Сериал "Мечты о Новом мире". 2 серия "Рекорды"
ГерманияПервая серия "Отправление" -
Вторая серия "Рекорды" посвящена техническим достижениям, которые позволили сделать эмиграцию еще более массовой.
В середине 19 в. эмиграция в Америку стала массовым явлением. Традиционные парусные суда, которые имели малую грузоподъемность и обладали относительно небольшой скоростью, не могли справиться с нарастающим потоком людей. Одним из многих изобретений того времени стал паровой двигатель. Пропеллер стал современной альтернативой старым лопастным колесам первых пароходов. Суда стали строить более крупные и быстрые.
В этой серии рассказывается про австро-чешского лесного чиновника и изобретателя Йозефа Ресселя (Josef Ressel). Он работал на австрийской государственной службе лесником, в задачу которого входило обеспечение поставки качественной древесины для нужд военно-морского флота империи. В 1812 г. он придумал проект судна, которое могло бы двигаться с помощью Архимедова винта. В 1821 г. его перевели в Триест - крупнейший порт Австрийской империи. Там он провел успешные испытания своего гребного винта.
В 1827 году Рессель получил патент на изобретение деревянного гребного винта.
В 1826 и 1829 годах Ресселю удалось построить пароход с деревянным гребным винтом собственной конструкции и паровой машиной в шесть лошадиных сил. Произведённый опыт окончился, благодаря случайности, неудачей: пароходный котёл в ходе испытаний взорвался, и дальнейшие опыты были запрещены полицией. Взрыв не был вызван испытаниями винта, как многие считали в то время. Тогда Рессель в 1829 продал своё изобретение во Францию.
Все позднейшие конструкции винтовых судов французских и английских инженеров основываются на изобретении Ресселя.
Изображение изобретателя и первого винтового парохода «Чивета» в 1966 г. было помещено на 500-шиллинговую банкноту Австрии.
Писатель Жюль Верн во всем мире считался отцом научной фантастики и пионером технического прогресса. Его книги вдохновляли ученых-изобретателей и путешественников-первооткрывателей, а в появившихся технических новинках кораблей и подводных лодок читатели усматривали изобретения Жюля. Обычно Жюль Верн вставал в 5 утра и писал до 10 утра. Не все его произведения оказались поняты современниками. Например, увлеченный идеей воздухоплавания, он написал книгу о путешествии на воздушном шаре. Все издательства отказались ее публиковать. Тогда он в отчаянии кинул книгу в огонь. Ее вовремя успела спасти жена. Она же предложила переписать роман, сделать вторую попытку. Жюль переписал книгу "Пять недель на воздушном шаре" всего за две недели и тогда ее приняли к публикации. Эта книга послужила вдохновением для его друга отправиться в путешествие на воздушном шаре. Правда, на третьей попытке шар упал где-то в Германии, никто не пострадал.
Он писал о путешествии на Северный полюс, о полетах на Луну, о подводных лодках, о кругосветных путешествиях. При этом многие книги Жюля не переводились на английский язык. Например, после 2005 г., когда отмечали 100-летие со дня смерти Жюль Верна, на английском языке было впервые опубликовано более 50 его произведений.
Мечта о техническом прогрессе, который описывал в своих романах Жюль Верн, всё больше становилась реальностью. Поль был младшим братом Жюль Верна. В школе он был более способный, но здоровье у него было более слабое. У него была мечта - стать капитаном. Родители согласились, но в морском училище его не приняли из-за плохого здоровья. Тогда он нанялся в качестве рулевого на торговое судно и в 18 лет совершил свое первое плавание. В следующем году последовало второе плавание. Потом стало ясно, что необходимо получить морское образование. Тогда он решил действовать по другому плану - сделать карьеру военного. В 21 год он сдал экзамен на моряка, а затем несколько раз плавал за границу. 4 года спустя он успешно сдал экзамен на капитана торгового судна.
Еще 3 года спустя он попросил увольнения с военно-морской службы, поскольку собирался жениться. Однако свадьба не состоялась и Поль, у которого не было никаких шансов вернуться к морскому делу, стал биржевым маклером в Нанте.
Год спустя он женился на другой девушке - Берте Меслье де Монтаран. Снова вернулась юношеская тоска о море. Летом 1864 и 1865 гг. они со старшим братом отправились в летнее путешествие вдоль берегов Франции. В 1867 г. он сопровождал своего брата во время поездки на Восток, а потом они на самом большом пароходе того времени отправились вместе в Америку. В 1872 г. у него появился свой корабль "Сен-Мишель" и они с братом ежегодно отправлялись на нем в плавание, иногда на пол-года. В 1897 г. Поль перенес сердечный приступ, от которого скончался. Ему было 68 лет.
