее применяют, да еще и с рождения, но я на такое явно не готова)
А вот немного из второй части книги Лупан:
Вторая часть книги представляет собой практическое руководство, сборник упражнений и советов, цель которых - стимулировать развитие ребенка от рождения до школы и даже после поступления в нее. Изучив данное пособие, вы сможете им пользоваться, как хозяйка поваренной книгой.
Упражнений очень много, но совершенно необязательно делать их все, скорее это даже нежелательно. Пожалуй, их следует рассматривать как советы, подсказки, которые должны развивать ваше воображение. И уж ваше дело - составлять меню, но, как и в кулинарном искусстве, оно должно быть сбалансированным! И, конечно же, индивидуальным: каждый ребенок заслуживает личного подхода, и он, безусловно, должен его получить.
Далее она описывает советы и упражнения, помогающие малышу развить речь, понимание, физические способности, память, логику и проч.
Многие упражнения она делала с ребенком в 2 года, которые я например буду делать только года в 3-3.5, дети все разные и подход тоже нужно подстраивать индивидуально под ребенка.
Конечно каждый родитель выбирает для себя сам линию поведения и воспитания, но теперь, благодаря этой книге, моя линия стала более четкой)