Как научить левшу писать?
Информация с дружеского сайта. Автор
Как мама двух левшей (конечно же, самых талантливых, внимательных, открытых, творческих, да и что там мелочиться - самых лучших детей в мире ) я хочу поделиться опытом «вгрызания в гранит науки», так как первый класс для нас оказался не самым лёгким. И не смотря на лояльное отношение современных учителей к левшам, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Например, постоянная грязь в тетрадях, буквы в зеркальном отображении и пропуск казалось бы самых явных букв в словах. Методом проб и ошибок, консультаций с психологами и многоопытными преподавателями, мы немного улучшили ситуацию, но на это у нас ушёл год. Поэтому, чтобы предостеречь Вас и Вашего одарённейшего ребёнка-левшу от возможных ошибок, расскажу, как вообще пишут левши и на что нужно обращать внимание, чтобы научить левшу писать красиво и грамотно.
О том, что левши считаются более творческими личностями, которые больше живут эмоциями и чувствами, которых сложно заставить что-то делать, только лишь потому, что «так нужно» или «так принято», я уже
И самым трудным (нудным и противным) предметом, который требовал моего повышенного внимания и терпения сына, стало письмо. Очень медленно, без требуемого наклона, постоянно размазанные буквы - это только минимум, который я прощала. А вот за пропущенные буквы и «зеркальное написание» я заставляла всё переписывать, к огромному недовольствию сына. При этом мы долго не могли правильно положить тетрадь, чтобы не мялись уголки, угадать с углом наклона тетради, чтобы буквы были согласно косым линеечкам, держать ровно спину. Мне казалось, что сын даже ручку держит неудобно, поэтому, такой ужасный почерк.
Но оказывается, эти проблемы есть у всех левшей (или их родителей ). Главное - родителям понимать причину таких трудностей и корректно реагировать (проявляя огромное терпение, не подгоняя и ни в коем случае не травмируя нелестными эпитетами своё леворукое обидчивое чадо).
Важные моменты «левописания»
Вряд ли какая мама витает в облаках и верит, что ребенок, как только возьмёт ручку, сразу будет выводить ровненькие и аккуратненькие буквы. Поэтому,
Следующим подготовительным этапом к письму является
Создание грамотного и удобного рабочего места для левши
Важно организовать правильное освещение и наполнить рабочее пространство первоклашки, как элементами мебели, так и предметами, ориентированными на левшу.
Что касается освещения, то, хоть и рекомендуют его делать преимущественного с правой стороны и ставить дополнительный светильник с левой, я упростила задачу. И настольная лампа у нас стоит почти посередине стола, чуть сдвинувшись влево. Таким образом, сын видит и что пишет, и как пишет, и тень не падает на рабочую строчку.
Место за партой - тоже играет большую роль при обучении левши. Приведу наш собственный пример: весь сентябрь я удивлялась, почему он пишет-пишет, а потом - рраз и куда-то уехала ручка… После непродолжительной беседы я поняла, что сын сидит с правой стороны парты, поэтому при письме он мешает праворукому соседу, а тот, соответственно, подталкивает локтем моего левшу. И как результат - у обоих в тетрадях ужас. После того, как учительница поменяла их местами, каждый почувствовал себя более комфортно за партой и тетради стали чище.
Правильная поза
Ровная спинка должна быть у каждого ребёнка, хоть правши, хоть левши. А правильная поза за партой или рабочим столом зависит от освещения и от высоты стола и стула. Ребёнок должен доставать ножками до пола (либо до специальной подставки), спина должна опираться на спинку стула или кресла, а стол должен быть примерно на уровне солнечного сплетения ребёнка.
На первый взгляд, всё предельно просто и понятно. Но на практике мой сын демонстрировал чудеса гибкости, и его поза была шокирующей: чуть приподнято и выдвинуто вперёд левое плечо, весь корпус наклонён немного вправо и голова тоже склонялась к правому плечу. Таким образом, левая рабочая рука лежала на столе, правая - почти прижата к корпусу, поддерживала тетрадь, а наклоняясь, он пытался увидеть буквы, «выходящие из-под пера». Методом проб и ошибок мы нашли удобную и правильную позу, и я постоянно контролировала её, пока он сам не привык.
Поэтому, не ждите, что ребёнок сам сядет ровно. Оказывается, это достаточно серьёзный труд. Зато, полгода совместных стараний и спина ребёнка «запоминает» ровное положение уже надолго, не зависимо от того, правша он или левша.
Как правильно располагать тетрадь?
Тетрадь у левши должна (хотя, логичнее сказать - может) располагаться таким образом, чтобы нижний левый угол рабочей страницы был напротив правого плеча ребёнка. Обратите внимание, угол не всей тетради, а именно страницы, которую, по мере заполнения, передвигает правая рука.
