"Только с дочерью"
Году этак в 2002-м на книжном развальчике в Балаково я рублей за 15 купила книгу Бетти Махмуди "Только с дочерью" .
Это основанная на реальных событиях история американки Бетти, вышедшей замуж за иранца, врача-анестезиолога Махмуди. И Бетти и Махмуди были уже не юными - им обоим было хорошо так за 30, у Бетти к тому же брак с Махмуди был вторым. То есть назвать ее юной безмозглой свистушкой язык не поворачивается. В браке с Махмуди у Бетти повяляется дочка Махтаб, и живут они большой счастливой дружной американской семьей. Изредка Бетти терпит (именно что терпит) визиты странных родственничков Махмуди из Ирана - но что тут поделать, гостеприимство дело святое. Махмуди тем временем настойчиво уговаривает жену съездить в Иран, познакомиться с его родней, погостить пару неделек. Бетти сопротивляется: это 80е годы, Иран воюет с Ираком, в стране небезопасно. К тому же в военном конфликте Ирана и Ирака США выступает на стороне Ирака, так что отношение к американцам в Иране однозначно неприязненное. После долгих уговоров и клятвы мужа на Коране, что поездка всего на пару недель, Бетти соглашается и они втроем, с шестилетней Махтаб летят в Иран. В Тегеране зримая нищета, бедность, идёт война. Полно полицейских патрулей, которые следят за общественным порядком, но прежде всего являются полицией нравов и контролируют правила соблюдения женского дресс-кода - за прядь волос, торчащую из-под чадры могут арестовать. Бетти терпит неприязнь родственников мужа, одевается в чадру - ведь это всего на две недели. Скоро домой. Однако по истечении оговоренного срока муж заявляет Бетти, что они остаются жить в Иране. У женнщины отбирают документы, деньги, за ней постоянно следят родственники мужа. Махмуди на глазах из цивилизованного человека и любящего мужа превращается в озверелого психопата - избиения за малейший проступок для Бетти становятся привычным делом. Ей не разрешается ни выходить в город одной, ни звонить по телефону. Когда Бетти по счастливой случайности попадает в посольство, она узнает там, что, согласно местным законам, они обе — гражданки Ирана. Выхода нет, они должны остаться здесь навсегда. Альтернатива — Бетти уезжает в Америку одна. Дочь не может покинуть эту страну без разрешения отца. Пару раз Бетти предлагают помочь с побегом - но только ей. Без дочери. И когда по истечении года у Бетти возникает возможность бежать вместе с Махтаб, она цепляется за этот призрачный шанс, хотя этот маршрут - самый опасный, ведь попытка перейти границу с Пакистаном может стоить и ей, и Махтаб жизни.
Книжка мне понравилась. Очень. Во-первых, мне в принципе нравятся книги про мусульманскую культуру, страны, обычаи, etc и особенно, что называется, про "угнетаемых женщин Востока". "Паранджа страха", "Сожженая заживо", "Жизнь под чадрой", "Улица райских дев", "Тысяча сияющих солнц" - всё было читано, и не на один раз. Елки, да я даже сериал "Клон" смотрела только потому, что там часть истории происходила на Востоке! Почему меня так сильно цепляет эта тематика - не знаю. Когда-то прочла, что больше всего человеку нравится читать про самого себя, так что самыми любимыми книгами становятся те, в которых человек читает о своей жизни и о героях, похожих на него самого. Получается, по этой логике я сама являюсь самой что ни на есть угнетенной женщиной Востока, передвигающейся только в чадре.
Так что узнав, что по книге Бетти Махмуди в 1991 году вышел фильм , я срочно его скачала и с предвкушением села смотреть.
И... И мне не понравилось. Совсем . Несмотря на то, что Махмуди (Муди по фильму) играет не самый плохой актер Альфред Молина, а Бетти - Сэлли Филд. Несмотря на то, что бытоописание - все вот эти бытовые мелочи: что едят, как едят, как одеваются, как ходят и т.д., всё то, про что мне безумно нравится читать, было передано как можно ближе к тексту. Может, виноват в этом ужаснейший перевод - голосом гнусавой депрессивной девушки. Может, я слишком многого ждала от фильма. А может быть потому что в фильме, несмотря на всю воссозданную бытовуху Ирана 84го года, не удалось отразить всю безысходность положения Бетти, её силу, ее несгибаемый дух, ее смелость и ее фантастическое везение. В книге (и намного меньше - в фильме) есть история Эллен - товарки Бетти по несчастью. Только она уже никуда не хочет, она смирилась.
Разница между Бетти-в-книге и Бетти-в-фильме похожа очень на разницу между книжным и киношным Фродо. По Толкиену Фродо мужественный человек хоббит, принимающий тяжелые решения, действительно идущий по своей воле уничтожать Кольцо. А по фильму не Фродо идет уничтожать Кольцо, а Братство его тащит, в минуту опасности защищая этого вечно плачушего хоббита-эмо. Так и здесь. В книге Бетти не смиряется ни на минуту, ни на секунду, она отчаянно ищет любые способы вырваться из Ирана вместе с маленькой дочкой. Киношная же Бетти уделяет поискам выхода из безвыходной ситуации лишь в перерывах между депресссиями.
Тем не менее, не пожалела, что посмотрела фильм. Однако это действительно тот случай, когда с чистым сердцем говоришь; "А книга - лучше".
Обложки книги и постер к фильму:

