Как развлечь ребёнка дома?
В новогодние праздники не всегда хочется выходить из тёплого, уютного, полного еды, а может и гостей дома. Взрослым есть чем заняться, а вот детям часто становится скучно без бурных пробежек-прогулок и новых впечатлений. Как же развлечь их в четырёх стенах?
У нас есть несколько вариантов: полезные, весёлые и даже развивающие. Выбирайте, что Вам и малышу ближе и вперёд!


Поиграем.
1. Вопрос-ответ.
Эта игра для детей, которые умеют читать. Приготовьте заранее полоски бумаги с написанными на них вопросами и ответами. Каждый ребенок тянет бумажку с вопросом, зачитывает его в слух, а потом и бумажку с ответом. Получается забавно!
Вот примерный список вопросов:
Ты списываешь в школе?
Ты помогаешь маме делать уборку?
Ты смотришь Дом-2?
У тебя под кроватью стоит ночной горшочек?
Ты поешь в душе?
Ты ешь по утрам манную кашку?
Ты обижаешь мальчиков в школе?
Ты спишь с плюшевым мишкой?
Ты объедаешься мороженым в одиночестве?
Ты пишешь неприличные слова на стенах?
Примерный список ответов на вопросы:
Да, обожаю это занятие!
Это мой секрет!
Делаю это только в крайнем случае!
Никогда в жизни!
Стыдно признаться, но да!
Имею к этому склонность с рождения!
Что за неприличный вопрос!
Только когда никто не видит!
Каждый день три раза в день!
Бывает под настроение!
2. Сказка про ковбоя.
Похожую игру мы уже описывали. Тогда она имела новогоднюю тематику. Но текст можно и разнообразить.
Попросите ребят назвать 17 прилагательных, и впишите их на место многоточия в тексте, а после прочитайте сказку, которая у вас совместными усилиями получилась!
Жил-был на свете … ковбой, у него было … ранчо и … лошади.
Вот в один … день ковбой поехал куда глаза глядят и увидел … гору, в этой горе была … пещера, ковбой вошел в нее, долго шел и увидел три сундука.
Первый сундук был …, второй …, а третий …. Открыл он первый сундук, в нем был простой песок. Открыл он второй сундук, а в нем были обычные камни, открыл он третий сундук, а в нем были золотые монеты!
Обрадовался ковбой, взял сундук с монетами и пошел назад, но в пещере стало темно и ковбой не знал, как ему выбраться, тогда он зажег… факел и увидел много подземных дорог, одна дорога была самая …, по ней ковбой и пошел.
Вокруг было темно и сыро, но храбрый ковбой не испугался, а быстро шел вперед и скоро увидел выход.
На то золото, которое ковбой нашел в пещере, он построил себе … дом, купил много … лошадей, … коров и … быков, а еще женился на самой … девушке в своем городе и они сыграли … свадьбу, стали жить-поживать, да добра наживать!
Вот и сказочке конец!
3. Волшебный мешочек.
Вам потребуются маленькие призы, в количестве на 1-2 штуки большем, нежели количество гостей и непрозрачный мешок или пакет. Каждый ребенок по очереди запускает руку в мешок и на ощупь выбирает себе подарок.
4. Фанты.
Каждый из гостей отдает ведущему по одной какой-нибудь своей вещи, ведущий складывает все вещи в непрозрачный мешок, перемешивает, а потом достает из мешка по одной вещи и спрашивает у «Фантика», который выбирается из ребят и у которого завязаны глаза, «Что должен сделать этот фант». «Фантик» говорит какое-нибудь задание, например «Пусть этот фант встанет не стул и прокукарекает три раза!» и т.д. Тот ребенок, чью вещь в этот момент достал ведущий, должен выполнить задание.
5. Игра «Найди конфеты».
Вы заранее прячете где-нибудь в квартире пакет со сладостями и заняв детей просмотром мультфильмов, раскладываете и расклеиваете по квартире заметные бумажки с подсказками, а потом объявляете ребятам, что им предстоит найти клад, следуя подсказкам, и первая подсказка находится там, где они оставили свою обувь (в прихожей, может даже у кого-нибудь в сапожке!).
На той бумажке, которую дети найдут в прихожей будет следующая подсказка, например «Помойте руки!», дети догадаются, что надо идти в ванную, там вы можете приклеить на зеркало следующую бумажку, на ней может быть написано, например, «Посмотрите в окошко на кухне!», это значит, что следующая подсказка ждет ребят на окне в кухне, например «Два брюшка, четыре ушка!», что означает то, что искать надо под подушкой… и т.д. подсказки вы придумаете сами исходя из возраста ребят и размеров вашей квартиры. Подсказки должны привести ребят к «кладу».
6. Перейдём болото.
