Развитие.

Итак, "Я сама!" - это то, что сопровождает меня постоянно уже около 4-5 месяцев. В последнее время это словосочетание приобрело повсеместный и всеохватывающий характер. Одеваться хочет сама - от трусов до куртки и шапки. Выворачивать вещи учится, но не всегда получается, и при этом все равно – «я сама», а потом спрашивает - правильно или нет?
Застегивание пуговиц - это что-то...Я стараюсь позволять ей это делать всегда, когда хватает физического времени. Делает она это очень долго, сосредоточенно, никогда не нервничает, если только недоспала. Сегодня, например, так старалась, что даже оторвала одну пуговицу на халате. Принесла мне.
Если примерно месяц назад мне удавалось ее перехитрить с чисткой зубов - чтобы побыстрее - я, после того, как она почистит их сама, говорила ей: "Дай-ка я проверю, как ты почистила" - она открывала ротик и я перечищала ей их заново, потому что боюсь пока понадеяться на то, что она сама их хорошо почистит, учитывая то, что мы уже пару раз были у детского стоматолога и лечили кариозные зубы, хоть и дырочки были очень маленькие, то теперь как только я произношу фразу : "Дай-ка я проверю твои зубки», она отчаянно протестует, открывает рот и, не отдавая мне щетку, продолжает чистить свои зубы "лучше".
Иногда порой срабатывает прием: "Ага, молодец, зубы чистые, а вот язык не почистила - забыла" - пару раз отдавала мне щетку, чтобы я показала ей как правильно надо чистить язык. А теперь чистит его исключительно сама. Так старается, что иногда даже возникает что-то наподобие рвотного рефлекса. Но вычищает - проверяю.
Моет сама писю и попу. Так старательно намыливает руки и все остальное, что потом начинает орать, как резаная, что у нее щипит. Приходится брать лейку и самой все промывать.
Сама переодевает пижаму перед сном.
Научилась определять, как колготки лежат правильно, перед тем как их одеть, а как - нет.
Если в выходной собираемся на прогулку днем – очень долго собирается. Такая медлительная. Даже не столько сам процесс одевания, сколько подготовка к нему – балуется, прыгает, делает какие-нибудь «па», смеется, очень долго ее приходится уговаривать, часто дело доходит даже до угроз: «Вот сейчас никуда не пойду», или «Я сейчас пойду на улицу одна, а ты будешь дома сидеть», и реже: «Я сейчас возьму ремень». Терпение надо еще то. Помогает мне по хозяйству. Пылесосит, но еще очень не умело, можно сказать – пробует пылесосить, месим вместе тесто на пирожки, пару раз делали пиццу – она раскладывала все компоненты на основу, сыром посыпала, и даже сама в духовку поставила. Потом меня этой пиццей замучила. Идем из сада. Я спрашиваю: «Лиза, что ты хочешь на ужин?», Она мне : «Пиццу».
- Лиза, ну у нас же пицца была в выходные, давай что-нибудь другое.
- Нееет, - слезы.
Сегодня помогала мне мыть пол. Взяла маленькую тряпочку, сама мочила ее под краном, выкручивала, кстати, довольно не плохо, и сама потом за мной мыла. Так интересно было за ней наблюдать в этот момент.
Очень нравится ходить в бассейн. Часто начинает готовиться к нему еще накануне вечером. Сама берет пакет, сама достает полотенце, тапки свои резиновые, просит, чтобы я сняла купальник с веревки, складывает халат. Бассейн – это наше все.
Они там плавают по полчаса каждый понедельник и среду. Сейчас пока не хочу , чтобы она туда ходила, покашливает, иногда сопли вылезают. Я на больничном, а ей месяц назад прививку от гриппа сделали, поэтому, я думаю, она не так сложно его переносит, как я. Я вообще расклеилась. Третий день температура, насморк и пр. пакости. А она вроде – тьфу-тьфу – ничего. Но все равно сопли иногда текут, и покашливает. Думаю, пусть пока недельку не походит. Хотя для нее это – трагедия.
