Новикова
13 лет
Правила мышления Эдварда де Боно
Психология похуденияЭдвард де Боно выделил 5 этапов мыслительного процесса, необходимых для принятия успешного решения
Этап 1 (К) – обозначает цель, намерение мышления. Куда мы направляемся? Что хотим получить на выходе?
(Этот этап очень важен. Нужно очень чётко представлять, чего мы хотим добиться. Можно попытаться разбить цель на более мелкие части. Можно концентрироваться на цели и на области. При концентрации на цели мы определяем то, что хотим получить в конце. При концентрации на области просто определяем область, в которой будем искать новые идеи.)
Этап 2 (УЧ) – обозначает поиск информации во всех направлениях. Что за ситуация? Что мы о ней знаем? Этот этап включает и восприятие.
(В некоторых случаях сфера поиска информации будет очень широкой – и её нужно сузить. Иногда нужно предположить или угадать что-то, чтобы знать, в каком направлении искать. Чувства и ценности тоже важны на этом этапе. Как воспринимается эта идея различными людьми? С какой стороны ещё можно взглянуть на проблему? Какие ценности затрагиваются? Различаются ли системы ценностей разных людей? Как думают различные люди?
Здесь уместны и «рыбацкие вопросы», когда Вы заранее не знаете, что попадётся на крючок (например, вопрос «Какое вещество не ржавеет?»).
Или «охотничьи» вопросы, когда Вы точно знаете цель и проверяете достоверность своих знаний (например, вопрос «Заржавеет ли алюминий от контакта с пресной водой?»).)
Этап 3 (ПРО) – этап возможностей. Здесь мы создаём возможные пути решения и подходы. Как нам сделать это? Какое решение принять? Цель этапа ПРО - выдвинуть и предложить различные возможные варианты…
(Это творческий, продуктивный и генерирующий этап мышления. Именно этот этап соединяет цель мышления с результатом, который мы хотим получить. Здесь могут применяться 4 основных метода работы:
1) метод поиска стандартного (или рутинного) решения – действие на основе собственного опыта или имеющихся знаний;
2) метод обобщения (соединяем начальный момент и желаемый результат обобщённой концепцией (например «Мне нужно добраться из Лондона в Париж»), после чего постепенно переходим к более частным решениям, которые можно применить на практике);
3) творческий метод (суть – развить максимальное кол-во идей, потом модифицировать их, чтобы они удовлетворяли нашим нуждам);
4) «дизайн и объединение» (здесь мы соединяем разрозненные части мышления о решении задачи, даже если они не подходят друг другу, после чего может родиться что-то новое. Например, архитектор примерно представляет будущий проект, но не знает деталей. Потому он берёт стандартные проекты и выбирает какой-то один, наиболее близкий к заданному. После чего начинает совершенствовать стандартный проект под свои требования.)
Этап 4 (ТАК) – цель этапа – взять возможности, выработанные на этапе ПРО и сократить их, оставив лишь одну, которая и будет осуществлена.
(Состоит из 4-х стадий.
1 - Развитие – здесь стараемся максимально усовершенствовать идею. На этой стадии идеи развиваются далее, оформляются, укрепляются, удаляются их дефекты, идеи становятся более практичными, приемлемыми и простыми.
2 - Оценка – оцениваем каждую идею по отдельности. В чём её выгода и ценность? Каковы опасности и сложности, связанные с идеей? Осуществима ли идея для нас?
3 – Выбор – выбор одной идеи из нескольких конкурирующих, например, путём сравнения.
4 – Решение – анализируем необходимость принятия решения, оказываемое на нас давление и возможный риск и находим пути снижения риска. Если необходимость и выгода от идеи превышает риск, то решаем двигаться дальше.
К концу этапа ТАК у нас должна быть одна идея (в некоторых случаях несколько идей) или совсем НИЧЕГО.)
Этап 5 (ПО) – обозначает шаг действия. Что вы собираетесь с этим делать? Какой шаг предпринять потом? Какие действия станут результатом вашего мышления?
(Этап сосредоточен на действии. Как осуществить выбранную идею? Каков план действий? Здесь существуют стадии и второстепенные цели. Нужно всё проверить и проконтролировать. Ключевым моментом действия является человеческий фактор. Людей нужно убеждать. Идеи должны быть приняты. Нужны заинтересованность и мотивация. Люди могут строить Вам препятствия. Всё это нужно учесть. Действие нужно так же обеспечить энергией. Где её взять?)
Краткое резюме 5 этапов:
К: Куда я хочу прийти?
УЧ: Какой информацией я обладаю (и какие сведения мне нужны)?
ПРО: Как мне туда попасть?
ТАК: Какой из вариантов выбрать?
ПО: Как это осуществить?
5 этапов мышления не существуют изолированно друг от друга. Переходя от одного этапа к другому, всегда можно вернуться назад, если Вы обнаруживаете, что какой-то из этапов не был достаточно проработан (например, на этапе ПО Вы видите, что не хватает информации, а потому возвращаетесь к этапу УЧ). Важно не переборщить с переходами, иначе можно свести на нет преимущества поэтапной системы мышления.
(выдержки из книги Эдварда де Боно «Научите себя думать»)