Важные моменты детской психологии и воспитания. Часть 1.
Читая много книг по детской психологии и воспитанию, я поймала себя на мысли, что некоторые моменты из прочитанного я забываю.
Несомненно , книги дают мне много полезной информации, но я поняла, что просто читать недостаточно. Когда я просто читаю, я усваиваю 30% информации. Что же необходимо, чтобы максимально эффективно усвоить и использовать те знания в психологии и воспитании, которые дают мне книги?
1. Я решила записывать самые важные и нужные моменты , которые я открыла для себя в детской психологии и воспитании. Именно поэтому и решила создать такой пост. Надеюсь, он будет полезен не только мне. Прописывая эти моменты, я буду усваивать информацию уже не на 30, а на 50%.
2. Чтобы полученные мною знания были эффективными, их нужно превратить в навыки, т. е. от теории перейти к практике. Эти навыки нужно отрабатывать на практике, в общении с ребенком, чтобы они превратились в привычку. Например, мне очень сложно привить себе привычку говорить ребенку о своих чувствах ( "мне не нравится, когда в комнате бардак", вместо "убери игрушки" или "мне приятно, когда ты убираешь за собой тарелку" , вместо "убери за собой тарелку"). Я сейчас работаю над этим навыком. Лучше всего постепенно осваивать навык за навыком , а не сразу стараться все внедрить.
Отрабатывая приемы психологии на практике , я буду усваивать полученные знания из книг уже не на 50%, а на все 100.
Ну и , наконец, список навыков, которые я буду применять ( некоторые уже применяю) в воспитании своего сына. Этот список я пишу в хаотичном порядке, в нем нет никакой закономерности и последовательности. Я не располагала его по значимости или еще в как- то. Этот список будет пополняться ( пост я разобъю частями). Я записываю актуальную для меня информацию, исходя из возраста моего сына - 2,8.
1. Бесполезно объяснять или внушать ребенку что- то , когда он расстроен, испуган, сгорает от стыда и т. д., т. е. испытывает сильные эмоции. В такой ситуации сначала нужно его успокоить, сказать, что я его люблю, я рядом, поддержать. Все нотации после в спокойном разумном состоянии. Говорить ребенку " не плачь, успокойся" и т. д. абсолютно бесполезно, т. к. он еще не может контролировать свои эмоции ( ди и не многие взрослые это могут :))).
2. Когда ребенку говорят, что он делает что- то не так, обязательно нужно рассказать или показать, как делать правильно или более эффективно. Недостаточно сказать ребенку " ты плохо себя ведешь", нужно объяснить ему, как себя вести в этой конкретной ситуации. Кроме того, нужно убедиться, что вы ясно показали ребенку какого другого поведения вы от него ждете взамен плохому. Теперь я стараюсь всегда, когда говорю сыну " не делай что- то", объяснять, а что же делать или как делать. Например, не просто говорю " не отбирай у мальчика игрушку", а " не отбирай у мальчика игрушку, а попроси поиграть с ней , скажи- Петя, дай мне, пожалуйста, поиграть с твоей машинкой". Ведь дети часто просто не знают, а как нужно поступить или вести себя в той или иной ситуации.
3. Не высказывать негативных оценок личности ребенка. Давать оценку не личности , а поступку ребенка. Уважайте ребенка, чтобы он смог потом уважать сам себя и окружающих. Вместо " ты плохой мальчик" - " ты плохо поступил" . Вместо " ты совсем невнимательный"- " ты невнимательно прочитал".
4. Ни в каких случаях и ни при каких обстоятельствах не пугать ребенка Бабой Ягой, Бармалеем, Бабаем, милиционером и тому подобными устрашающими персонажами. Такое поведение только зародит в ребенке страх, который обернется ночными кошмарами или возникновением других фобий.
Часто я сама сталкиваюсь с так называемыми сердобольными тетеньками, которые пытаются помочь ( в кавычках) бедной маме. Когда , например, в общественном месте сын капризничает или не хочет уходить, от таких тетенек можно услышать " сейчас я тебя с собой заберу " или " сейчас скажу охраннику, он тебя заберет" . Я всегда таких " помощниц" прошу проходить мимо, а Яра крепко прижимаю к себе и говорю, что никто его не заберет от мамы, что я всегда рядом с ним и никого ему не отдам.
5. Вместо бесполезных иногда и обидных обвинений использовать " я- высказывания". Когда человек говорит " я волнуюсь, мне обидно, неприятно" с этим не поспоришь, а когда он говорит " ты грубишь, ты опять насвинничал" , сразу возникает защитная реакция , протест. Например, вместо " почему ты меня не слушаешь" - " я хочу , чтобы ты меня услышал". Вместо " от тебя помощи не дождешься" - " я пошу тебя мне помочь". Вместо " ты опять не убрал со стола" - " я не люблю , когда на кухне грязь".
Буду рада, если вы поделитесь своими открытиями и приемами в воспитании детей.