Самые интересные аппликации. Занимаемся с ребенком 2 лет.
Занимаемся с ребенкомМоя дочь в два года увлеклась аппликацией. Поначалу мы использовали готовые наклейки, но через пару месяцев ребенок начал проявлять интерес к ножницам, и я решила, что есть смысл заняться и вырезанием. Не откладывая дело «в долгий ящик», я накупила пособий попроще и - «понеслось»… Этот текст - своеобразный отчет о наших занятиях, о задействованных пособиях, а так же ножницах и клее (об этом - в самом конце).
А начну с пособия «Мои первые аппликации» от издательства «Стрекоза» (
Оно понравилось мне простотой: резать нужно только по прямым линиям, а в итоге получаются интересные картинки. Если ребенок не умеет работать с ножницами, то за инструмент могут взяться родители, а малыш тогда будет только клеить. Однако я решила, что дочь в два года и три месяца уже способна самостоятельно резать бумагу - и, действительно, она с большим удовольствием и интересом это делала и делает.
В серии вышли 4 тетради, в каждой 8 аппликаций, на обороте которых есть небольшой тематический стишок. Это неудобно. Было бы лучше, если бы стих и рисунок находились на одном развороте.
Подобные пособия можно найти у других производителей. Как пример, «Аппликация. Книжка-мастерилка» от издательства «Проф-пресс» (
При том же количестве страниц, что и в книжках от «Стрекозы», в пособиях «Проф-пресса» на одну аппликацию больше - их здесь 9 за счет использования форзацев, а так же из-за того, что две последние аппликации состоят из меньшего числа элементов. В «плюс» пособию пойдет и то, что стихотворение и рисунок расположены вместе, на одном развороте. А вот качество не очень хорошее - печать могла бы быть ярче и контрастней. Впрочем, это уже придирки, учитывая цену этих книжечек. Их, кстати, в серии не так много - всего четыре: «Для мальчиков», «Для девочек», «Веселые зверята», «В цирке».
Еще одна серия - «Аппликации для самых маленьких" от издательства «Феникс-Премьер»" (
Эта серия неприятно удивила количеством аппликаций - их оказалось всего две на книжку. Надо было внимательней смотреть перед покупкой. Да, цена этого пособия в два раза ниже, чем цены указанных выше книжек, но рисунков-то тут меньше в 4 раза!
На страницах этих книжек есть небольшие вопросы, которые, как бы, расширяют функционал пособий. Но мне они не понравились. Судите сами: «какого цвета ошейник у щенка на картинке?» - спрашивают авторы. Ну, я - взрослый человек - ответила бы, что, наверное, бирюзовый или «цвета морской волны». А что должен сказать ребенок, которому, возможно, не исполнилось и двух лет, ведь на пособии указано, что заниматься с ним могут дети с одного года (возраст «1+»).
И еще несколько недоумённых вопросов к авторам:
1. Какая разница, какого цвета ведерко, если пчелы в принципе не носят мёд? Мёд производится в улье, а пчелы собирают пыльцу и нектар.
2. Почему ребёнок должен показать «букашек», а не насекомых? Что это вообще такое - «букашки»? Я думаю, это нечто ползающее, какие-то жучки, но на картинке мы видим только одну божью коровку и три пчелы. Пчёлы тоже - «букашки»?
Так же обратите внимание: на обороте листа очень яркий фон. Когда вырезаем и клеим элементы аппликации, он отвлекает малыша и мешает занятию. Как дополнительный «плюс» хочу отметить разнообразие тематик: цветочки, ягодки, те самые «букашки» - зная интересы ребёнка, можно подобрать близкую ему тему.
Теперь перейду к аппликациям посложней. С их вырезанием дочка пока не справляется, так что ножницами работаю я, а малышка мажет бумажные кусочки клеем и наклеивает их. В одних пособиях нужно дополнить существующий рисунок, в других для работы надо использовать чистый лист бумаги. Оба подхода мне нравятся, и я их чередую.
В
В каждой книжке этой серии - 4 аппликации, состоящие из 4-5 кусочков. Прежде чем их на что-то наклеить (а фоновых изображений в этих книжках нет), ребенку приходится сначала сложить пазл из элементов, чтобы понять, какой будет результат. Наклеивать получившуюся мозаику можно на листы бумаги или картона, но мы пользуемся тетрадью, которую берём в машину, если нужно занять ребенка в дороге (о нашей папке канцтоваров "в дорогу" я рассказывала).
Интересными показались аппликации из геометрических фигур, вышедшие в серии «Совместное творчество» (
В комплект входят две основы для аппликации, элементы для приклеивания и небольшие «подушечки» с клейким слоем на обеих сторонах (на фото они в центре, мы ими не пользовались). В набор так же добавлен лист-раскраска.