На прошлой неделе было что-то наподобие истерики в саду. Я хотела так же, чтобы она пока в бассейн не ходила, а с утра забыла забрать пакет с купальными принадлежностями домой, просто случайно. Потом позвонила воспитательнице и сказала, чтобы Лизу в бассейн не водили, предупредила, что пакет остался в кабинке, что я его просто забыла. Часа через два звонит мне воспитательница и говорит, что Лиза устроила истерику по поводу того, что ее не пускают в бассейн. У нее в кабинке все есть, она это все увидела и орет, плачет, что она хочет в бассейн. Мне ничего не оставалось, как разрешить.
Инструктора по бассейну называет «Николаич».
Я спрашиваю:
- А у него имя есть? Как его зовут?
- Николаич, и все тут.
Дома по вечерам обожает играть в мяч. Бросать и ловить. У меня как-то не особо получается гримасничать с ней. А вот когда с работы приходит папа – она с ним ржет как квакуха. Я смотрю и любуюсь. Самой смешно становится.
Он выделывает всякие штуки, поддается ей, делает вид что не поймал, что она так сильно бросает, выдает ей какие-нибудь рожицы, делает смешные телодвижения – а она чуть ли не писает от смеха. Иногда хочет в туалет, но так заигрывается, что вспоминает об этом когда уже за письку держится и сгибается как старушка.
Глаза при этом навыке и орет:
- Пииисааать!!!
- Лиза беги быстрее!
Ходит на унитаз. Сама старается вытирать попу. Но трусы, конечно, к вечеру оставляют желать лучшего…
Поет песни, при чем часто сама что-нибудь выдумывает. Пристанет, например, какое-нибудь словосочетание, вот она его и поет по 10-20 раз, нараспев.
Это, конечно ,еще мало похоже на пение, но все равно, некоторые звуки иногда повторяет со мной почти в тон. Диапазон точно улавливаемых звуков где-то 2, не больше.
Остальные пищит и интонирует в свободной форме.
Бесстрашная иногда настолько, что у меня появляется страх.
Вот собираемся на прогулку. Я ее одеваю и выставляю в коридор. Говорю:
- Жди, пока я оденусь.
Пока я одеваюсь, стараюсь ее окликать:
- Ждешь?
- Да…
А в один прекрасный момент выглядываю за дверь – ее нет, смотрю – а она уже в другом конце коридора, направляется к лестнице. Такая деловая. Я ей кричу – вернись сейчас-же. А она, коза, может разом остановиться, а может ответить что-то вроде:
-А?, - и при этом, не поворачиваясь назад, идти дальше. Сегодня было что-то подобное. Мне пришлось на нее сильно наругаться, чтобы она вернулась.
Вот такая характерная.
Очень любит слушать сказки. Сейчас уже спокойно выдерживает сказки без картинок, но не очень большие – по 2-3 страницы. Может слушать 3-4 подряд. Нравится. Когда читаю с выражением, театрально озвучивая голоса каждого героя. В этот момент интересно наблюдать за ее мимикой, отражающей ее эмоциональные переживания.
Говорю, например, голосом бабы Яги, - у нее такое лицо сосредоточенное, брови - в кучку, не улыбается, глаза округленные и т.п.
Сказка заканчивается радостно – она чуть ли не прыгает до потолка, лезет ко мне обниматься-целоваться.
Рисует. Чаще всего головоногов. Если раньше головоноги были простые – большой кружок, в центре – два маленьких кружка – глаза, руки и ноги – палочки, отходящие прямо от головы в стороны, то сейчас рисует улыбающийся рот, нос, волосы, ноги и руки – не просто палочки, а такие «бананы» - двойные закругленные палочки с чем-то, наподобие пальцев на концах. Рисует стандартно папу, маму и себя. Себя называет в первом лице – Я. Вчера первый раз купила ей фломастеры, до этого были краски – акварельные и гуашь, а также карандаши всевозможных видов. Придумала нарисовать, как мама моет посуду, как папа лежит на диване и смотрит телевизор, и как Лиза рисует. Но сама не стала рисовать, стала меня и папу просить. Т. е. ей сначала надо показать, а потом уже она сама.
Вчера просила мне включить английскую игру на компьютере – там, где девочка. Уже поняла, как в корзинку надо собирать ягоды с буквами, но так как букв не знает, то водит по ним чисто наугад. Там тетя произносит букву при наведении курсора, Лиза старается слушать. Сама вчера , ну, конечно, с моей помощью, собрала 3 корзинки ягод и дошла до конца игры.
Вот пока все, что вспомнила.