Ирина
14 лет
Стихи и потешки для развития мелкой моторики руки
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
Пальчик-мальчик,
Где ты был? —
С этим братцем —
В лес ходил.
С этим братцем — щи варил,
С этим братцем — кашу ел,
С этим братцем — песни пел.
Руки, согнутые в локтях, поставлены на стол. Пальцы сомкнуты в кулак. Показываются указательные пальцы. Затем отгибаются поочередно большой, средний, безымянный пальцы и мизинец.
Этот пальчик ...
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся,
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем снова мы считать.
(Показываются ладошки с разомкнутыми пальцами сначала левой, затем правой руки. Пальцы обеих рук касаются подушечками и постукивают ими. Подушечки пальцев обеих рук поочередно касаются друг друга: большие, указательные и т. д.)
Ну – ка, братцы, за работу ...
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова рубить,
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить,
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
(Пальцами правой руки поочередно загибаем пальцы левой руки, начиная с большого.)
Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
(Энергично сжимаем и разжимаем кулачки и показываем ладошки.)
В гости
(Выставляем вверх большие пальцы.)
В гости к пальчику большому
(Соединяем под углом кончики пальцев.) Приходили прямо к дому
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.)
Сам мизинчик — малышок
Постучался на порог.
(Кулачки стучат друг о дружку.)
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
(Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.)
Новый дом
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем в пальчики играть.
(Разжимаем кулак.)
Вместе пальчики сведем —
Это будет новый дом.
(Делаем из пальцев дом.)
В доме кошка будет жить,
(Изображаем пальцами кошку. Большой палец соединяется со средним и безымянным, указательный и мизинец полусогнуты.)
В гости к деткам приходить.
И улитку позовем,
(Изображаем улитку. Правая рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы отогнуты, левая ладонь накрывает правую.)
И она придет к нам в дом.
И про мышку не забудем,
(Изображаем мышку. Пальцы правой руки сжаты в щепоть.)
Дружно в доме жить мы будем.
(Показать ладонями дом.)
На поляне
На поляне дом стоит,
(Изображаем дом.)
Ну а к дому путь закрыт.
(Кисти соединяем в замок.)
Мы ворота открываем,
(Разводим руки в стороны.)
В этот домик приглашаем.
(Изображаем дом.)
На прогулку
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начинал с большого.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)
По грибы
Пальчик, пальчик, где ты был?
(Пальцы сжаты в кулак.)
Этот пальчик в лес пошел,
(Отгибаем мизинец.)
Этот пальчик гриб нашел,
(Отгибаем безымянный.)
Этот пальчик чистить стал,
(Отгибаем средний.)
Этот пальчик жарить стал,
(Отгибаем указательный.)
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Отгибаем большой пальчик.)
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять —
Десять пальцев, пара рук —
Вот твое богатство, друг.
(Считаем каждый пальчик отдельно, загибая его.)
Сливы
Кисти сжаты в кулак
Большой пальчик сливы трясет.
(Разгибаем большой палец.)
Второй их собирает.
(Разгибаем указательный палец.)
Третий их домой несет.
(Разгибаем средний палец.)
Четвертый высыпает.
(Разгибаем безымянный.)
Самый маленький — шалун
(Разгибаем мизинец.)
Все, все, все съедает.
Коза
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет —
Забодает, забодает, забодает!
(Большой и безымянный пальцы делают шагающие движения, а указательный и средний — выставлены вперед, как рога. Кулачками стукнуть по столу 2 раза. Выпрямленные и сомкнутые пальцы обеих Рук энергично соединить 2 раза с большими пальцами, затем повторить первое движение.)
Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!
(Медленные шагающие движения указательным и средним пальцами обеих рук. Затем быстрые движения.)
Привяжу я козлика
Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого
К белой березке. —
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся!
Белая березка,
Стой, не качайся!
(Правой рукой показать «рога» — отогнуть указательный палец и мизинец. Левую руку поставить пи локоть, пальцы широко раздвинуты. Сделать легкие Движения кистью и пальцами левой руки и энергичные движения кистью правой руки с отогнутыми двумя пальцами — «рогами».)
Заинька
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи.
