Алексей Головань: У детей и взрослых права одинаковы, но у детей их больше
ЧтивоОТСЮДА - решила скопировать некоторые моменты себе, уж больно правильно все написано
Алексей Головань стал первым в истории страны Федеральным Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка.
Самый главный инструмент безопасности - просвещение, информирование детей с самого раннего возраста, с детского сада, со школы. Этим должны заниматься люди, работающие с детьми, - воспитатели, педагоги. Это прежде всего должны делать родители. Помните, когда Интернета не было, и вам, и мне говорили в детстве: "Ни у кого ничего не бери, не ходи с чужими дядей-тетей, не входи в лифт с незнакомцем"? Так и сегодня: не раскрывай свою фамилию, не давай свои контактные телефоны или домашний адрес, не ходи ни на какие встречи с виртуальными приятелями. Ребятам необходимо напоминать про все это постоянно и всерьез. И, конечно, эта информация в наглядной форме обязательно должна быть в каждой школе, на уроках ОБЖ, в общедоступных местах. Чтобы у ребенка взгляд за нее цеплялся, чтобы он мог это постоянно видеть.
Проблем в сфере детства, действительно, очень много. И если заниматься всем абсолютно и сразу, мы не достигнем никакого эффекта. Поэтому для себя я пока определил, и об этом говорил президенту, четыре направления. Но - больших, системных. Это насилие в отношении детей, причем насилие везде: и дома, и в школе, и на улице. Это защита прав детей-сирот, в том числе выпускников сиротских учреждений. Это вопросы, связанные с детской проституцией и с детской порнографией. Это улучшение положения детей с ограниченными возможностями. Вот четыре приоритетных направления, на которых я пока хотел бы сосредоточиться. Каждое требует колоссальных усилий и государства, и общества. И денег. И законодательного регулирования.
Пока попытаемся сосредоточиться на этих проблемах, а дальше уже будем постепенно переходить к другим. Хотя я не говорю, что все это же время мы другими вопросами вообще не будем заниматься. Безусловно, будем. Но приоритетные - эти четыре направления.
Действительно, ведь вся наша беда и все насилие во многом начинается, когда в семье отец или мать дают подзатыльник, хлопают ремнем, что само по себе плохо, но еще гораздо страшнее то, что при этом ни взрослый, ни ребенок не понимают, что совершается насилие. Уже совершено. Тут надо работать с общественным сознанием, и не только в правовом поле работать. С моей точки зрения, здесь необходим комплексный подход. Во-первых, опять-таки очень мощное просвещение и информирование как детей, их родителей, так и специалистов, работающих с детьми, о том, что такое насилие. Как распознать насилие? Как поступить, если ты стал свидетелем насилия? Какие есть службы, которые могут помочь детям, ставшим жертвами насилия? У нас народ ничего этого не знает на самом деле.
Нужно и через средства массовой информации все разъяснять, с помощью кино, литературы. Чтобы наши уважаемые, публичные люди - артисты, писатели, политики, говорили об этой проблеме. Чтобы у нас постепенно менялся менталитет.
У нас ведь он такой: когда родители шлепают, наказывают своего ребенка, никто не должен вмешиваться, это не наше дело. У меня был случай, когда я в самолете летел из одной европейской страны. Мама-пассажирка жутко унижала своего сына - воспитывала. Самолет наш, аэрофлотовский, еще не успел взлететь, и я, проходя мимо их кресел, очень мягко заметил, что, может быть, не стоит так горячиться. Так все сидящие рядом пассажиры на меня же и набросились: "Какое твое дело, что ты лезешь? Идешь себе - и иди на свое место. Мама сама разберется, что ей с собственным ребенком делать". Я был поражен! Причем мы с коллегой возвращались в Москву как раз с международной конференции, где обсуждались темы насилия.
Я отчасти согласен, что раньше была совершенно другая шкала координат во взаимоотношениях человека с обществом. Нас воспитывала и школа, и улица, и двор, и соседи, и дворник дядя Миша. Иногда - более эффективно, чем кто бы то ни был. Сегодня изменилась не только сама среда обитания ребенка, изменились взаимоотношения с окружающим его миром. Но это издержки того выбора, который мы сделали, когда выбрали индивидуализм, частные свободы. По-другому здесь не получается. И потому очень важно найти баланс между свободой и частной жизнью семьи и правом государства и общества защитить интересы растущего в этой семье ребенка. Есть прецеденты, когда специалисты в семью войти не могут, потому что им говорят - это наша частная жизнь, наше частное жилище, и не заходите, права такого не имеете.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка - это то, что любой здравомыслящий человек понять может. Это должно быть лакмусовой бумажкой, как поступать в той или иной ситуации. Если интересы ребенка требуют войти в семью и посмотреть, как там ребенку живется, мы должны это делать, несмотря ни на что. И семья должна быть в этом случае открыта. Мы не должны, безусловно, лезть к людям в дом по делу и без дела, когда нам захочется, но должны обеспечить интересы ребенка, когда это требуется. Потому что сам ребенок не сможет защитить себя, свои права, он зависим от взрослых, и прежде всего от своих родителей. Поэтому, те люди, которые призваны заниматься защитой прав детей, - органы опеки, прокуратура, комиссия по делам несовершеннолетних, - должны иметь возможность прийти в любую семью и помочь ребенку. К сожалению большая часть насилия происходит как раз в семьях, за закрытыми дверями.