Благодаря такому наклону, левая рука ребёнка будет меньше уставать и он сможет видеть, что именно написал.
Но часто встречается и вариант письма, когда лист развёрнут на 90º, а движения ручки направлены снизу вверх (а не стандартно слева на право), что тоже вполне приемлемо.
Как левша может держать ручку?
Конечно, скорость письма и сам почерк зависит от того, как левша держит ручку. В основном, учитель в школе не компетентен в данном вопросе, поэтому, ребёнок сам ищет удобный для себя вариант. И ему нужно приспособиться таким образом, чтобы и буквы уже написанные не размазывались, и было видно, что пишешь.
Существует несколько вариантов письма левшей:
- Шариковая ручка легко зажимается тремя пальцами под углом 50-60º («смотрит» на противоположное плечо). Большой и средний пальцы удерживают орудие письма, а указательный - контролирует его сверху. При этом не нужно слишком зажимать ручку и прогибать указательный палец. Кисть опирается на согнутый мизинец и нижнюю часть ладони. А расстояние от указательного пальца до пишущего шарика - от 2 до 4 сантиметров. Такой способ называется «зеркальным» отражением «праворукого» варианта письма и именно его чаще всего выбирают маленькие левши. Но он вызывает определённые трудности. Например, левой рукой ребёнок закрывает образцы букв, которые располагаются в обычных прописях слева.
- Ручка зажимается пальцами аналогичным предыдущему способу образом, но кисть располагается над строкой, а противоположный конец ручки направлен от пишущего человека. К такому варианту письма ребёнок обычно «приходит» самостоятельно, ведь при таком изгибе кисти можно видеть написанное ранее и даже образцы в стандартных прописях.
- Кисть, опираясь только лишь на ногтевую фалангу мизинца, находится под рабочей строкой и, что называется, на весу. При этом способе письма хорошо виден расположенный слева образец и ребёнку не нужно выгибать кисть, чтобы не размазать написанное. Правда, соблюдать требуемый наклон букв вправо совершенно невозможно.
Наклон букв при «левописании»
Одна из распространённых ошибок, допускаемых как учителями, так и родителями при обучении левши письму - это соблюдать требуемых наклон букв, потому как правонаклонное письмо для левши - крайне сложно и неудобно. Мало того, если учитель снижает оценки ребёнку-левше только лишь за почерк - его действия неправомерны.
Ведь, согласно методическим рекомендациям министерства здравоохранения (правда, еще 1985 года, но никем до сегодняшнего дня не отменённым), запрещается переучивать и снижать оценку за каллиграфию леворуким детям. В этом же документе говорится и о том, что левшам допускается как вертикально ровное написание букв, так и левонаклонное письмо.
И современные требования безотрывного письма к ребёнку-левше совершенно не относятся.
Еще некоторые особенности обучения левшей письму
Несколько другое, чем у правшей, развитие зрительно-пространственного восприятия приводит к зеркальному феномену, знакомому многим родителям левшей в различных вариантах проявлений. Это может быть зеркальное чтение, зеркальное рисование, но чаще всего - зеркальное письмо, когда ребёнок может «зеркалить» целые слова (написание с последней буквы, например, вместо «мама» - «амам») или отдельные буквы.
В общем, ничего сверх существенного в этом для левши нет, но уделять внимание такому проявлению лекорукости нужно. Ребёнку можно помогать фиксировать начало строки, проводить фонетический разбор слова, произносить вслух каждую букву и всегда располагать справа образец букв и текста.
Приспособления для левшей
Помочь научить левшу писать могут специальные прописи, а также ручки и различные приспособления для формирования правильного захвата «орудия письма».
В отличие от традиционных прописей, рабочая тетрадь для левши помогает освоить направление письма по стрелкам, не имеет правостороннего наклона букв, все образцы располагаются справа, а вспомогательные знаки (звёздочки, флажки, точки и другие) используются для определения начала и конца строки.
В качестве подготовки ручки неординарного малыша к письму можно использовать специальные тренажёры для правильного писания. Выполненные в форме игрушки, они представляют собой насадку на любую шариковую ручку, помогая ребёнку правильно расположить пальчики при захвате ручки.
Для левшей существуют и специальные ручки, которые в большинстве своём имеют специальные углубления для пальцев, и наполнены быстросохнущими чернилами, предотвращая размазывание букв. Но, кроме этого, ручки для левши имеют и специальный стержень с наконечником, благодаря которому ручка (которую левша при письме толкает вперёд, а не тянет за собой, как правша) не протыкает бумагу и обеспечивает лёгкий выход чернил.
Отдавая ребёнка-левшу в школу, каждый родитель в большей или меньшей степени сталкивается с определёнными трудностями в нелёгком учебном процессе чистописания. Ведь праворукая мама попросту не может взять кисть малыша и показать, как выводится эта закорючка, которая скоро станет буквой. Но «