(Указательный и средний пальцы левой руки — «уши зайца», остальные пальцы прижаты к ладони.)
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись.
(Указательный и средний пальцы правой руки сгибаются и разгибаются, остальные прижаты к ладони.)
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
(Указательным и средним пальцами обеих рук постучать по столу поочередно, остальные пальцы прижаты к ладони.)
Заинька, попляши, Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
(Движения пальцев обеих рук напоминают игру на пианино.)
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись.
(Указательный и средний пальцы обеих рук выпрямлены и сгибаются, остальные прижаты к ладони.)
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание
(Ритмичное движение пальцами вместе — врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
Дождик
Меж еловых мягких лап
(Поглаживаем подушечками пальцев поверхность стола.)
Дождик кап-кап-кап.
(Стучим пальцами по столу.)
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
(Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко.)
Кто нашел его, друзья?
(Указательным пальцем правой руки касаемся поочередно всех пальцев левой руки.)
Это я, я, я!
(Сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца; показываем его.)
Порисуем
Раз, два, три, четыре, пять —
(Пальцы сжаты в кулаки, показать цифры, поочередно разгибая пальцы.)
Будем вместе рисовать.
(Вращаем кистями рук в одну сторону.)
Порисуем мы руками
(Вращаем кистями в другую сторону.)
Домик папе,
(Показываем домик из пальчиков.)
Домик маме.
Этот домик для тебя.
(Показываем трубу домика пальцами рук.)
Этот домик для меня.
Нарисуем сад вокруг,
В нем деревья там и тут.
(Одна рука на пояс, другую отводим в сторону, затем меняем положение рук.)
В сад пойдем мы погулять
И начнем игру опять.
(Ходьба на месте.)
ДРУЖНЫЙ ТОПОТ
Бабочка божьей коровке звонила:
(Скрестить руки, помахать руками, набрать указательным пальцем номер, взять трубку.)
«Тесто с утра я уже замесила.
(Рукой делать круговые движения по ладони другой руки.)
В гости приди. Поболтаем часок.
(Сделать пригласительное движение руками. Одной рукой показать на рот.)
Вкусный, с капустою, будет пирог.
(Сложить ладони как пирожок.)
Чаю с нектаром попьем. А потом
(Сделать из кисти кольцо и поднести ко рту.)
Песни душевные вместе споем».
(Сделать из обеих кистей кольца и сжимать и разжимать кольца.)
Божья коровка сказала: «Лечу,
(Помахать кистями обеих рук.)
Только подругу с собой захвачу.
Не возражаешь, что будем вдвоем?»
( Показать указательный и средний пальцы, остальные сжать в щепоть.)
«Не возражаю — душевней споем».
(Помотать головой, указать рукой на грудь, сжимать и разжимать щепоть.)
Бабочка славно украсила стол.
(Скрестить руки — помахать кистями. Показать большой палец, остальные сжать в ку-лак. Делать круговые движения руками.)
Ждет не дождется. Час целый прошел.
(Руку поднести к подбородку. Показать указательный палец. Указательным и средним пошагать.)
Слышит вдруг: топот стоит у ворот —
(Поднести руку к уху. Постучать пальцами, развести руки со сложенными пальцами.)
Божья коровка кого-то ведет.
(Помахать кистями обеих рук, пожать плечами, указательным и средним «прошагать».)
Бабочка в панике: «Ой! Ой! Ой!
(Скрещенными кистями помахать. Поднести руки к щекам, покачать головой.)
Слышно, шагает гостей дружный строй.
(Поднести руку к уху, «протопать» всеми пальцами.)
Может, там стая жуков-тараканов?
(Пожать плечами, пошевелить всеми пальцами.)
Где наберусь я тарелок, стаканов?
(Показать ладони-кольца, поднести руки к голове.)
Может быть, мошек и блошек компания?
(Соединять и рассоединить большие и указательные пальцы.)
Предупреждать надо заранее!
(Погрозить пальцем.)
Гости такие разрушат весь дом».
(Пошевелить пальцами, сделать сбрызгивающее движение руками, изобразить крышу.)
Бабочка к двери подходит с трудом.