Для этой игры понадобятся кружочки-кочки двух цветов. Их можно приготовить из старых обоев или цветного картона. Разбросать их по комнате. Задача ребёнка- наступая только на зелёные кочки и, ни в коем случае, на красные, добраться до определённой комнаты в вашем доме или, скажем, до определённой полки, где спрятан клад. А клад- это монетки разной стоимости, цифры на которых он должен обязательно назвать. Только при выполнении задания он может этот самый клад получить и сложить в копилку, оставив до хорошей погоды. Это научит терпению и бережливости.
Развиваемся играя.
7. Игра на внимание.
Мама показывает различные картинки, если это животное, ребёнок должен подпрыгнуть, если это птичка- хлопнуть в ладоши. Вариантов действий и картинок тут может быть сколько угодно, в зависимости от того, каким материалом располагает мама. А мама обязана располагать большим количеством различного материала, с детьми может что угодно пригодиться: и вырезки из старых газет и журналов, и нарисованные самостоятельно и ребёнком. Не всегда нужно надеяться только на то развитие, которое дают в детских учреждениях, ведь там детей целая группа, а у вас он один, и вы, как никто другой, знаете его возможности.
8. Ветерок.
Это занятие на развитие дыхания. Снять с подоконника комнатный цветок, лучше, если он будет с толстыми листьями, например, денежное дерево, и пусть попробует изобразить ветер, так, чтобы листья зашевелились. Не забудьте после игры назвать цветок и полить его.
Если ёлочка в вашем доме хорошо укреплена, а игрушки надёжно держаться на её ветках - дуйте на ёлку.
9. Необычная аппликация.
Использовать будем не бумагу, а цветную изоленту. Вырезаем простые фигурки, ребёнок должен их приклеивать на основу. Можно сделать картинку на картоне, а можно рамочку для фотографии. После выполнения работу желательно разместить в детской.
Такие простые игры и занятия направлены на всестороннее развитие маленького человечка, ребёнок учится соблюдать правила, даёт возможность творчески реализовываться. Та лишняя энергия, которая присуща детям, направлена в нужное русло. Грамотная и заботливая мама всегда имеет в запасе несколько игр, стишков, подручного материала. Тогда и только тогда она способна почувствовать всю прелесть материнства в полном объёме.
10. Радость созидания.
Если снабдить малыша красками, клеем, бумагой и детскими ножницами, даже если ему еще нет 3 лет. Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка взрослую рубашку в качестве рабочего халата. Пользуйтесь водорастворимым клеем, не содержащим химических растворителей.
*Чеканим монеты. Положите монетку под листок бумаги и заштриховывайте ее карандашом, пока не появится изображение монетки. Аккуратно вырежьте изображение. (с 3 лет)
*Изготавливаем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины, картофельные брусочки. Налейте в блюдце немного краски, смочите печатку и затем прижмите ее к бумаге или поверхности коробки. Рисунок печатки родители могут вырезать ножом на картофелине или пробке (с 2,6 лет)
*Делаем коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки и наклеиваем их на бумагу или картон (с 2,6 лет). Малыши постарше могут картинки вырезать самостоятельно (с трех лет)
*Создаем ландшафты. Можно, например, взять вату, кусочки белой кальки, клейкой ленты для блесток, пенопласта, маленькие веточки и камушки в качестве деревьев и скал и создать зимний ландшафт. Для подложки используйте твердый картон. Можно также изобразить страну динозавров, дремучий лес, летнюю лужайку (с трех с половиной лет)
*Изготавливаем витражи. Вместе с ребенком разрисуйте в детской оконные стекла легко смывающимися красками (с трех с половиной лет)
*Пишем письма. Письмо бабушке с дедушкой, лучшей подруге или другу просто рисуется и заклеивается (с четырех лет)
*Строим город. Это игра с продолжением. Возьмите старую однотонную скатерть или простыню, разложите на полу, прикрепите углы к полу с помощью клейкой ленты или придавите их каким-нибудь грузом. Толстым фломастером нанесите главные магистрали. Пусть ребенок дорисует остальное, позже он сможет расположить на этом полотне фигурки и машины и играть с ними. (с четырех лет)
*Вышиваем на картоне. Картонные карточки можно купить готовые, но можно сделать и самим. На кусочках картона предварительно шилом нанесите дырчатый рисунок. Затем дайте карточки ребенку: пусть он толстой штопальной иглой с пестрой шерстяной ниткой или шнурком "вышьет" обозначенный дырочками рисунок. (с трех лет)
*Готовим сюрпризы. Можно превратить всякие мелочи в большие подарки для друзей или родителей. Например, пусть малыш сам завернет леденец в фольгу, сверху прикрепит свой рисунок, все это обернет газетной бумагой, положит сверху воздушный шарик и т.д. И в завершение можно завернуть все в красивую оберточную бумагу (с трех с половиной лет).
11. Игры с водой.
