Речь
Устранение недостатков темпа и ритма речи
М. Е. Хватцев.
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями
Недостаточное развитие корковой регуляции двигательной деятельности организма дошкольника сказывается также на темпе и ритме его речи. При этом нередко возрастные особенности сближаются с болезненными проявлениями, требующими, кроме логопедического, и врачебного вмешательства. Тогда мы имеем дело с патологическими особенностями речи.
Ускоренная речь и методика ее исправления
Некоторые дети говорят так быстро, что трудно понять их. Такой ускоренный темп речи без своевременного логопедического вмешательства может остаться на всю жизнь.
Ускоренная речь чаще всего наблюдается у детей нервных, возбужденных, порывистых, неуравновешенных. В основе этого недостатка лежит слабость тормозных процессов в головном мозгу, слабый или неустойчивый (холерический) тип нервной системы. В некоторых случаях ускоренная речь развивается вследствие подражания такой же речи окружающих.
Как правило, при ускоренной речи звуковой состав и синтаксис речи не изменяются. Неумеренно быстрый темп обычно сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук и всего тела. Но иногда скороговорка в речи ребенка сопровождается рядом других недостатков.
Ребенок может пропускать и целые фразы, перепутать их, искажать или заменять другими. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выдоха. Говорящий захлебывается, не успевает проглатывать слюну, и она брызжет наружу, неправильно употребляет грамматические формы слов, путает их порядок.
В основе этого нарушения лежит более глубокое расстройство тормозных процессов. Такие дети обычно не умеют слушать других (у них плохое слуховое внимание), и поэтому они плохо улавливают, как говорят окружающие. Нередко это бывает от неправильного домашнего воспитания.
В обоих случаях ускоренная речь представляет собой почву для заикания.
Чтобы устранить ускоренную речь, в первую очередь нужно укреплять нервную систему дошкольника, воздействовать на его поведение, помочь ему изживать суетливость, непоседливость, учить его доводить начатое дело до конца. Одновременно с этим дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи.
Ребенку старшего возраста предлагается всегда придерживаться правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори».
Для примера воспитатель произносит таким способом несколько фраз и предлагает ребенку повторить их сначала за собой, а затем самостоятельно.
В дальнейшем воспитатель систематически добивается от ребенка замедленной речи (вначале она должна быть даже несколько медленнее обычной). Очень полезно научить ребенка читать под такт стихи, отбивая каждый слог ударом руки по столу. Хорошо говорить под музыку, под маршировку. Благотворны пение, физкультура, ритмика, связанная с речью, — все, что упорядочивает движения.
Рекомендуется и такой прием: на заданный вопрос дитя сначала отвечает мысленно, потом тихим шепотом или шевеля губами, а затем произносит уже вслух, медленно и ритмично.
При ускоренной речи часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления, поэтому следует уделить много внимания воспитанию у детей логического мышления, учить их каждую последующую мысль связывать с предыдущей.
Здесь особенно полезны частые вопросы «почему?» и игры на договаривание начатых фраз, объединенных одной темой. Фразы начинает воспитатель или другие дети, а ребенок с недостатком речи заканчивает их. При этом речь у всех детей должна быть медленной.
Рекомендуются: 1) небольшие инсценировки; 2) рассказ по картине; 3) речевые игры, в которых дети вынуждены двигаться и говорить медленно (например, игра «Кот и мыши»); 4) чтение стихов перед зеркалом (самонаблюдение над артикуляцией, как новый раздражитель, тормозит ее темп); 5) медленно произносимая скороговорка (потруднее), чтобы затормозить темп, например «На дворе трава, на траве дрова».
Если речь связана с движением, сначала усваивается движение, а затем к нему присоединяется речь. Иногда полезно заставлять ребенка точно повторять сказанное воспитателем или детьми.
Описанное расстройство речи обыкновенно держится упорно, и для достижения хороших результатов требуется систематическая работа в течение многих месяцев.