Почему ради рождественских рынков едут именно в Германию
Рождественские историиНедавно возникал вопрос - почему ради рождественских рынков едут именно в Германию? Не в Англию, не в Италию, не в США. Напишу коротко, тезисно.
В древности у римлян был обычай отмечать смену лет во время зимнего солнцестояния. В этот день всё украшали вечнозелеными лавром, миртом. Зеленый цвет связывали с возвращением солнца, пробуждением природы, с богиней весны.
Потом у крестьян, живших на территории Священной Римской Империи, появился обычай в честь зимнего солнцестояния подвязывать к дверям или к потолку, оставлять у стены ветки вечнозеленых растений с тем, чтобы животные дотрагивались до них. Крестьяне верили, что это принесет им здоровье и отгонит злых духов. С той же целью к дверям привязывали "ветки Барбары" - ветки любых плодовых растений. Это ассоциировалось со скорым приходом весны и хорошей плодовитостью скота.
Протестанты во времена Мартина Лютера объявили елку символом Рождества. Католики остались верны яслям, люльке. Христиане наделили елку и ее украшения своей символикой: красные шары - это красные яблоки из рая, цветы и другие фрукты - плоды из райского сада, звезда на верхушке - Вифлеемская, маленькие подарочки на ветках - подарки волхвов, колокольчики - церковные колокола, возвещающие о рождении Христа, соломенные звезды - знак рождения Христа в яслях на простой соломе и при этом его славу, орехи - символ трудности познания божьего слова (за невзрачной и плотной скорлупой прячется ценное ядро).
Первоначально елки были только в домах у очень богатых людей, но со временем обычай распространился очень широко. Хотя елка оставалась показателем социального уровня семьи.
После войны с Наполеоном елка стала рождественским символом объединения всех германоязычных земель, независимо от веры. Эти настроения усилились после войны между немцами и французами в 1870-1871 гг. В то Рождество немецкое командование для поднятия боевого духа распорядилось установить рождественские елки повсюду - на площадях, в больницах, приютах. Возвращающиеся домой немецкие солдаты видели, что в каждом доме светится елка, словно во дворце кайзера. Это было для них символом немецких побед, проявлением национальной гордости и шовинизма.
В США рождественская елка попала с эмигрантами-немцами. Один из них нарисовал Святого Николая, Санта Клауса, в той одежде, что мы знаем теперь - в красном манто, с колпаком, в черных сапогах. Светящиеся гирлянды для елок также придумали в США. Но в Германии этот обычай переняли только в 1950-х.
После Второй мировой рождественские елки завоевали Латинскую Америку - богатые люди в столице Боливии заказывали елки из Германии и украшали их ватой.
Елка на Рождество - обычай исключительно немецкоязычных регионов. Вот почему на площади Св. Павла в Ватикане елка появилась только в 1982 г.
Кстати,в Лондоне, на Трафальгарской площади, традиционно устанавливается елка, привезенная из Норвегии. Она напоминает про совместную борьбу стран против нацистской Германии.
После немецких городов идею рождественских рынков подхватили другие немецкоязычные регионы - Эльзас и Лотарингия, Австрия, Швейцария, Тироль. Например, в 1990 г. в Больцано начал действовать самый крупный в Италии рождественский рынок. В Восточной и Юго-Восточной Европе традиция рождественских рынков пришла с Габсбургами, но вспомнили об этом только недавно - рождественские рынки появились в Братиславе в 1993 г, а в Будапеште - в 1999 г. На территории Польши рождественские рынки начали действовать с 2000 г. С 1903 г. рождественский рынок действует в Стокгольме (зимние рынки время от времени проводились и в средние века, когда эта часть Швеции была немецкоязычной и там соблюдались традиции ганзейских купцов).
Англоязычным странам не свойственен этот немецкий обычай зимних рынков, но для туристов чего только ни сделаешь, поэтому с 1996 г. "зимние немецкие рынки" стали появляться в Англии, Канаде, США и даже Осаке.