Малыш растет. Вот он уже садится, сам встает, ползает, делает первый шаг. Обычно его в это время держат - для безопасности! В кроватке, в манеже, в защищенном уголке комнаты. А почему бы не предоставлять детям как можно большую свободу и поле деятельности и не выпустить своих ползунков путешествовать по всему дому, не позволить пощупать мир своими рукам - и стукнулся лбом об удивительно неприятный угол ножки стола или стула, едва потянул к себе маленькую скамеечку, а она упала прямо на пальчики другой руки. Вещи бесчувственны и совершенно беспощадны - не прощают ни одной ошибки, ни одного промаха -- наказывают, и иногда так больно.
Как быть? Ходить за "путешественником" целый день по пятам? Убрать все опасные предметы? Загородить каждый острый угол подушкой?

Можно знакомить малыша с опасностью, чтобы он сам становился осторожным, постигая "коварство" разной мебели. Оставить, например, в доступных для малыша местах разные предметы и игрушки, чтобы он мог брать их, пробовать на вкус, на зуб, на стук - словом, исследовать всеми ему доступными средствами.
Среди разных безопасных предметов "могут попадаться" (опять-таки с
вашей помощью) и вещи с "сюрпризами"... Вот высоко на столе стоит кружка, которая оставлена здесь как бы невзначай. Она может оказаться в руках малыша с молоком или чаем. Малыш, поначалу, без опасения тянет кружку к себе - и какая неприятность: из кружки выплеснулась вода прямо на трусики - сплошное огорчение! Но и польза: после двух-трех
таких сюрпризов он не тянет уже со стола не только кружку, но и другие предметы.
Так, обязательно в присутствии взрослых, можно дать возможность познакомиться малышам с иголками, булавками, ножницами...Допустим, мама шьет, а малыш сидит на высоком стульчике рядом с нею, перебирает разные лоскутки, катушки, пуговицы, среди которых на первых порах мелких нет, но вот иголка (не без маминой помощи) может и попасться. А иногда мама даже специально кладет блестящую булавку на видном месте. Малыш, конечно, тянется к ней, вот-вот возьмет.
- А! А! - говорит мама (это сигнал, предупреждающий об опасности). - Острая, больно будет!
Булавку он все-таки взял, хотя и с некоторым опасением. А мама берет его руку, повторяя:
- Больно! Острая! - И тихонько укалывает кончиком булавки его пальчик. - А! А!
Малыш морщится, ему немножко и в самом деле больно, он опасливо отдергивает руку. А через два-три таких "урока" сам показывает на кончик иголки или булавки и говорит озабоченно: "А! А!"
А как привлекателен для малышей огонь! Они готовы схватить руками пламя спички, раскаленный уголек -- ведь это так красиво! А сверкающий никелем чайник, утюг - ну как к ним не потянуться!
Спрятать? Тогда они станут еще более притягательными: запретный плод сладок. А можно пойти другим путём... Разрешить схватить, прикоснуться - так, чтобы это было неопасно, но чувствительно. И всегда предупреждать: "А! Больно будет, горячо!" Но после этого ничего не прятать: попробуй сам, так ли это. Зато спустя некоторое время достаточно сказать: "А! Больно будет!", и малыш уже верит на слово, может даже заплакать от огорчения. А самое главное, он сам становится все осторожнее и внимательнее. А это куда более надежная защита от всяческих опасностей, чем самая тщательная опека взрослых.
Недаром, видно, говорят индусы: "Умные родители иногда позволяют детям обжигать пальцы".