Ирландский капитан Ричард Робертс (Richard Roberts) рассказал о том, как на своем корабле "Сириус" в 1838 г. установил первый рекорд скорости: на дорогу между Европой и Америкой ему понадобилось 18 дней и 4 часа.
«Сириус» стал первым обладателем приза «Голубая лента», который вручался суднам, быстрее всего пересекшим Атлантику.
На самом деле победа была чистой случайностью. Всё началось с того, что в 1835 г. честолюбивый американец поклялся построить быстроходный корабль, который будет регулярно перевозить людей из Лондона в Нью-Йорк. Он вложил деньги в строительство огромного судна водоизмещением 2000 тонн. Но в последний момент выяснилось, что компания, которая должна была поставить корабельный двигатель, обанкротилась. Отправление межатлантического корабля откладывалось на неопределенный срок.
Тут выяснилось, что у американца появился конкурент - строительством подобного парового судна занимался английский инженер. Новый корабль он обещал отправить в рейс весной 1838 г. Тогда американец спешно нанял 703-тонный товарный пароход, который обычно курсировал между Англией и Ирландией.
"Сириус" был первым пароходом, который пересек Атлантику без парусов, полностью на угле и паровом двигателе. На борту было 32 человека команды и 40 пассажиров (по другим данным 98). Пассажиры размещались в трех классах, со стоимостью проезда от 8 до 35 гиней. Запаса угля в 450 тонн для рейса не хватило и пришлось сжечь запасные снасти, спилить и пустить в котлы мачты, деревянный настил мостиков, поручни и мебель. Команда роптала, но капитан с пистолетом в руках остановил мятеж. Конечно, можно было поднять паруса и дойти на ветре, но Робертс хотел доказать, что можно пересечь Атлантику с помощью паровой машины. Перед отправлением на "Сириус" нагрузили слишком много угля (почти 2/3 от массы самого корабля), ось колеса почти касалась воды, на берегу говорили, что от малейшего ветра судно может перевернуться. Средняя скорость на переходе - 8,5 узла. Расход топлива - 1 тонна в час.
Авантюра удалась - спешно зафрахтованное судно американца, построенное не для переходов Атлантики, первым пришло в порт Нью-Йорка. Жители города ликовали всю ночь, жгли костры на берегу, били в сковородки и в суматохе даже не заметили прибытия парохода "Грейт Вестерн". Да, "Сириус" пришел из Европы в Америку первым, но "Грейт Вестерн", вышедший на 3 дня позднее, преодолел этот путь быстрее - всего за 15 дней и 4 с половиной часа.
Пароходное судно, идущее на механических лопастях или винтах, больше не зависело от капризов ветра. Больше не было необходимости простаивать в штиль посреди Атлантики. Это обещало регулярные и быстрые перевозки пассажиров из Старого Света в Новый.
Американец не отказался от своей мечты и в 1839 г. построил-таки грандиозный трансатлантический корабль "Королева Виктория". Капитаном на борту был всё тот же Ричард Робертс. Его называли "Колумб эпохи пара", ведь он был первым британцем, приплывшем в Америку на паровом судне.
Два года спустя, в марте 1841 г., Робертс, управляя другим трансатлантическим кораблем, возвращаясь из Нью-Йорка, попал в шторм у берегов Массачусетса. На борту было 135 членов команды и пассажиров, никого из них найти не удалось. Так распорядилась судьба, что пионер пассажирского сообщения между Европой и Америкой, капитан Робертс, открыл список пароходных катастроф на трансатлантическом маршруте.
Корабли становились всё больше и быстрее. Конечно, увеличивался и риск кораблекрушений. В 1898 г. француженка Виктория Лакасс (Victoire Lacasse), путешествующая из Нью-Йорка в Европу, стала единственной женщиной, выжившей в кораблекрушении.
Она была пассажиркой на французском лайнере "Ла Бургонь", затонувшем в 1898 г. Масштаб его катастрофы позже перекрыл только "Титаник". В июле, в густом тумане, "Ла Бургонь" столкнулся с другим кораблем.
"Ла Бургонь" было огромным судном своего времени - водоизмещение 7 395 тонн, длина корпуса - 150 м, корпус из железа, внутри разделен водонепроницаемыми перегородками на 10 отсеков. Паровая машина и гребной винт позволяли развивать скорость до 17 узлов. На судне были помещения для 1055 пассажиров. На борту среди прочего современного технического оснащения было электрическое освещение. Когда в 1886 г. пароход вышел на линию Гавр-Нью-Йорк, он преодолевал этот путь менее чем за 7 дней.