Хорошее впечатление осталось от серии «Аппликация. Занятия дома и в детском саду» (
А «на сладкое» я оставила два основательных и объемных пособия по аппликации: «Я могу вырезать и клеить» от издательства «Я могу» и «Вырезаем и клеим» от издательства «Манн, Иванов и Фербер».
Сначала о книжках «Я могу».
Я уже делала подробное описание этих пособий для детей 3-4 лет: https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/3173653
Давайте теперь взглянем на пособие "Я могу вырезать и клеить" для 2-3-леток (
В этой книге 63 задания. Из них около 30 заданий с наклейками, а остальные требуют использования ножниц и клея. Задачи в пособии чередуются, их сложность постепенно возрастает. Но так как мой обзор посвящен аппликациям, то про задания с наклейками здесь писать я не буду.
Первые задания на вырезание потребуют от малыша умения резать по прямым линиям - таких задач в книге насчиталось 19. Потом идут несколько заданий, где нужно делать кривой рез - режем дуги, спирали, овалы… Далее - опять прямые, но теперь вырезаем многоугольники, а значит, учимся работать с углами и ломаными линиями.
Задания, на мой взгляд, оптимальны для детей 2-3 лет. Сложность задач будет им вполне по силам, если, конечно, Вы не станете добиваться от ребенка «красоты» - ровного реза, без огрехов. Всё-таки, малыш еще учится, и пусть у него получается криво, где-то он отрезал лишнее, где-то, напротив, недорезал - зато он всё сделал САМ, самостоятельно.
Наклейки в пособии (всё же скажу о них) замечательного качества; расположены они в самом конце на отдельных страницах.
А вот элементы для вырезания расположены на тех же листах, что и задания - и это оказалось удобно. Понравилось и крепление листов тетради - на пружине. Не припомню, чтобы другие производители толстых пособий для занятий с детьми использовали пружинное крепление страниц. А это удобно!
Особенное внимание хочу обратить на первые задания в пособии «Я могу»: малышу предлагается разрезать длинную полоску на кусочки (на верхнем фото нужно "спрятать" зайчиков, на нижнем - "потушить" пожар). Замечательная идея! Именно так я учила дочь работать с ножницами - выдавала ей длинную полоску цветной бумаги (размером примерно 1х20 см.), ножницы и предлагала отрезать маленькие кусочки, складывая их в миску. Ребёнок мог заниматься этим достаточно долгое время, чтобы я успевала приделать кое-какие дела по дому.
Теперь расскажу о пособии "Вырезаем и клеим" от издательства "Манн, Иванов и Фербер" (
В конце книги есть лист с изображением главных героев. Он заламинирован, поэтому его можно использовать как многоразовую раскраску - раскрашивать и смывать, и снова раскрашивать.
Элементы для вырезания расположены непосредственно в книге, примерно на каждой 4-5 странице - это тоже достаточно удобно в работе. Всего в пособии 80 страниц. Бумага хорошая, в меру плотная, матовая - мне понравилась. К ней очень хорошо приклеиваются кусочки аппликации.
Буквально несколько слов о том, как проходят наши занятия. Они случаются довольно стихийно. Я не строю каких-то планов, не делаю расписаний. Если возникает желание порезать и поклеить (а дочь уже может объяснить, чего она хочет) - просто садимся и режем/клеим, пока есть настроение. Обычно за раз дочь делает 3-7 картинок. Пособия мы чередуем - это позволяет поддерживать интерес ребёнка, и я обычно позволяю ей самой выбрать, с какой тетрадью она будет заниматься.
И, как обещала, расскажу о клее и ножницах, которыми мы пользуемся.
Клеевые кисти и жидкий клей мы не используем. Можно попробовать
Поэтому теперь мы пользуемся обычными клей-карандашами в маленьких тюбиках (8 гр.), которые удобней держать ребенку, чем большие. К тому же, маленькие тюбики не так жалко выбрасывать, когда они высыхают из-за неправильного обращения (старшие дети часто забывают их закрывать).
Пример
Ножницы, так же, мы перепробовали разные. Начинали с модели «
Хороший вариант детских ножниц - с усилителем-пружинкой, которая помогает раскрывать лезвия. Ребенок только делает рез, а раскрываются ножницы сами. Одни из популярных моделей это:
Эти модели отличаются принципом работы. Сказать, какие удобней, не могу, так как мы такими ножницами долго не работали. Я решила, что у дочери не плохо получается справляться с обычными ножницами, тогда зачем нам промежуточный вариант?. Так что сейчас мы пользуемся самыми обычными ножницами от «
На этом пока всё. Надеюсь, обзор будет Вам полезен.