Туляки, в своём большинстве, консервативно почитают традиции дедов и прадедов. Но в то же время они подвержены новомодным столичным веяниям, близость коих оказывает значительное влияние на обывательскую провинциальную культуру горожан. В этом противоречии когда-то и родилась тульская городская игрушка.
С легкой руки зареченских мастеров народный мотив филимоновской свистульки обрел новое манерное звучание.
Глиняные барышни с Больших Гончаров отличаются изяществом фигур и эффектными платьями с рюшами.
Они прогуливаются с кавалерами или танцуют.
Даже нянечки-кормилицы с барскими отпрысками на руках всем своим видом показывают, что деревенский быт уже не для них.
Дамы берегут цвет лица с помощью декоративных зонтиков.
Порой спутницей на променаде становится маленькая собачка. Обычно это очень модный шпиц. Вспомните чеховскую «Даму с собачкой», или грибоедовское: « - Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка!». Прототипы сатирических персонажей русский классики стали моделями и для тульских статуэток, которые в свою очередь завоевали сердца мещан. Хоть они и не бедствовали, но дорогие фигурки из Франции были им недоступны.
Над этими неприметными людьми насмехались Гоголь и Салтыков-Щедрин. Их глуповский быт, их «нравы Растеряевой улицы», да и они сами нещадно истреблялись в советское время.
Гонения коснулись даже собачек. Поголовье шпицев в нашей стране стало восстанавливаться только в конце 20-го века на привезенном из-за границы материале. Что уж говорить о совсем не пролетарских статуэтках? Но, напомню, что туляки консервативны. Историю родного города они узнают не на скучных школьных уроках краеведения, а из семейных легенд, старых фотографий и бабушкиных сундуков, в углах которых долгие годы ждала своего возрождения и тульская городская игрушка.
В конце XX века Ирина Кузнецова, Ольга Андреева и Ирина Бежина занялись восстановлением и развитием этого ремесла. Сейчас у них много преемников, а сами мастерицы имеют ряд почетных званий. Например, Ольга Алексеевна Андреева - член международного Союза художников ЮНЕСКО. Мы с ней познакомились в Одоеве.
А потом в музее увидели её работы.
Бежина Ирина Дмитриевна - народный мастер с 1983 года и член Союза художников России.
Её статуэточка хорошо знакома всем моим читателям. Найденная на просторах Интернета, тульская дама с собачкой стала сопровождать меня в ЖЖ и Твиттере.
В сентябре этого года Ленуля разыскала её автора - Ирину Дмитриевну и попросила повторить игрушку. Но философия ручной работы в её уникальности, поэтому на моем комоде поселилась Куколка-Олечка.
Однажды, объясняя понятие «прервавшегося промысла», я сравнила его с человеком, которого погрузили в анабиоз лет на сто, а потом разбудили. Сначала ему было бы очень трудно в современном мире, но через некоторое время он постепенно научился бы пользоваться всеми техническими новинками. Вот и наши персонажи уже начали осваивать велосипед и узнали, что такое магнитик на холодильник.
Глядишь, лет через 10-20 и с модой освоятся, и за компьютер присядут, ведь тульская городская игрушка исторически была, хоть и несколько рафинированным, но отражением реальности.
Конечно, к экспериментам с развитием промысла следует подходить очень осторожно, и не столько с фантазией, сколько с изучением его истории. Так новые сюжеты для тульской городской игрушки дали летние археологические раскопки гончарной слободы в Заречье.
И совсем недавно в коллекции музея «Филимоновская игрушка» появилась «Наездница» от Ирины Бежиной. Уверена, что это младшая сестричка моей куколки.
Большое количество публики 17 ноября 2013 года собрал вернисаж тульской городской игрушки в салоне «Все художества».
Ирина Бежина и Ольга Андреева не только рассказали о промысле, но и провели мастер-класс по созданию наших глиняных землячек.
Гость вернисажа - заслуженный художник России, член живописной комиссии Союза художников России, Журов Евгений Павлович считает, что в Туле наиболее перспективно для развития именно промыслово-народное направление художественного мастерства.
P.S.
Более профессионально о тульских городских игрушках здесь