Модели отношений «родитель – ребенок»
размышлизмы- Модель «занятости» – родители постоянно заняты. У К.И.Чуковского в замечательной книге «От двух до пяти» приводится очень меткая иллюстрация этому: «Папа приходит с работы и за газету, а мама, барыня какая, приходит с работы и стирать, и стирать».
Следует напомнить, если подобная модель детско-родительских отношений возникает в раннем возрасте, она может привести к задержке психического развития ребенка, позднее – к чрезмерной автономизации и даже отчуждению с самыми различными последствиями. При этой модели семья как воспитательная система не работает.
- Модель «взрослости» – родители не способны взглянуть на детские проблемы и заботы глазами самих детей. Подобная способность требует особого таланта быть родителем, чтобы быть способным «подняться до высоты детских чувств» (Я. Корчак). Впрочем, и времени требует тоже. Гораздо проще и привычнее отреагировать на проблему ребенка как на пустяк – «не приставай с глупостями», «не до тебя».
Подобная модель может бумерангом вернуться к родителям в старости, ибо их дети могут не приобрести опыта душевной чуткости
- Модель «старого стереотипа» – родители отстают от динамики взросления ребенка, не меняя характер своего к нему отношения как к маленькому, несмышленому. Вместо ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ они продолжают ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ, что вызывает ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ, раздражение, конфликты.
Автору этих строк довелось услышать от собственных детей: «Мама, мы выросли». А ведь владею теорией вопроса! Всем родителям полезно помнить, что вертикальные отношения с детьми должны смениться горизонтальными СВОЕВРЕМЕННО.
- Модель «воспитательных традиций» – родители пользуются теми методами и средствами воспитания, на которых выросли сами, т.е. повторяют собственных родителей. При этом теряется из виду, что изменилась воспитательная ситуация, да еще как изменилась! Современные дети стали более информированными, они имеют иной комплекс потребностей, ориентируются на другую систему ценностей.
В данной ситуации от родителей требуется педагогическая гибкость и определенная работа по собственному педагогическому развитию.
- Модель «дидактизма» (и здесь тоже) – состоит в поучении, которое выстраивается на бесконечных инструкциях, подлежащих безусловному исполнению - «не трогай», «не ерзай», «не кричи», «не топай»… Начнем с того, что при восприятии частица «не» блокируется. Это означает, что ребенок слышит «трогай, ерзай, кричи, топай». Если вы хотите «подрулить» поведение, подскажите, чтобы вы хотели, и обязательно приемлемой интонацией!
Чревата такая модель тем, что все воспитательные отношения при ней дидактируются, блокируется субъектное начало и развитие самостоятельности как черты характера. Снятие указанного барьера возможно через признание родителями права детей быть личностями.
Ну что, уважаемые родители, еще раз глянем со стороны на свою семью?!
Не смею назидать, потому что, что уж там – сама грешна. И тем не менее, призываю к научному подходу в создании, взращивании и совершенствовании своей семьи! Психология в этом вопросе хорошая помощница.
отрывок из