Истоки непослушания
Существуют простые правила общения с ребенком.
Правило первое: лучше воздержаться от эмоциональных всплесков, в том числе окриков, брани, подзатыльников и шлепков. Все эти действия на ярком эмоциональном фоне могут закрепить нежелательное поведение.
Правило второе: не более трех запретов в день. Скажем, один от мамы, один от папы, один от бабушки или все три от мамы. Если запретов будет больше, то ребенок может перестать их слышать. Это психологическая защита, действие закона самосохранения.
Как же избежать запретов? Ведь все время хочется сказать: "Не бегай", "Не прыгай", "Это нельзя, то нельзя", "Не играй с Васей", "Не кричи", "Не сутулься". Для начала надо понять, что запреты, в лучшем случае, бесполезны. Наше подсознание не реагирует на отрицание, на частицу "не". И по большей части они вредны. Их перестают слышать, и они настриавают детей против родителей. Этот процесс медленный, где нибудь через три - четыре года или позже мы вдруг поймем, что ребенка как подменили: был такой лапочка, а теперь смотрит исподлобья, дерзит, хлопает дверью. Мало кто осознает, что сам, непроизвольно, добивался этого результата, выдавая бесчисленные "нельзя".
Для начала возьмите три листа бумаги. На первом напишите все свои претензии к ребенку, при этом любыми словами (вы никому этот лист не покажите). Например, можно перечислить, что вас рздражает или беспокоит в вашем ребенке: наглый, дерзкий, грубый, ленивый или трус, жадный, безвольный, капризный. На втором листе напишите эти же качества, но в положительной форме: уверенный, открыто выражает свое мнение, сильный, умеет экономить энергию или осторожный, бережливый, поддающийся влиянию, умеет привлечь к себе внимание.
В чем разница? Думая об этих качествах в отрицательной форме, мы начинаем бороться с самим ребенком, стремясь уничтожить в нем, например, трусость. К чему это приведет? К комплексу неполноценности: от ребенка требуют, чтобы он стал другим, значит, он не такой, он плохой. При положительной формулировке мы стремимся ограничить нежелательное поведение, ставим его в рамки. Осторожность - хорошее качество, но покажите ребенку, в каких случаях она ему мешает быть успешным, и научите его менять поведение в зависимости от обстоятельств.
На третьем листе выпишите только три качества, которые вы считаете наиболее важными. Проранжируйте их по степени значимости и работайте только с одним, самым главным на сегодняшний день. Если вы выбрали грубость, то в конкретных ситуациях давайте ребенку понять, как воспринимается сказанное им и как это отразится на нем. Иногда можно запретить, но без эмоций, мягко: "Так не стоит говорить", "Ну нельзя же так", с интонацией упрека.
Остальные два качества с последнего листа оставьте на потом.
В период работы с грубостью, все остальное "спускайте на тормозах", то есть переключайте разговор на другую тему, не замечайте, отвлекайте, смотрите на происходящее сквозь пальцы.
Отработав тему "грубость", начинайте работать со следующим значимым качеством. И не ждите быстрых результатов, наберитесь терпения. Хотя быстрый результат вполне возможен.
Статья подготовлена по материалам газеты "Маяк"