Это приятное занятие чревато тем, что вокруг все будет мокро. Поэтому лучше всего перенести игры в ванную комнату. Если после игры вы собираетесь ребенка купать, советуем разрешить ему поиграть в нагретом помещении голышом.
*Стираем кукольную одежду. Можно устроить купание кукол. Для этого поставьте на пол пластиковый тазик с чуть теплой водичкой, добавив немного шампуня (с двух с половиной лет).
*Пускаем кораблики. Сложенные родителями из бумаги лодочки или маленькие игрушечные пластмассовые кораблики пускаем в плавание в пластиковом тазике, стоящем на полу (с двух с половиной лет).
12. Театральные забавы.
У детей фантазии хоть отбавляй. Их хлебом не корми, дай только что-нибудь представить или переодеться.
*Гримируемся. В продаже есть вдоволь всяких разноцветных красок на жировой основе, в крайнем случае сойдут остатки губной помады, теней, крема "Нивея". На ребенка необходимо надеть старенькую футболку, и не теряйте его из вида, чтобы он не смог случайно запачкать обои или мягкую мебель (с трех лет).
*Наряжаемся. Достаньте для детских нарядов из недр гардероба несколько старых платьев, шалей, шляп, перчаток и кофт (с четырех лет).
*Разыгрываем представления. Предложите детям придумать танец, гимнастический или цирковой номер и показать его публике (родителям). Можно сделать фотографии на память (с трех с половиной лет).
*Выступаем по "радио". Здесь необходима помощь взрослых. Они записывают на магнитофон все, что взбредет в голову детям, - песню или рассказ. Кассету с записью "радиопередачи" можно послать друзьям или дедушке с бабушкой (с четырех лет).
Сделаем что-нибудь полезное.
13. Интересные находки.
И двухлетние малыши, и первоклашки очень любят разные коробочки, шкатулки и ящички, набитые всякой всячиной, в которых порыться - одно удовольствие. Случай, фантазия, пристрастия и возраст ребенка помогут сделать из этого немудреного з нятия нечто увлекательное ( только не оставляйте без присмотра детей младше 3 лет, чтобы они случайно не проглотили какой-нибудь мелкий предмет).
*Сортируем безделушки. Достаем из коробки пуговицы, орешки, катушки из-под ниток и сортируем. То же относится и к каштанам, морским камушкам и ракушкам, привезенным из отпуска или принесенным с последней прогулки. Советуем заранее запастись пустыми коробочками и баночками (с 2 лет).
*Считаем деньги. Вытряхиваем мелочь из кошелька и учимся ее считать. Можно изучить содержимое маминой сумки (предварительно удалив из нее все мало-мальски опасное: таблетки и т.д.) ( от 2,6 лет).
*Приводим в порядок фотографии и картинки. Семейные фотографии и снимки, сделанные в отпуске, внимательно рассматриваем и раскладываем по порядку (детям можно давать вторые экземпляры, которые не жалко испортить). То же можно сделать с изображением зверей, игрушек и детей из каталогов и иллюстрированных журналов.
14. Помощь по дому.
Малышам доставляет огромное удовольствие помогать маме в ее домашних делах. Это, конечно, замедляет работу, зато ребенок при деле.
*Загружаем стиральную машину. Пусть малыш подает маме приготовленное для стирки белье или даже сам загрузит его в машину - с этим справиться даже полуторогодовалый малыш.
*Наводим чистоту. Влажной тряпочкой или губкой протираем неполированные двери, дверцы шкафов или полы. Можно также заняться протиркой игрушечных машинок, кукольных домиков, корабликов (с 3 лет). Дети по-младше могут смахивать пыль мягкой счеточкой.
*Печём пироги. Замесим теста немного больше, чем требуется. Небольшую порцию отложим в специальную пластиковую миску. Выделим ребенку немного какао, тертых орехов, кокосовой стружки и дадим ему ложку. Детские пирожки выпечем отдельно (с 3 лет).
*Печём печенье. Ребёнку по силам: смазывать кисточкой с маслом противень, накладывать в миску муку из бочка, размешивать ложкой, снова накладывать муку, раскатывать скалкой небольшие кружочки, квадратики (здесь можно и геометрические фигуры изучать), ставить на кружочки глазки вилкой или спичкой, перекладывать печенье на противень. А если ещё добавить пищевые красители, например, сок свеклы, моркови, можно изучать цвета и сделать ещё оригинальнее выпечку. Попутно, неплохо было бы слепить колобка или другого персонажа, вспомнить сказку: «Кого следующего встретил колобок?» Здесь и речь, и мелкая моторика развивается. Можно слепить снеговика из трёх шариков, а вместо ручек воткнуть ему зубочистки.
Приготовленное ребёнком печенье покажется ему гораздо вкуснее, тем более что мама похвалит. Он будет чувствовать, что мама в нем нуждается, что он большой помощник и участвует в делах семьи. А пока печенье печётся, можно вместе почистить картошку для основного блюда, вымыть посуду.