Один за другим были созданы четыре трансатлантический лайнера, каждый из которых был назван в честь региона Франции. Интерьеры были спроектированы лучшими дизайнерами Парижа.
2 июля 1898 года «Ла Бургонь» вышел из Нью-Йорка. На борту было 508 пассажиров и 222 члена экипажа. Командиром был 44-летний капитан, который за свой опыт и надежность получил прозвище "морской волк". В ночь с 3 на 4 июля судно попало в такой густой туман, что сместилось на 160 миль севернее трассы, предназначенной для судов, следующих из Америки в Европу и оказалось в коридоре, рекомендованном для парусных судов, следующих в западном направлении. 4 июля, около 5 часов утра, недалеко от острова Сейбл лайнер в густом тумане столкнулся с английским сухогрузом «Кромартишир» (Cromartyshire), направлявшимся в Филадельфию. Удар был скользящим, правый борт «Ла Бургони» получил серьёзные повреждения ниже и выше ватерлинии, машинное отделение серьезно разрушено. Шлюпки с правого борта лайнера оказались разбиты. Капитан «Ла Бургони» принял решение выбросить судно на песчаную отмель острова Сейбл в 60 милях, но затопление шло быстро и менее чем через час после столкновения лайнер затонул.165 уцелевших с «Ла Бургонь» были подобраны «Кромартиширом» (61 пассажир и 104 члена экипажа), который ради освобождения места на борту выбросил часть груза. В то время трансатлантические корабли еще не были оснащены беспроводным телеграфом, поэтому не могли вызвать помощь по радио.
Катастрофа «Ла Бургонь» повлекла гибель 565 человек и стала крупнейшей в истории компании. Капитан Делонкль и почти все офицеры отказались покинуть тонущее судно и погибли вместе с ним.
Ранним утром, после удара, среди пассажиров началась паника. Многие пассажиры были убиты в борьбе за места в шлюпках; убийства продолжались и после погружения корабля в воду. Зачинщиками беспорядков предположительно выступили австрийские матросы, которые возвращались в Европу. Они первые начали стрелять в других пассажиров, прокладывая себе путь к шлюпкам. Их примеру последовали пассажиры третьего класса, в основном итальянские мигранты, которые использовали ножи. Одна из лодок, в которой в основном были женщины и дети, была раздавлена упавшей трубой. Спасательных жилетов на всех не хватало и многие пассажиры, которые не умели плавать, тонули сразу же, как только спрыгивали в воду. Когда лайнер затонул, в воде оказалось много людей, пытавшихся спастись вплавь. Но если они подплывали к шлюпкам или плотам и пытались залезть, сидевшие в них люди били их вёслами по голове и скидывали обратно в воду.
Из пассажиров спаслось всего 13 %, а из экипажа - 48%. Потом журналисты обвиняли оставшихся членов экипажа в том, что они отказывались помогать пассажирам и убивали их ради собственного спасения. После трагедии смогли опознать только 8 человек из более чем 500 затонувших, только тех, при ком были документы. Погибли почти все пассажиры первого класса. Из почти трехсот женщин, пятидесяти грудных младенцев и тридцати детей постарше спаслась только одна женщина - Виктория Лакасс.
Когда репортеры спрашивали ее как ей, единственной женщине, удалось спастись, она отвечала:"Лучше спросите, почему мой муж оказался единственным мужчиной, способным спасти женщину".
Впоследствии американцы призывали на их территории проводить судебное разбирательство, но Франция сделала свое закрытое дело, опросив всех выживших членов экипажа. Официально они были оправданы, а всю вину свалили на иностранных моряков - австрийцев и итальянцев. Но многие люди в мире были убеждены, что виновато отсутствие дисциплины и вежливости среди французской команды.
Очень трогательно было читать слова американцев, рассказывающих, что на корабле был их пра-пра-дедушка или пра-пра-бабушка. Написала даже пра-правнучка Виктории Лакасс.
Виктория Лакасс еще много лет переживала о случившейся трагедии. Иногда рассказывала об этом друзьям, иногда делилась по телефону. В итоге она написала об этом книгу. В ней она выразила мысль, что неправильно первыми спасать женщин и детей. Зачем быть вдовой или сиротой? Сначала нужно спасать семьи. Для себя она выбрала бы или утонуть вместе с мужем или спастись вместе с ним. Когда она узнала, что затонул Титаник, она прочитала только газетные заголовки:"Остальное я и так знаю. Про панику, отчаяние и ледяной холод".