(скрещенными кистями помахать. Указательным и средним «прошагать», дотронуться до головы одной рукой, закрыть глаза.)
Дверь открывает... Стоит у порожка
(Развести руки.)
С божьей коровкой... сороконожка!
(Помахать кистями, скрещенными руками продвигаться к плечам, шевеля пальцами.)
Радости бабочки нету предела — То-то смеялась, шутила и пела.
(Показать смех: быстро рассоединить и соединять щепоти кисти, затем помедленнее.)
Только замолкнет — смеется опять.
(Соединить щепоть, пауза, снова соединить и рассоединить щепоть.)
Любит, как видно, гостей принимать!
(Развести руки, обнять себя.)
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Руки стоят, упираясь локтями, на столе. На счет «раз, два, три, четыре» поочередное сгибание и разгибание пальцев рук. Повторить 4—6 раз, темп средний. Руки на столе. На счет «раз, два, три, четыре» движение рук вперед с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить 6 раз, темп средний.
МЫ ПИСАЛИ, МЫ УСТАЛИ
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот — рядом прикорнул,
Этот — уж давно уснул.
Тише, тише — не шумите,
Пальчики не разбудите,
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет.
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Ура! Ура! Ура — пальчикам
Вставать пора.
(Движения по тексту стихотворения)
МАШИНИСТКИ
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюки!
Руки лежат на столе. В темпе чтения стихотворении выполняются легкие движения кистями рук. Пальцы быстро двигаются, имитируя печатание на пишущей машинке.
ЛОВКИЙ ЗАЙКА
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать, как нам быть?
Нужно заиньку ловить!
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Руки сжаты в кулаки. На счет «раз, два, три, четыре, пять» отгибаются пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному па счет, «раз, два. три, четыре, пять».)
ВДОЛЬ ПО РЕЧЕНЬКЕ
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
(Волнообразные горизонтальные движения рукой перед грудью Волнообразные движения правой и левой рукой от плеча вперед.)
Выше бережка головушку несет.
(Левая рука согнута в локте на уровне груди, кисть свободно опущена. Правая рука согнута в локте, прижата к груди, кисть собрана в щепоть, напоминает голову лебедя.)
Полым крылышком помахивает,
(Руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кистями рук выполняются взмахи.)
На цветы водицу стряхивает.
(Руки согнуты, в локтях, кисти свободно опущены, несколько раз потрясите кистями.)
ЦВЕТЫ
Наши алые цветы
Распускают лепестки.
(Локти прижаты и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Кисти рук в виде чаши делают движения по часовой и против часовой стрелки.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку.)
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево.)
МУЗЫКАНТЫ
Я на скрипочке играю,
Тили-тили, тили-тили.
(Левая рука — к плечу. Кистью правой руки имитируем движения смычка.)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили, тили-тили.
(Энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.)
А теперь на барабане,
Бум-бум, бум-бум,
Трам-трам, трам-трам.
(Энергичные удары ладонями по крышке стола.)
В страхе зайки
Разбежались по кустам.
(Движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев.)
ЛОШАДКИ
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Руки на столе ладонями вниз. На счет «раз, два, три, четыре» поочередное движение то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить 2—4 раза, темп средний.
Поздороваемся
Поочередно прижмите большой палец руки ко всем остальным — «пальчики здороваются».
Пианисты
Последовательно ударяйте подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки. Выполните упражнение в различном темпе.
Бинокль
Соедините большие пальцы с указательными, остальные пальцы примыкают друг к другу.
Плетень
Соедините кисти рук тыльной стороной, переплетите пальцы.
Шагом через кочки
Разложите на столе палочки. Приготовьтесь шагать через «кочки». Большой палец прижмите к безымянному и мизинцу, а указательный и средний «перешагивают» через палочки.
Спрячь картинки
Разложите 5 мелких картинок, кружочков. Накройте картинки подушечками пальцев — сначала каждым пальцем поочередно, а затем всеми вместе.
В ходе занятий следите за качеством выполнения движений — правильностью, точностью, скоростью.
Признаками затруднений являются лишние движения языком, губами, закусывание губ и языка, медленное и неуверенное выполнение упражнений.