Интересно ваше мнение
по поводу данной статьи. Давно искала прочитать что-то подобное и сама до сих пор не могу сформулировать своё мнение.Всё таки хорошо это или плохо?
Взято здесь
http://psyhelp.rodim.ru/rannie/jtvet-obuc.html
Считается, что раз мы живем в информационном обществе, то главная задача - развивать интеллект. И современные родители (особенно этим грешат молодые неработающие мамы, взахлеб читающие модную литературу по развитию детей) делают вывод, что ребенок практически с пеленок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки. Поэтому сегодня мы поговорим о сомнительной пользе методик раннего развития ребенка.
Что такое «развитие» с точки зрения педагогики?
Развитие личности ребенка — это видимые изменения всех врожденных и приобретенных знаний, умений и навыков. В гармоничном и нетравмирующем развитии личности участвуют три компонента:
1) физическое развитие
2) психическое развитие
3) социальное развитие
Основные задачи родителей в физическом воспитании — это укреплять здоровье ребенка; учить ходьбе, бегу, прыжкам; развивать ловкость, выносливость, силу, быстроту реакции; следить за правильностью осанки.
Психическое развитие ребенка проходит неравномерно, плавно протекающие периоды сменяются возрастными кризисами, во время которых и происходит развитие и обновление психических процессов.Задача родителей — развивать мышление ребенка, логику, память; заниматься развитием речи (как можно больше разговаривать с ребенком, читать детские книги, побуждать к диалогу); очень важно учить ребенка выражать эмоции, а этому он может научиться у своих родителей.
Социальное развитие ребенка начинается с момента его рождения. Малыш попадает сначала в семью, потом в общество людей. И именно мы должны научить ребенка взаимодействовать, общаться со сверстниками, родителями, людьми окружающими его.
Итак, развитие ребенка, в том числе и раннее, должно включать в себя все три компонента, которые будут взаимодействовать вместе.
Но раннее развитие в том виде, как его понимают сейчас, занимается досрочным обучением маленьких детей. Родителям кажется, что с помощью раннего развития детям откроются широкие возможности в жизни, они смогут выйти на «ранний старт» и составить достойную конкуренцию за место в элитной школе, престижном вузе.
Эпидемия раннего развития началась в конце 50-х годов ХХ века. Педагоги-новаторы выдвинули лозунг: «После трех лет учить уже поздно!»И авторы методик раннего развития, имена которых у нас на слуху, решили, что чем раньше начнешь обучение, тем гениальнее будет ребенок.
Для многих «палочкой-выручалочкой» видятся методики: Монтессори, Зайцева, Никитиных, Тюленева, Чарковского. Вкратце хочется проанализировать некоторые из известных методик, на предмет негативного влияния для развития ребенка.
Мария Монтессори — это итальянский педагог-дефектолог, которая разработала систему обучения умственно отсталых детей.Система включает в себя упражнения и задания для развития мелкой моторики, что позволяет стимулировать работу головного мозга. Дети, обучающиеся по этой методике, вскоре начали немного читать, пересчитывать. И эта методика была предложена для нормальных детей.
Здесь стоит сказать, что самой лучшей памятью обладают как раз дебилы (олигофрения в степени дебильности), но их память носит механический характер, порой даже фотографический. Сама методика не позволяет развиваться логике, абстрактному мышлению, обедняется фантазия ребенка, нет возможности для выхода эмоций.
У маленьких детей память носит механический характер,а к школьному возрасту (7–8 лет) приходит пора меняться на логическую, а этого не происходит, мешает как раз «натасканность» в раннем возрасте.
Супруги Никитины и их НУВЭРС
В основе методики лежит идея Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Эту идею супруги опробовали на своих детях: обучали детей сами родители, не было обычных игрушек, только игры стимулирующие развитие интеллекта, различные таблицы, кубики на 3-х мерное восприятие, логические задачи. Стоит также оговориться что семья жила в своем доме, за городом, родители работали посменно и с детьми всегда оставался кто-то из родителей. Акцент был сделан на интеллектуальном развитии, но все семеро «гениальных» детей выросли обычными людьми, не всем удалось даже закончить свое образование.
Кубики Николая Зайцева
Зайцев — питерский педагог, в основе его методики обучения лежит «склад», новая единица языка, придуманная Зайцевым. Пользуясь складами, пропевая их, ребенок учится составлять слова.
К сожалению, эту методику используют с детьми 2–3 лет, хотя ее можно предлагать не раньше 4-х летнего возраста. Механическая память ребенка позволяет ему «запомнить» каким звуком передается буква и воспризвести их, но увы, ребенок не может прочесть слово вне кубиков. А к 5 годам такого развития мы имеем серьезные нарушения в овладении речью, требующие логопедической помощи. А в школе ребенок с удивлением обнаруживает что «склад» не конечная часть языка, есть отдельные буквы и ребенок заново учится читать, уже по слогам.
Возможно, многие задаются вопросом: почему сейчас так много, часто, а порой и навязчиво, говорится о пользе раннего развития ребенка?. На головы родителей обрушивается информационный шквал рекламы со страниц газет, журналов, смысл которой сводится к одному — Купи, и твой ребенок станет гением!
Ответ очень прост — это БИЗНЕС, который делают взрослые на наших детях. Загляните в магазин, узнайте сколько стоят кубики Зайцева? Вам назовут сумму, а потом добавят, что клеить их из картона, добавлять звуковой наполнитель, ломать голову над вопросом их долговечности придется ВАМ. А сколько стоят занятия по системе Монтессори со специалистами, имеющими отдаленное представление о том, какого результата они добиваются? Все это стоит денег, и не малых.
Я против раннего развития детей до 4 лет потому что, обучая двух-трехлетних малышей чтению и письму:
- родители не желают «опускаться» до уровня ребенка;
- потом, в школьном подростковом возрасте ребенок сталкивается с серьезной проблемой адаптации в коллективе сверстников (дети чувствуют себя «белыми воронами»);
- в школе «ранне-развитой» ребенок демонстрирует наличие чисто механических навыков, без осмысления их;
- раннее развитие негативно влияет на детскую психику и нервную систему.
В конце приведу пример: 11 месячный малыш внимательно смотрит на свою маму,которая показывает ему карточку и говорит спокойным ровным голосом: «Посмотри,это самолет-истребитель марки Mirage производимый компанией Dessault». Как вы догадались это методика Глена Домана. Прошло 15 лет,уже юноше показывают те же карточки и задают вопрос:"Что это?». «Не имею понятия…»- отвечает «испытуемый».
Так стоит игра свеч?
И самое важное: чтобы ребенок получал, усваивал и накапливал знания, он должен быть готов психически и физически. А единственная среда в которой должен и может развиваться ребенок раннего и дошкольного возраста — это игра. У ребенка должно быть детство!
Автор: Лина Самсонова, педагог-психолог